1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из традиций русской культуры является художественное образование. Оно обеспечивает историческую преемственность поколений и бережное отношение к историческому и культурному наследию. Художественное воспитание, безусловно, является одним из самых важных.
В ряду дисциплин, изучаемых в художественной школе, не случайно много внимания уделяется курсу «История изобразительного искусства». Ведь преподавание этого предмета направлено на всестороннее гармоничное развитие личности учеников, формирование их мировоззрения, духовных интересов, нравственного и эстетического идеала, воспитание культуры чувств. Ученики приобретают умение видеть прекрасное и любоваться им, различать, понимать, чувствовать и оценивать художественные произведения, учатся жить по законам красоты.
Программа курса включает основные разделы из истории Древнего мира, а также западноевропейского и русского искусства. Рассчитана на изучение за два года (64 академических часа), учащимися вечернего отделения художественной школы. Большая часть групп вечернего отделения состоит из тех, кто не посещал художественную школу, то есть не имеет систематического художественного образования. Но, как правило, это талантливые, целеустремленные ребята, с четким пониманием необходимости заниматься и развивать свои способности для поступления в ССУЗы и ВУЗы. Программа в доступной форме, достаточно кратко дает возможность познакомиться с основными разделами предмета. Кроме того, автором созданы три учебных пособия - лекционных курса с доступными презентациями, которые также помогают в достижении педагогических целей. А наличие печатных сборников в школе дает возможность учащимся, пропустившим занятие (чаще по причине нехватки времени) легко наверстать материал.
Одна из основных задач курса - постижение учениками духовного опыта человечества посредством изучения истории искусства. Основой изучения является развитие навыков восприятия художественного образа. Отсюда основная учебная задача - развитие художественного восприятия у учащихся. Решая эту задачу, преподаватель должен развивать гуманитарную и художественную эрудицию учащихся, заинтересовать их искусством и творческим изучением произведений (прежде всего своим собственным примером). Главное - воспитать отзывчивость к идейной, эстетической и художественной ценности искусства, которая достигается посредством единства содержания и формы произведений. У учащихся должны быть выработаны навыки анализа произведений искусства. Давая представление о развитии искусства, как на протяжении всей истории, так и в пределах одной эпохи, педагогу необходимо рассматривать каждое явление искусства в связи с конкретной исторической обстановкой, в которой оно возникло.
Виды занятий могут быть разнообразными (рассказ, лекция, беседа, семинар, киноурок, экскурсия и т.д.) как и формы работы учеников (работа с книгой, анализ произведения, сочинение и т.д.). Большого внимания требует развитие навыков самостоятельных суждений учеников об увиденных произведениях, которое развивается, в том числе благодаря самостоятельному посещению музеев, выставок, а также экскурсиям. Все занятия следует вести в тесной связи с учебными предметами общеобразовательной и художественной школы. Межпредметные связи обязательны! Рассказ в рамках курса о литературе, музыке, киноискусстве, театре лишь украсит урок, а главное - повысит эрудицию учащихся.
Для проведения занятий по истории изобразительного искусства необходимо широко использовать современные технические средства, которые расширяют возможности преподавателя, например, делают возможным проведение киноурока. А это, несомненно, очень важно. В условиях, когда миллионы российских школьников не имеют реальной возможности непосредственного знакомства с подлинниками культуры, наиболее доступной формой художественного воспитания становятся именно образовательные фильмы.
Программа предусматривает текущий контроль. Формы контроля различные: письменные и устные зачеты, которые проверяют фактические знания и умение рассуждать; устные и письменные доклады, рассчитанные на развитие самостоятельности; приоритетными считаются - викторины, проверяющие знание конкретных произведений; творческие задания также являются важнейшими.
Учитывая все вышеперечисленное, педагог должен помнить о том, что изучение искусства требует специфического подхода. Контакт с произведением искусства будет плодотворным только тогда, когда оно захватило воспринимающего целиком, затронув и интеллектуальную, и эмоциональную, и волевую сферу личности. От педагога требуется большое искусство для достижения этой цели.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения |
||
Раздел |
Тема |
Кол-во
|
1. Искусство Древнего мира |
1.Первобытное искусство. |
1 |
2.Искусство Древнего Египта. |
3 |
|
3.Античное искусство |
7 |
|
2. Искусство Византии |
4.Искусство Византии. |
3 |
3. Искусство Западной Европы V-XIX веков |
5.Искусство Средневековья в Западной Европе. |
5 |
6.Искусство эпохи Возрождения в Италии. |
7 |
|
7.Искусство эпохи Возрождения в Северной Европе. |
1 |
|
8.Искусство Италии XVII века. |
1 |
|
9.Искусство Испании XVII века. |
1 |
|
10.Искусство Голландии и Фландрии XVII века. |
3 |
|
2 год обучения |
|
|
11.Искусство Франции XVII-XVIII веков. |
3 |
|
12.Искусство XIX века. Романтизм. |
2 |
|
13.Реализм. |
1 |
|
14.Импрессионизм и постимпрессионизм. |
4 |
|
4. Древнерусское искусство |
15.Древнерусское искусство X-XVI веков. |
4 |
16.Древнерусское искусство XVII века. |
1 |
|
5. Русское искусство XVIII-XX веков. |
17.Русское искусство XVIII века. |
2 |
18.Русское искусство первой половины XIX века. |
3 |
|
19.Русское искусство второй половины XIX века. |
6 |
|
20.Русское искусство конца XIX - начала XX веков. |
2 |
|
21.Русское искусство советского периода. |
1 |
|
6. Западноевропейское искусство XX века |
22.Характеристика основных направлений западноевропейского искусства XX века. |
3 |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Первый год обучения
Часть первая. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ИСКУССТВА
Раздел первый. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Тема 1. Первобытное искусство
Периодизация. Возникновение первобытного искусства, его функции. Религиозные и магические представления древних людей, отраженные в произведениях искусства.
Эпоха палеолита: наскальные изображения, направленные на познание человеком окружающего мира («макароны» и меандры), наскальные изображения животных, особенности изображения человека, возникновение скульптуры («Палеолитические Венеры»). Росписи в пещерах: Капова, Руффиньяк, Ласко, Фон-де-Гом, Альтамира. Трансформация искусства в эпоху мезолита и неолита, его связь с развитием трудовой деятельностью человека. Бронзовый век: мегалитические сооружения.
Ученик должен:
- знать основные понятия;
- знать памятники первобытной культуры эпохи палеолита;
- знать особенности развития искусства в эпоху мезолита и неолита;
- иметь представление о мегалитических сооружениях;
- уметь назвать памятники первобытной культуры на территории современной России, Испании и Италии.
Тема 2. Искусство Древнего Египта
Периодизация. Географические и исторические условия, в которых развивалось древнеегипетское искусство. Связь искусства с религиозными представлениями и заупокойным культом. Мифология Древнего Египта. Архитектура - ведущий для Египта вид искусства. Эволюция типов гробниц: мастаба, ступенчатая пирамида, скальная гробница (пирамида Джосера, пирамиды в Гизе, усыпальница Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри). Основные принципы композиции египетских храмов. Заупокойный храм Хефрена, храм царицы Хатшепсут, храмы в Карнаке, Луксоре, Абу-Симбеле.
Синтез искусств в Древнем Египте. Развитие скульптурного портрета: Большой сфинкс, Рахотеп и Нефрет, статуи фараона Хефрена, писца Каи, царевича Каапера, скульптурные портреты Сенусерта III, царицы Нефертити, фараона Эхнатона, статуэтки жреца Аменхотепа и его жены Раннаи. Канон в египетской скульптуре.
Живопись Древнего Египта, ее особенности.
Искусство Амарнского периода. Шедевры из гробницы Тутанхамона.
Ученик должен:
- уметь назвать основные этапы развития культуры Древнего Египта;
- уметь сформулировать особенности культуры Древнего Египта;
- уметь рассказать миф об Осирисе и Горе;
- знать памятники архитектуры Древнего Египта;
- знать каноны, по которым создавалась древнеегипетская скульптура и живопись.
Тема 3. Античное искусство.
Периодизация. Культ человека. Единство духовной и физической красоты человека в классическом искусстве. Мифология Древней Греции. Крито-микенское искусство. Архаика. Гражданская сущность искусства. Древнегреческая керамика: геометрический, ковровый, чернофигурный и краснофигурный стили вазописи. Архаическая скульптура. Высокая классика. Ордерная система. Сложение классического типа древнегреческого храма. Ансамбль Афинского акрополя. Развитие скульптуры: Мирон, Поликлет, Фидий. Синтез архитектуры и скульптуры. Тенденции развития искусства в период поздней классики и в эллинистический период.
Краткие исторические сведения о республиканском Риме и Римской империи. Традиции, воспринятые искусством Древнего Рима. Своеобразие древнеримского искусства. Вклад римлян в историю архитектуры. Разнообразие типов архитектурных сооружений: форумы, базилики, купольные постройки, термы, акведуки, триумфальные арки, театры и амфитеатры.
Развитие живописи: росписи, мозаики. Фаюмские портреты.
Древнеримский скульптурный портрет: статуя римлянина в тоге, статуя Августа из Прима Порта, конная статуя Марка Аврелия, портрет Каракаллы, портрет Филиппа Аравитянина. Повествовательность рельефа на колонне Траяна.
Ученик должен:
- знать периодизацию искусства Древней Греции;
- знать основных древнегреческих богов и их иконографию;
- знать виды вазописи;
- уметь проследить развитие древнегреческой скульптуры;
- знать 3 вида ордера и уметь различать их на практике;
- уметь назвать памятники Афинского акрополя;
- уметь назвать памятники древнегреческой пластики и их создателей;
- четко определять главную задачу греческого искусства;
- уметь определить своеобразие древнеримского искусства;
- знать пройденные памятники.
На завершающем этапе изучения раздела «Изобразительное искусство Древнего мира» ученик должен:
- запомнить основные этапы развития древнего мира;
- усвоить понятие «канон»;
- знать ордерную систему в древнегреческой архитектуре;
- понимать эмоциональную выразительность архитектурных сооружений Древнего Рима;
- знать черты, характерные для древнеегипетской, древнегреческой и древнеримской скульптуры.
Раздел второй. ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ
Тема 4. Искусство Византии
Эллинистические традиции в искусстве Византии. Архитектура: сложение типа крестово-купольного храма. Храм св. Софии. Росписи и мозаики Византии (мавзолей Галлы Плацидии, церковь Сан-Витале). Канон в византийской живописи, как отражение незыблемости христианской идеи.
Ученик должен:
- знать, с чем связано возвышение Византии;
- уметь рассказать о храме св. Софии;
- усвоить тип крестово-купольного храма;
- уметь назвать памятники византийской культуры.
Раздел третий. ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ V-XIX ВЕКОВ
Тема 5. Средневековое искусство в Западной Европе
Периодизация. Раннехристианское искусство (н.V - сер.X). Книжные миниатюры Меровингов и Каролингов.
Романский стиль. Условия возникновения романского искусства. Господство религиозного мировоззрения. Значение монастырей и городов как культурных центров. Ведущая роль архитектуры в синтезе искусств средневековья. Строительство замков феодалов, крепостей, монастырей, церквей. Конструктивные и образно-художественные особенности архитектуры. Выразительность скульптуры романских соборов. Ансамбль в Пизе.
Искусство готики. Условия возникновения готического стиля. Появление новых строительных конструкций и витража. Готическая скульптура. Особенности готической архитектуры во Франции (собор Парижской Богоматери, соборы в Шартре, Реймсе, Страсбурге) и Германии (Кельнский собор).
Ученик должен:
- знать периодизацию средневекового искусства;
- уметь рассказать об искусстве книжной миниатюры в Средневековье;
- уметь различать готические и романские памятники;
- запомнить пройденные готические соборы;
Тема 6. Искусство эпохи Возрождения в Италии
Периодизация. Эпоха Проторенессанса. Условия возникновения проторенессансной культуры. Джотто ди Бондоне. Росписи капеллы дель Арена в Падуе.
Раннее Возрождение. Новое мироощущение. Интерес к человеку и окружающей природе. Теоретические и практические искания художников. Изучение античного наследия, перспективы, анатомии. Передача пластического объема. Возникновение новой станковой формы живописи. Рисунок. Высокий авторитет искусства и художника. Сандро Боттичелли (живопись), Брунеллески, Браманте (архитектура), Донателло (скульптура). Титаны Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи. Рафаэль. Микеланджело. Возрождение в Венеции. Тициан.
Значение искусства Возрождения для дальнейшего развития мирового искусства.
Ученик должен:
- знать периодизацию эпохи Возрождения;
- уметь назвать основные черты эпохи Возрождения;
- знать основные произведения великих мастеров;
- усвоить творческий путь Леонардо да Винчи и Микеланджело;
- понимать значение искусства эпохи Возрождения для дальнейшего развития искусства.
Тема 7. Искусство эпохи Возрождения в Северной Европе
Отличительные черты искусства Нидерландов и Германии в эпоху Возрождения.
Живопись Нидерландов XV-XVI вв.: Ян ван Эйк, Босх, Питер Брейгель Старший.
Искусство Германии (живопись и гравюра): Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн Младший.
Сравнение искусства итальянского Возрождения с искусством северного Возрождения: темы и сюжеты; изобразительная система.
Ученик должен:
- усвоить основные черты искусства Северного Возрождения;
- знать основные произведения мастеров этого периода;
- уметь сделать сравнительный анализ произведений итальянского и Северного Возрождения.
Тема 8. Искусство Италии XVII века
Барокко как стиль в искусстве. Особенности архитектуры и живописи. Новые образные и пластические принципы в творчестве Караваджо и Бернини.
Ученик должен:
- усвоить основные черты искусства барокко;
- знать произведения Караваджо и Бернини.
Тема 9. Искусство Испании XVII века
Историческая справка об эпохе. Диего Веласкес. Композиционное и колористическое мастерство. Портреты и историческая живопись.
Ученик должен:
- знать творческий путь Веласкеса;
- знать основные работы мастера «золотого века» Испании.
Тема 10. Искусство Голландии и Фландрии XVII века
Живопись Голландии в XVII веке. «Малые голландцы». Развитие жанровой картины, пейзажа и натюрморта. Виллем Хеда и Питер Класс: искусство натюрморта. Портрет в творчестве Франса Хальса. Творчество Рембрандта Харменс ван Рейна, черты барокко. Жизненный и творческий путь. Роль света в его картинах и живописная фактура полотен.
Фламандское искусство. Стиль барокко во Фландрии. Питер Пауль Рубенс. Антонис Ван Дейк. Натюрморты Снейдерса. Фламандский народный стиль: Якоб Йорданс.
Ученик должен:
- знать фламандских и голландских художников;
- знать основные произведения мастеров;
- знать творческий путь Рембрандта;
- усвоить основные черты фламандского народного стиля.
Второй год обучения
Тема 11. Искусство Франции XVII-XVIII веков
Историческая характеристика времени. Классицизм в искусстве Франции XVII века. Творчество Пуссена. Господство классицизма как официального придворного направления в архитектуре: Версаль, Лувр.
XVIII век. Сложение стиля рококо. Ватто и Буше. Черты сентиментализма в творчестве Шардена.
Искусство эпохи Великой Французской революции. Жак Луи Давид - основоположник революционного классицизма. Обращение искусства к гражданским идеалам античности и к непосредственной революционной действительности.
Ученик должен:
- уметь сформулировать черты классицизма;
- знать пройденные работы Пуссена, Ватто и Шардена;
- уметь сформулировать черты рококо и знать представителей этого направления во Франции;
- представлять, какое воплощение нашла во французском искусстве историческая ситуация рубежа веков и знать работы Давида.
Тема 12. Искусство XIX века. Романтизм
Характеристика романтизма.
Эжен Делакруа и Теодор Жерико - представители романтизма во французской живописи. Творчество испанца Франсиско Гойи. Творчество английского романтика Тёрнера.
Ученик должен:
- знать представителей романтизма в европейском искусстве, их работы;
- уметь сформулировать черты романтизма как художественного стиля;
- понимать особенности творчества Гойи;
- понимать особенности творчества Тёрнера.
Тема 13. Реализм
Характеристика реализма.
Французский реалистический пейзаж и жанровая живопись. Образы природы в творчестве барбизонцев. Творчество Франсуа Милле. Франсуа Курбе.
Ученик должен:
- уметь рассказать о барбизонцах, знать их работы;
- уметь сформулировать черты реализма в искусстве, назвать ярких представителей в живописи.
Тема 14. Импрессионизм и постимпрессионизм
Импрессионизм. Создание новой живописной системы в западноевропейском искусстве XIX века. Борьба с салонным и академическим искусством. Характеристика основных особенностей творческого метода импрессионистов: темы и сюжеты; принципы композиции; живописная система. Объяснение термина «импрессионизм». Клод Моне - вождь нового направления. Разработка пленэра и техники импрессионистов. Творчество Камиля Писсарро, Огюста Ренуара, Эдгара Дега.
Дальнейшее развитие живописи в творчестве постимпрессионистов. Поль Сезанн, Поль Гоген, Винсент Ван Гог.
Влияние французского импрессионизма на развитие искусства других стран.
Ученик должен:
- уметь раскрыть термин «импрессионизм»;
- знать задачи и живописные приемы импрессионистов и постимпрессионистов, тематику их творчества;
- знать произведения мастеров.
На завершающем этапе изучения раздела «Искусство Западной Европы V-XIX веков» ученик должен:
- иметь поэтапное представление о развитии истории западноевропейского искусства в указанный период;
- четко представлять временные рамки каждого периода;
- уметь выделять основные черты изученных направлений;
- знать основных представителей направлений и их работы;
- указывать не только географическую принадлежность мастера к той или иной стране, но и научиться выделять черты художественного направления, в котором он работал.
Часть вторая. ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА
Список литературы
- Александров В. Н. История русского искусства: краткий справочник школьника. / В. Н. Александров. - Минск: Харвест, 2003.
- Алексеева В. В. Что такое искусство? / В. В. Алексеева. - М.: Советский художник. - 1991.
- Алехин А. Д. О языке изобразительного искусства. / А. Д. Алехин. - М.: Знание, 1984.
- Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. / М. В. Алпатов - М.: Искусство, 1984.
- Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. / М. В. Алпатов. - М.: Искусство, 1987.
- Алпатов М. В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. / М. В. Алпатов. - М.: Искусство, 1976.
- Астраханцева Т., Калашников В. Золотое кольцо. / Т. Астраханцева, В. Калашников. - СПб.: Иван Федоров, 2002.
- Баумгартен Ф., Поланд Ф., Вагнер Р. Эллинская культура. / Ф. Баумгартен, Ф. Поланд, Р. Вагнер. - М.: АСТ, 2000.
- Бенуа А. Н. История живописи всех времен и народов. / А. Н. Бенуа. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2003.
- Бенуа А. Н. Русская школа живописи. / А. Н. Бенуа. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2003.
- Борисова Е. А., Каждан Т. П. Русская архитектура конца XIX - начала XX веков. / Е. А. Борисова, Т. П. Каждан. - М.: Искусство, 1971.
- Борисова Е. А., Стерн Г. Ю. Русский модерн. / Е. А. Борисова, Г. Ю. Стерн. - М.: РИП-Холдинг, 2014.
- Будур Н. Русские иконы. / Н. Будур. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
- Верман К. История искусства всех времен и народов. / К. Верман. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2003.
- Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. / Б.Р. Виппер. - М.: В. Шевчук, 2015.
- Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. / Б.Р. Виппер. - М.: В. Шевчук, 2017.
- Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII-XVI веков: курс лекций по истории изобразительного искусства и архитектуры. В 2 т. / Б.Р. Виппер. - М.: Искусство, 1977.
- Волкова П. Мост через бездну. В 5 кн. / П. Волкова. - М.: «Зебра Е», 2014.
- Всеобщая история искусств, Т. 1-6.-М.: Искусство, 1956-1966.
- Геташвили Н.В. Атлас мировой живописи. / Н.В. Геташвили. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
- Гнедич П.П. История искусств. / П.П. Гнедич. - М: Директмедиа Паблишинг, 2003.
- Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. / И.Э. Грабарь. - М.: Искусство, 1966.
- Горбунова К. С. Чернофигурные аттические вазы. / К. С. Горбунова. - М.: Искусство, 1883.
- Губарева М. В. Низовский А.Ю. Сто великих храмов мира. /М. В. Губарева, А.Ю. Низовский. - М.: Вече, 2002.
- Деготь Е.Ю. Русское искусство XX века. / Е.Ю. Деготь. - М.: Трилистник, 2002.
- Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. / Н. А. Дмитриева. - М.: Рипол-Классик, 2020.
- Ермонская В.В. Что такое скульптура. / В.В. Ермонская. - М.: Изобразит. искусство, 1977.
- Ефремова Л. А. Русская иконопись. / Л. А. Ефремова. - М.: «ОЛМА Медиа Групп», 2008.
- Жегалова С. К. Русская народная живопись. / С. К. Жегалова. - М.: Просвещение, 1984.
- Жукова Л. М. Азбука русской живописи. / Л. М. Жукова. - М.: Белый город, 2004.
- Журнал «Художественная галерея».
- Замкова М. В. Прадо. / М. В. Замкова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
- Замкова М. В. Уффици. / М. В. Замкова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
- Иконников А. В. Художественный язык архитектуры. / А. В. Иконников. - М.: Искусство, 1985.
- Ильин М. А. Каменная летопись Московской Руси. / М. А. Ильин. - М.: Искусство, 1966.
- Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. / Т. В. Ильина. - М.: Высш. шк., 2003.
- Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века. / Т. В. Ильина. - М.: Высш. шк., 2001.
- Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика. Книга для учителя. Т. 1-3. Изд. 4-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1987.
- История искусств. Тематический план. Программа курса. - СПб.: СПбГУКИ, 2005.
- История искусства: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. - М.: Республика, 2003.
- Калашникова Т. В. Энциклопедия русской живописи. / Т. В. Калашникова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
- Кирсанова Р. М. Русский костюм и быт XVIII-XIX веков. / Р. М. Кирсанова. - М.: слово, 2002.
- Коваленская Н.Н. История русского искусства первой половины XIX века. / Н.Н. Коваленская. - М.: Искусство, 1951.
- Кожина Е. Ф. Искусство Франции XVIII века. / Е. Ф. Кожина. - Л.: Искусство, 1971.
- Комарова И. И., Железнова Н. Л. Художники. / И. И. Комарова, Н. Л. Железнова. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.
- Костомаров Н. И. Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях. / Н. И. Костомаров. - Смоленск: Русич, 2003.
- Крюковских А. П. Санкт-Петербург. Памятники искусства. / А. П. Крюковских. - СПб.: Паритет, 2004.
- Кун Н.А. Мифы и легенды Древней Греции. / Н.А. Кун. - СПб.: Полигон, 2004.
- Купцов И. И. Родина Жар-птицы. / И.И. Купцов. - М.: Советская Россия, 1983
- Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. / В. Н. Лазарев. - М.: Искусство, 1966.
- Лазарев В. Н. Византийская живопись. / В. Н. Лазарев. - М.: Искусство, 1986.
- Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески. / В. Н. Лазарев. - М.: Искусство, 2000.
- Лазарев В. Н. Феофан Грек и его школа. / В. Н. Лазарев. - М.: Искусство, 1966.
- Линник И.В. Голландская живопись XVII века и проблемы атрибуции картин. И.В. Линник. - Л.: Искусство, 1982.
- Лифарь С. Дягилев и с Дягилевым. / С. Лифарь. - М.: Вагриус, 2005.
- Лубченков Ю.И. Города России. / Ю.И. Лубченков. - М.: Белый город, 2005.
- Любимов Л. Д. Искусство Западной Европы. / Л. Д. Любимов. - М.: Астрель, 2003.
- Лясковская О.А. Французская готика. Архитектура, скульптура, витраж. / О.А. Лясковская. - М.: Искусство, 1973.
- Майорова Н., Скоков Г. История русской живописи. / Майорова Н., Скоков Г. - М.: Белый город, 2007.
- Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. / М.Э. Матье. - М.: В. Шевчук, 2010.
- Мифы в искусстве. Старом и новом. - М.: Современник, 1993.
- Михайлов А. И. Архитектор Д. В. Ухтомский и его школа. / А. И. Михайлов. - М.: Искусство, 1954.
- Некрасова М. А. Народное искусство России. / М. А. Некрасова. - М.: Советская Россия, 1983.
- Обухов В. М. Натюрморт. Из серии «История жанров». / В. М. Обухов. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2002.
- Перевезенцев С.В. Россия. Великая судьба. / С.В. Перевезенцев. - М.: Белый город, 2005.
- Петров А. Н. Памятники архитектуры Ленинграда. / А. Н. Петров. - Л.: Искусство, 1975.
- Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. Т. 1-2.-М.: Сов. энциклопедия, 1986.
- Пунин А. Л. Архитектурные памятники Петербурга второй половины XIX века. / А. Л. Пунин. - Л.: Искусство, 1981.
- Райс Д. Искусство Византии. / Д. Райс. - М.: слово, 2002.
- Раков Ю.А. Скульптурный Олимп Петербурга. / Ю.А. Раков. - СПб.: ИСКУССТВО-СПб, 2000.
- Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. / П.А. Раппопорт. - СПб.: Стройиздат, 1993.
- Ревалд Дж. История импрессионизма. / Дж. Ревалд. - Л.: Искусство, 2011.
- Ревалд Дж. Постимпрессионизм. / Дж. Ревалд. - М.: Республика, 2002.
- Рычкова Ю.В. Краткая история живописи. / Ю.В. Рычкова. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.
- Рычкова Ю.В. Энциклопедия модернизма. / Ю.В. Рычкова. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
- Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX века. / Д.В. Сарабьянов. - М.: Искусство, 1989.
- Синдаловский Н.А. Легенды и мифы пригородов Санкт-Петербурга. / Н.А. Синдаловский. - СПб.: Норинт, 2004.
- Скоробогатько Н. История мировой живописи. Импрессионизм. / Н. Скоробогатько. - М.: Белый город, 2008.
- Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима. / Г. И. Соколов. - М.: Просвещение, 1996.
- Соколов Г. И. Искусство Древней Греции. / Г. И. Соколов. - М.: Искусство, 1980.
- Соколова В. И. Наше наследие: храмы, монастыри и иконопись России. / В. И. Соколова. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
- Соколова Н. Д. Русский музей - детям. / Н. Д. Соколова. - СПб.: ДЕТГИЗ - Лицей, 2003.
- Степанов Г. П. Взаимодействие искусств. / Г. П. Степанов. - Л.: Художник РСФСР, 1973.
- Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. / А.Д. Столяр. - М.: Искусство, 1985.
- Фаворский В. А. Рассказы художника гравера. / В. А. Фаворский. - М.: Детская литература, 1976.
- Флорковская А.К. История искусства для детей. Модерн. / А.К. Флорковская. - М.: Росмен. 2002.
- Хеслвуд Дж. Искусство. / Дж. Хеслвуд. - М.: Астрель, 2001.
- Ходж С., Тейлор Д. ИСКУССТВО Энциклопедия для детей. / С. Ходж, Д. Тейлор. - М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2021.
- Шевцова Т. И. Православный иконостас. Происхождение, виды, духовный смысл. / Т. И. Шевцова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
- Энциклопедический словарь юного художника: Для сред. и ст. школьного возраста. - М.: Педагогика, 1983.
- Якимович А. К. Восстановление модернизма. Живопись 1940-х - 1960-х годов на Западе и в России. / А. К. Якимович. - М.: ГАЛАРТ, 2001.