Проблемное обучение как средство активизации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники


В условиях быстро меняющейся жизни перед педагогами дошкольного образования встает необходимость формирования в сознании детей целостной научной картины мира, через умения наблюдать, сравнивать, выполнять элементарные творческие и исследовательские задачи. Такие показатели детского дошкольного возраста, как высокий познавательный интерес детей к широкому кругу явлений социальной действительности, их любознательность, повышенная эмоциональность, стремление наблюдать и экспериментировать могут стать положительным фоном для их естественнонаучного образования.

К основным формам получения естественнонаучного образования в дошкольном учреждении относится образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром, также кружковая деятельность в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы естественнонаучной направленности «Вокруг света», целью которой является развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников, элементарных естественнонаучных представлений в процессе обучения основам географии.

С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире [1, с.25].

Существует много путей развития потенциала личности, но исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок сам смог задавать вопросы и самостоятельно находить ответы на них. Ведь в процессе исследования дошкольник познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами, овладевает конкретными навыками. Ребенок дошкольного возраста уже от природы неутомимый исследователь, который хочет все знать, понять. У него своеобразное, особое видение окружающего мира.

Исследовательская активность, как отмечает А.И.Савенков [8, с. 114] - естественное состояние ребенка, которое порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Вся образовательная деятельность в дошкольном учреждении построена на применении наиболее эффективных методов, активизирующих исследовательскую деятельность детей: эвристические беседы, наблюдения, опыты и эксперименты, постановка и решение проблемных педагогических ситуаций, проектная деятельность познавательно-исследовательского характера. Одной из эффективных технологий для реализации исследовательской деятельности дошкольников является технология проблемного обучения. М.И.Махмутов определяет проблемное обучение как тип развивающего обучения, в котором «сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности». [7, с.238]

Под технологией проблемного обучения понимают организацию занятий, которые предполагают создание под руководством педагога проблемных ситуаций, являющихся для воспитанника интеллектуальным затруднением, способствующих формированию самостоятельной исследовательской деятельности ребенка.

Основой проблемного обучения являются вопросы и задания, предлагаемые дошкольникам, которые побуждают их сравнивать, устанавливать сходства и различия. Благодаря такому сравнению ребенок лучше узнает окружающую природу, выявит новые качества и характеристики предмета, по-новому посмотрит на то, что выглядит обычным, хорошо известным.

Главной и отличительной особенностью проблемного обучения являются проблемные ситуации. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем воспитанников выдвигать гипотезы, делать выводы и учим их не бояться совершать ошибки. У дошкольников возрастает интерес к элементарной поисковой деятельности, они замечают и осознают противоречия в суждениях, используя разные проверки предположений; умело высказывают и отстаивают свою точку зрения.

Анализируя проблемную ситуацию, придерживаемся определенного алгоритма решения проблемной ситуации:

  • постановка проблемы;
  • актуализация знаний;
  • выдвижение гипотез, предположений;
  • проверка решения;
  • введение в систему знаний.

На этапе постановки проблемы перед воспитателем стоит задача создать проблемную ситуацию, фиксируя внимание детей на обнаружении противоречий. Чтобы дошкольник заинтересовался и осознал предлагаемую проблемную ситуацию можно использовать следующее:

Побуждать детей сравнивать, обобщать выводы, сопоставлять факты, задавая эвристические и проблемные вопросы. (Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?)

Рассматривать какую-либо проблему с различных позиций (Что может рассказать о ветре (море, дожде…) учитель, врач, художник.)

Создавать противоречия. (Хочу построить дом, но не знаю, какой материал лучше выбрать для него.)

На этапе актуализации знаний основными действиями детей будут анализ и обобщение уже имеющихся знаний, которые постепенно приводят к потребности в новых знаниях. Дети стремятся сами их найти.

На этапе выдвижение гипотез, предположений дошкольники активно участвуют в обсуждении плана действий, выдвигают различные гипотезы, иногда правильные, а порой просто фантастические.

На этапе проверки решения воспитателю важно помочь детям соотнести полученный результат с целями поиска. Выполняются операции, связанные с практической деятельностью, например, экспериментированием, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.

Технология проблемного обучения позволяет дошкольнику освоить позиции исследователя, экспериментатора и научиться применять добытые знания в жизни.

Таким образом, при организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников целесообразно строить работу с использованием проблемных и поисковых ситуаций.

Список литературы

  1. Воронкевич О.А.// Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3. - С.23 - 27.
  2. Громилина Л.В. Создание условий для развития естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста [Текст]/ Громилина Л.В., Камызина Л.В., Морозова М.А. // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). - Казань: Бук, 2016. - С. 198-200.
  3. Ильницкая И.Л, Остапенко Л.B. Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения // Дошкольное воспитание. 2006. № 12. С. 82-85; 2007. № 1. С. 19-23; 2007. № 3. С. 15-21
  4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. - 2003. - №3. - С.4-12.
  5. Методика ознакомления с природой в детском саду [электронный ресурс] / Под ред. П.Г.Саморуковой. − Режим доступа:http://www.ignom.ru/books/oznakomlenie_s_okruzhauchim.html
  6. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду: Учеб. Пособие [Текст] / Н.В.Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2013. - С.160.
  7. Проблемное обучение: основные вопросы теории / М.И.Махмутов. - Москва: Педагогика, 1975. - С.364.
  8. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. - СПб.: Дом Фёдорова, 2010. - С.136.
  9. Степанова Н.А. Современные подходы к развитию естественнонаучных понятий у дошкольников и младших школьников // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-10. Режим доступа: https://fundamentalresearch.ru/ru/article/view?id=37391 22.