Игра является действенным инструментом преподавания, который активирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком.
По мнению психологов, мотивация, создаваемая игрой, то есть игровая мотивация, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией.
Д.Б.Эльконин считает, что «игра выполняет четыре важнейшие для человека функции:
- Средство развития мотивационно-потребностной сферы;
- Средство познания;
- Средство развития произвольного поведения.
Среди аспектов повышающих уровень мотиваций, следует выделить постоянно поддерживаемый интерес учащихся к самому процессу овладения иностранного языка, его результативность, ситуативно-тематическую организацию коммуникативного содержания обучения иноязычной речи, которая основывается на следующих факторах:
1. Фактор ясности цели.
Учащиеся ощущают реальности цели обучения иноязычной речи, понимая, что изучаемый язык может стать средством реального общения в ситуациях интернационального общения
2. Фактор результативности.
Из-за того, что типовые коммуникативные речевые ситуации легко обозримы как учебные шаги единой программы, есть возможность достичь реальных, четко ощущаемых результатов.
3. Фактор общения.
При работе с ситуациями учебная деятельность учеников направлена на достижение реального общения. Общение почти всегда эмоционально, занимательно и провоцирует интеллектуальную активность.
4. Фактор игры.
- Общение является чередой ролей;
- коммуникативных (говорящий - слушающий);
- учебных (отвечающий - задающий);
- социально-коммуникативных(покупатель, пациент);
- игровых (сказочный персонаж).
Игра содержит большой мотивационный потенциал. Его формирует сопровождающая игру эмоциональность, ожидание интересного оживления, возбуждения, которые предает игре занятость.
Овладение иностранным языком в школе предполагает интенсивную активность обучаемого. Одним из важных факторов активизации учащегося является присвоение ему определенной роли в процессе использования ролевых игр. Игра раскрепощает ребенка, раскрывает творческие способности, стимулирует фантазию, свойства личности. Благодаря игре урок превращается в живое интересное занятие. Игра посильна даже отстающим ученикам. Отстающий по языковой подготовке ученик может стать первым в игре, порой находчивость и сообразительность являются более важными факторами, чем знание предмета. Благодаря равенству, радости, атмосфере увлеченности ученик может преодолеть стеснительность, мешающую выражаться на иностранном языке и это благотворно сказывается на результатах обучения.
С помощью игры выполняются следующие методические задачи:
- создание психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового материала;
- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта (является подготовкой к ситуативной спонтанности речи)
В игре порой неожиданно проявляются способности учеников. Игра предполагает напряжение эмоциональных и умственных сил. Игра- это принятие решений: как поступить; что сделать, чтобы победить? Желание решить данную проблему увеличивает мыслительный процесс играющих. Для них это - увлекательное занятие. Незаметно для учащихся усваивается языковой материал и возникает чувство удовлетворенности.
Игра представляет собой небольшую ситуацию. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом в новом варианте. Ситуация игры- ситуация реальной жизни. Основным конфликтом игры является соревнование. Желание победить создает атмосферу эмоциональной напряженности. В игре всегда присутствует элемент неожиданности.
Таким образом, игра-упражнение, где создается возможность повторение речевого образца в условиях, приближенных к реальному речевому общению.
Место игры на уроке и отводимое ей время зависит от ряда факторов: подготовки учащихся; условий урока; конкретных целей и изучаемого материала. Так, например, если игра используется как тренировочное упражнение при первичном закреплении, то на это можно отвести 20-25 минут от урока. В последствии эта же игра может проводится в течение 3-5 минут в качестве повторения закрепленного материала.
Большинство игр связано с определенной темой урока, присутствует определенный процент незнакомой лексики, которую лучше вводит в процессе объяснения условия игры.
Успех проведения игры на уроке зависит от атмосферы речевого общения, которая была создана учителем в классе. Ученики должны привыкнуть к такому общению, увлечься и стать вместе с учителем участниками одного процесса.
Благодаря игровой атмосфере и играм, между учениками и учителем возникает доверительность и непринужденность, которые располагают к серьезным разговорам, обсуждению реальных ситуаций и вопросов.
Большинство игр построены на соревновании. Таким играм присущ дух азарта. В связи с этим точный подсчет очков и определение победителей должны быть продуманы. Можно вести таблицу победителей и определить лучших в игре, можно вручать маленькие призы. В некоторых играх победитель определяется методом исключения, те кто не справился с задачей, выбывает из игры.
Во время игры можно отрабатывать произношение, активизируется грамматический и лексический материал, развиваются навыки устной речи и аудирования. Именно игра является одним из сильных мотивов при обучении иностранному языку. В играх учащиеся достигают целей различных уровней.
На первом уровне - удовлетворение от самого процесса игры. Готовность участников к любой активности, если она приносит радость.
На втором - функциональная цель. Выполнение правил, разыгрывание ролей и сюжетов.
На третьем уровне достигается педагогическая цель. На данном уровне происходит усвоение новых иноязычных слов, использование лексики в речи. Играя в лингвистическую игру, ученики сами не замечают, как достигают педагогической цели.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Игра способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.