В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается культура речи. Развитая речь помогает дошкольнику лучше передать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию; формирует такие качества личности, как общительность, верность, объективность.
В процессе знакомства с художественной литературой дети начинают понимать специфику литературных жанров (сказки, стихи, произведения устного народного творчества, рассказы), их художественные достоинства учат понимать значение образных выражений, развивать поэтический слух и научить детей использовать различные средства художественного выражения в самостоятельном словесном творчестве. Поэтому по тому, как ребенок строит свои высказывания, насколько интересно, образно он умеет рассказывать и пересказывать, сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, владении богатством родного языка.
Знание литературного языка, повышение навыков речевой культуры - необходимая составляющая воспитания человеческого интеллекта. Если по каким-то причинам у ребенка недостаточно развита речь, то в будущем это также усложнит учебную деятельность. Поэтому учителю, а также родителям необходимо овладеть методами и приемами, способствующими развитию речи в дошкольном возрасте [3].
В старшем дошкольном возрасте широко используются все традиционные виды повествования: об игрушке, предмете, картинке, серии картинок, основанные на впечатлениях (коллективных и индивидуальных) по воображению. Особое направление в процессе формирования речевых навыков - работа с произведениями искусства разных жанров. В процессе такой деятельности решается комплекс учебных и воспитательных задач. Среди них важное место занимает формирование навыков построения монологического высказывания, что в будущем позволит ребенку успешно учиться в школе.
На наш взгляд, эффективное развитие связной речи может быть обеспечено в процессе обучения пересказу и выполнения творческой работы на основе прочитанного. Рассмотрим те типы творческих задач, основанные на художественном тексте, которые требуют от старшего дошкольника составить подробное изложение монолога. Словесная иллюстрация, которая широко используется в школьном обучении, вызывает большой интерес у детей. Он предполагает подробное описание картины, которая создается в воображении после прочтения определенной части художественного текста.
Важно, чтобы дети выполняли это задание последовательно, и для иллюстрации выбирается либо та часть текста, которая может вызывать образы на основе жизненного опыта в воображении ребенка, либо требующая использования творческого воображения. Исходя из этого, можно выделить два варианта словесной иллюстрации: воспроизведение авторского контекста и свободное толкование очерченной автором сюжетной линии. При этом активность детей во многом зависит от интереса к произведению, от художественного своеобразия текста, выразительности его языка.
Словесная иллюстрация может осуществляться в связи с работой над любым жанром. Его организация в старшем дошкольном возрасте требует оригинальных подходов, не дублирующих школьные методы. Приведем пример организации выделенных выше типов иллюстраций. Вместе с тем отметим, что для организации такой работы мы часто используем тексты эпических стихов, так как при небольшом объеме они имеют динамичный сюжет, выразительный язык.
В первую очередь выберем текст, в котором изображения конкретны, видны, характеристики точны и детализированы. Нельзя забывать, что дети дошкольного возраста воспринимают произведение только на слух, поэтому лишний раз обратиться к тексту не могут.
Однажды, роскошно одета,
По полю гуляла Конфета.
На ней был хорошенький фантик
И белый с ромашками бантик.
На ней было платье в горошек.
И день был ужасно хороший…
Стояло волшебное лето,
Сияла от счастья Конфета.
Так начинается стихотворение А.Усачева «Баллада о конфетах» [1, с. 86]. На наш взгляд, этот отрывок позволяет успешно проводить словесную иллюстрацию. С одной стороны, образ оригинален, интересен детям своей неповторимостью. С другой стороны, она прорисована подробно, ребенок может представить не только саму Конфету, но и окружающий ее пейзаж.
Ознакомившись со стихотворением и проанализировав его, предлагаем создать к нему словесную иллюстрацию. Учитель перечитывает выбранный отрывок и просит описать то, что было представлено по плану: во-первых, Кенди, ее одежду, позу, настроение и то, как это передается; затем пейзаж, окружающий героиню. В процессе подготовки к школе примерный рассказ учителя не используется, тем более что он лишит детей самостоятельности. Работая с такими текстами, мы получаем довольно однообразные по содержанию утверждения. Но такая работа необходима, так как создает основу для озарения более высокого уровня, основанного на творческой фантазии.
В качестве примера для проведения иллюстрирования, основанного на воображении, возьмем стихотворение Д.Хармса «На этой странице странные птицы». [2, с. 23]
На этой странице
Странные птицы
Странно летают!
А тут:
Странные люди
Стоят очень странно,
И странные пальмы растут.
И странное солнце
Блестит над страною,
И странная светит луна.
Но мы улыбнемся
И скажем с тобою:
Бумажная это страна
Это стихотворение описывает «чужую страну», но в чем ее странность каждый читатель должен представить самостоятельно. Автор не описывает птиц, людей, пальмы, солнце и луну в бумажной стране, поэтому каждый вправе придумывать свой вариант иллюстраций. Главное, чтобы описание передавало необычный, фантастический характер ландшафта, он должен быть «странным». Дети последовательно придумывают каждую деталь картины. Особое внимание уделяется расположению предметов в пространстве, цветовой гамме. В стихотворении упоминаются «странные» люди, подробно рассматривается их внешний вид. В результате проведенной подготовительной работы дети получают самостоятельные описательные высказывания. Затем, основываясь на словесной иллюстрации, вы можете выполнить графику.
Приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что степень творческой активности детей при выполнении иллюстраций зависит от особенностей содержания выбранных произведений. При этом оба варианта создания словесной картины (репродуктивный и творческий) важны и эффективны, так как первый учит воображать то, что подробно описал автор, а второй учит описывать плоды собственной фантазии исходя из деталей, приведенных в тексте.
Литература
- Усачев А. Большая книга стихов и рассказов. - М.: Росмен, 2017. - 215 с.
- Хармс Д. Стихи. - М.: Эксмо, 2010. - 120 с.
- Форманюк, М. В. Значение художественной литературы в речевом развитии дошкольников / М.В.Форманюк. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 24 (314). - С. 440-441. - URL: https://moluch.ru/archive/314/71643/ (дата обращения: 24.09.2021).