В нашей гимназии реализуется практика инклюзивного образования для детей с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) с использованием модели «Ресурсный класс».
В 2020 году в гимназии был открыт первый ресурсный класс для обучающихся с РАС (1 класс) для обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе начального образования (далее - АООП НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) (вариант 8.2, 8.3).
В новом учебном году открыт еще один класс для детей с РАС.
На первом психолого-педагогическом консилиуме (далее - ППк) школы, который обычно проходит в начале октября, специалисты ППк (педагог-психолог, дефектолог, учитель начальной школы, логопед) на основании результатов комплексной диагностики и совместного обсуждения определяют основные особенности ребенка, актуальный уровень развития ребенка и зону ближайшего развития, с целью дальнейшей постановки целей и задач обучения по АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, коррекционно-развивающей работы с ребенком и разработки индивидуальной программы развития.
Диагностический этап предполагает сбор информации о ребенке с РАС. Специалисты квалифицируют проблемы ребенка и представляют их в виде заключения, определяют специальные условия обучения и воспитания.
В предлагаемой разработке представлен опыт диагностики познавательной сферы обучающегося с РАС педагогом-психологом. Речь идет не о диагностике клинического нарушения, не об установлении диагноза, не об изучении эмоционально-волевых, межличностных и т.д. особенностях, а только о диагностике познавательной сферы обучающегося с РАС.
Какие методики мы предполагали использовать для проведения эффективной диагностики познавательной сферы обучающегося с РАС?
Это, по нашему мнению, должны быть удобные (с нашей точки зрения) диагностические оценочные методики для обследования, обработки и определения особенностей познавательной сферы ребенка с учетом имеющегося у ребенка дефекта с целью организации дальнейшей коррекции и развития познавательных процессов; развития процессов запоминания и воспроизведения материала; развитие наглядного-образного мышления; формирования мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения; коррекции устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания; коррекции восприятия; развитие крупной и мелкой моторики; увеличение запаса пассивного и активного словаря, развитие потребностей в словесном общении, развитие диалога).
При проведении диагностического обследования познавательной сферы обучающегося с РАС мы использовали следующие методы:
- беседа с родителями об особенностях психического развития ребенка с РАС;
- анализ медицинских документов; заключения ТПМПК; характеристик ребенка, полученных от педагога, дефектолога, логопеда;
- исследование высших психических функций (методики С.Д.Забрамной, Б.В.Зейгарник, А.Р.Лурия [2]; Хаустов А.В., Красносельская Е.Л., Хаустова И.М. Дети с расстройствами аутистического спектра. Протокол педагогического обследования [7]; методики, приведенные Роговым Е.И. в «Настольной книге практического психолога в образовании» [8]; методики кейса диагностических материалов «Лилия» [1] и др.);
- наблюдение за ребенком в процессе диагностики и учебной деятельности ребенка с РАС (поведение во время обследования; познавательный интерес; темп деятельности; работоспособность, другое).
Диагностика познавательной сферы детей с расстройствами аутистического спектра включала оценку уровня овладения сенсорными эталонами, уровня развития целостного образа предмета, сформированности временных и пространственных представлений, элементарных математических представлений, развития мыслительных процессов, свойств произвольного внимания, памяти.
При обследовании и работе с детьми с РАС использовались следующие материалы Кейса диагностических материалов «Лилия» [1]:
Набор предметов:
- Пирамида в цветовой гамме Люшера;
- Почтовый ящик;
- Доска с предметными вкладками;
- Доска с разрезными предметными вкладками;
- Доска Сегена;
- Счетный материал.
Набор картинок и таблиц:
- Картинки предметные, сюжетные и серии для обследования речи
- Классификация невербальная (по цвету, форме, величине) (обучающий эксперимент).
- Классификация предметов.
- Исключение предметов (4-й лишний).
- Сюжетные картинки.
- Таблица с изображением букв.
- Таблица с изображением слогов и слов.
- Сравнение и различение понятий.
- Вербальные аналогии.
- Таблицы предметных изображений и геометрические эталоны их форм.
- Разрезные картинки.
- Тексты для чтения.
Психолого-педагогическое обследование детей с РАС (1 класс) с помощью приведенных выше методик проводилось по 13 направлениям:
1. Ориентировка в окружающем мире («Как тебя зовут?»; «Сколько тебе лет?»; «Как зовут твоих родителей»; «Назови времена года»; «Как называется город, где ты живёшь?»; «Каких ты знаешь домашних животных? Диких животных?»; «Чем отличается день от ночи?»; «В какое время года на деревьях появляются листья?»; «Что остаётся на земле после дождя?»; «Утром мы завтракаем, а днём обедаем?»).
Уровень: выс./средн./низк.
2. Депривация [7]: Перебор пальцев; Реципрокная координация движений: сжимание кистей; ассимитричное постукивание). Уровень: выс./средн./низк.
3. Конструктивный праксис: Пирамидка из 5-ти колец; Коробка форм;Составление разрезной картинки ( из 3/4/5 частей).
Уровень: выс./средн./низк.
4. Сенсорные эталоны (восприятие): Цвет (красный, синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный, серый, голубой, оранжевый, коричневый).
Форма (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, овал, звезда). Величина (длинный/короткий, широкий/узкий, высокий/низкий). Пространственный гнозис (в, на, над, под, из-под, верх, низ).
Уровень: выс./средн./низк.
5. Внимание: Методика «Корректурная проба» (Листики, Домики, Геометрические фигуры).
Уровень: выс./средн./низк.
6. Память
- Слухоречевая (10 слов Лурия).
- Уровень: выс./средн./низк.
- Зрительная память: Методика «Узнай фигуру» (Бернштейн)/«9 фигур».
- Уровень: выс./средн./низк.
7. Классификация и обобщение
Обобщение: «Подбери слова в группу и продолжи ряд, а затем назови одним словом»: лев, тигр, слон; огурец, помидор, лук; стакан, тарелка, ложка синица, ворона, голубь.
Исключение («Четвёртый лишний»).
Уровень: выс./средн./низк.
8. Воображение: Преврати фигуру.
Уровень: выс./средн./низк
9. Причинно-следственные связи, развитие речи
Составление рассказа по серии сюжетных картинок 3/5.
Уровень: выс./средн./низк.
10.Двигательная сфера
Мелкая моторика: Срисовывание фразы; Срисовывание группы точек; Рисунок челове
ка.
Уровень: выс./средн./низк.
Общая моторика: Марш; Мяч; Прыжки: на одной ноге, на двух ногах.
Ведущая рука: правая/левая.Ведущая нога: правая/левая.
Уровень: выс./средн./низк.
11. Готовность к обучению письму
Знание букв, звуков. Умение читать и передавать смысл прочитанного.
Уровень: выс./средн./низк.
12. Готовность к обучению математике
Счёт (от 0 до 10) прямой; Счёт (от 10 до 0) обратный; «Что больше 5 или 6»; «Что меньше 6 или 7»; «Назови соседей числа 5»; Решение задач.
Уровень: выс./средн./низк.
13. Субективная семейная ситуация: кинетический рисунок семьи.
Результаты психолого-педагогического обследования фиксировались в протоколе [5, 6] (Приложение 1).
По итогам психолого-педагогического обследования были оформлены заключения.
Следует отметить, что некоторые дети с РАС не владеют речью (полностью или частично), поэтому, учитывая особенности детей с РАС, их неустойчивую работоспособность, нарушения концентрации и устойчивости внимания, необходимо при обследовании детей проявлять определенную гибкость в использовании диагностического материала, возможности одновременного выявления на одном материале уровня развития исразу нескольких сфер.
Результаты входной диагностика познавательной сферы обучающихся с РАС (1 класс) ресурсного класса в начале учебного года представлены в Таблице 1:
Таблица 1. Результаты входной диагностики познавательной сферы обучающихся с РАС (1 класс).
Направление диагностики
|
Результаты входной диагностики |
1. Ориентировка в окружающем мире |
Информативна при работе с обучающимися с РАС, владеющимиречью. |
2. Депривация |
Не выполняется проба «Перебор пальцев». |
3. Конструктивный праксис |
Некоторые обучающиеся с РАС испытывали затруднения при составлении разрезной картинки. |
4. Сенсорные эталоны (восприятие) |
Обучающиеся с РАС, владеющие речью, называли основные цвета, геометрические формы, но не называли величину предмета и место нахождения. |
5. Внимание |
При выполнении задания «Корректурная проба» обучающиеся с РАС допускали ряд ошибок: выделяли зачеркиванием все фигуры подряд, либо фигуры, которые им понравились и т.д. |
6. Память |
Слухоречевая: При запоминании слов обучающиеся с РАС, владеющие речью, не смогли воспроизвести по памяти предложенные слова. |
Зрительная память: только один обучающийся с РАС выполнил задание, попытавшись воспроизвести предложенные геометрические фигуры. |
|
7. Классификация и обобщение |
Обучающиеся с РАС, владеющие речью, не справились с заданиями на обобщение и исключение. |
8. Воображение |
Обучающиеся с РАС не справились с заданием. |
9. Причинно-следственные связи, развитие речи |
Обучающиеся с РАС, владеющие речью, не справились с заданиями на составление рассказа по серии сюжетных картинок. |
10. Двигательная сфера
|
Мелкая моторика: Только один обучающийся с РАС выполнил задание по срисовыванию фразы, группы точек, рисунок человека полностью. |
Общая моторика: У обучающиеся с РАС вызвали затруднения задания с мячом и прыжки на 1 ноге. |
|
11. Готовность к обучению письму |
Обучающиеся с РАС, владеющие речью, называют от 2 до 5 букв. |
12. Готовность к обучению математике |
Из обучающихся с РАС, владеющих речью, 30% владеет прямым счетом от 0 до 10. Обратным счетом не владеют, испытывают затруднения при решении предложенных задач. |
13. Субективная семейная ситуация |
Обучающиеся с РАС не справились с заданием рисунок семьи. |
По итогам диагностики педагог-психолог определил уровень актуального развития каждого обучающегося с РАС, конкретизировал содержание коррекционной работы и определил необходимый объем коррекционной помощи. Другие специалисты также квалифицировали проблемы каждого ребенка и представили их в виде заключения, определили специальные условия обучения и воспитания.
Обычно на заседании школьного ППк специалистами принимается решение, какие дополнительные курсы и в каком объеме необходимы обучающемуся с РАС, определяется объем часов коррекционной помощи на каждого обучающегося. По итогам заседания ППк разрабатываются мероприятия коррекционно-развивающей области (программа коррекционной работы; коррекционно-развивающие курсы и др.), индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с РАС.
Если обучающийся имеет инвалидность, то в содержание курса вносятся рекомендации ИПРА (индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида) ученика с инвалидностью.
По итогам первичной диагностики познавательной сферы обучающихся с РАС (1 класс) педагогом-психологом была разработана «Рабочая программа коррекционного курса «Развитие познавательной деятельности» (индивидуальные занятия) для обучающихся с РАС (6-8 лет), АООП НОО ОВЗ, Вариант 8.3.» (отмечена сертификатом ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» по итогам участия в 2020 году в краевом конкурсе на лучшую программу коррекционного курса для обучающихся с ОВЗ).
Основная цель курса - коррекция и развитие высших психических функций (сенсорно-перцептивной сферы, представлений, внимания, памяти, мышления и других), активизация познавательной деятельности с учетом возможностей и особенностей обучающегося с РАС.
Задачи курса:
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- коррекция темпо-ритмической, зрительно-моторной координаций;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- развитие воображения, внимания, памяти, мышления;
- развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации;
- формирование и обогащение словаря, развитие связной устной речи;
- формирование коммуникативных навыков;
- развитие личностных качеств учащихся и эмоционально-волевой сферы;
- формирование социального опыта обучающегося с РАС;
- формирование базовых предпосылок учебной деятельности (навыков имитации, понимания инструкций, навыков работы по образцу и т.д.;
- формирование стереотипа учебного поведения;
- коррекция нежелательных форм поведения;
- формирование ресурса самостоятельности.
Коррекционный курс «Развитие познавательной деятельности» входит в коррекционно-развивающую область «Коррекционные занятия» и является обязательным при реализации АООП НОО ОВЗ для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), Вариант 8.3.
Курс «Развитие познавательной деятельности» (индивидуальные занятия) реализуется в ресурсном классе для обучающихся с РАС на протяжении первого года обучения и позволяет стимулировать сенсорно-перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, последовательно и постепенно преодолевать разнообразные трудности обучения и коммуникации, развивать жизненные компетенции и формировать ресурс самостоятельности обучающегося с РАС.
Каждая тема завершается беседой с родителями (законными представителями), в ходе которой подводятся итоги проведенной коррекционной работы, определяется ход дальнейшей работы, акцентируются проблемные моменты.
Вместе с тем во время коррекционных занятий с ребенком с РАС необходимо обеспечивать постепенную, индивидуально дозированную интеграцию его в группу обучающихся ресурсного класса, у которых есть значительные успехи в развитии познавательной деятельности. Содержание курса может усложняться или упрощаться имеющимися заданиями в зависимости от индивидуальных возможностей обучающегося с РАС.
Курс содержит коррекционные игры и задания разного уровня сложности. Задания, включаемые в занятие, должны быть адаптированы для ребенка с РАС с учетом его индивидуальных особенностей.
Форма работы: индивидуальная.
Диагностика обучающегося с РАС - процесс довольно сложный, но, уже начиная процесс диагностики обучающегося, мы открываем перед ребенком с РАС новые возможности его развития.
Литература
- Диагностический набор ЛИЛИЯ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mtvideo.ru/diagnosticheskiy-nabor-liliya (Дата обращения: 18.03.2022).
- Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» авторов С.Д.Забрамной, О.В.Боровика: Пособие для психолого-педагогических комиссий. - М.: Владос, 2003. - 32 с.
- Программа коррекционной работы: методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов образовательных организаций Т.Ю. Галочкина, И.О. Баранова, Л.И. Грачева, Т.С. Кузьмина и др. - Красноярск, 2016. - 86 с.
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в образовательном учреждении. Сердюк О.А., ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», Институт психологии, Кафедра психологии образования: - Екатеринбург, 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/10319/2/08Serduk2.pdf (Дата обращения: 18.03.2022).
- Протокол 3-4, учебно-методический материал. Лейман О.Н. Опубликовано 25.04.2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/04/25/protokol-3-4 (Дата обращения: 18.03.2022).
- Протоколы психолого-педагогического обследования детей разных возрастов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/protokoli-psihologopedagogicheskogo-obsledovaniya-detey-raznih-vozrastov-3498045.html (Дата обращения: 18.03.2022).
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 529 с.
- Хаустов А.В., Красносельская Е.Л., Хаустова И.М. Дети с расстройствами аутистического спектра. Протокол педагогического обследования // Практика управления ДОУ. - 2014. - №1. - С. 32-50.