Актуальность темы
Смена целевых ориентиров в образовании Донецкой Народной Республики обусловила необходимость серьёзных изменений как в содержании, так и в технологии образовательной деятельности. Сегодня для всех очевидно, что целью качественного образования не может быть простое накопление знаний, потому что сведения, которые мы преподносим детям, стремительно устаревают: то, что сегодня бесспорно, завтра опровергается новой научной теорией или более точным наблюдением. Задача учителя - не просто передать ребёнку сумму знаний, а научить его учиться мыслить, т.к. только развитый ум и владение универсальными приёмами учебной деятельности могут стать залогом его успеха в жизни.
Вызов 21 века - комплексные проблемы - терроризм, техногенные катастрофы, неизлечимые заболевания - все эти проблемы требуют междисциплинарного подхода. Развитие новых форм взаимодействия всех участников образовательного процесса сегодня идет семимильными шагами. Без профессионального роста в освоении информационно-коммуникационных технологий и желания их применять в образовательном процессе - не обойтись, поэтому очень важно формировать и развивать ИКТ - компетентность учителя. В современном, динамично-развивающемся мире информационно-коммуникационная компетентность (ИКК) учителя должна успевать за успехами в развитии информационных и телекоммуникационных технологий.
В примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя входит умение грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы. Такие понятия, как блог, блогер, блогосфера, все чаще находят отражение в образовательном процессе.
Характеристика основной идеи опыта, ее инновационной и практической значимости. В условиях внедрения «Государственного образовательного стандарта основного (среднего) общего образования» конечной целью обучения географии является формирование у школьников географического мышления и навыков практического применения полученных знаний. Сущность развития географического мышления заключается в необходимости создания такой предметно-информационной среды, в рамках которой обеспечение обучающимся свободы выбора способов удовлетворения своих базовых потребностей должно способствовать их саморазвитию, самопознанию, самосовершенствованию, самоопределению и приобретению жизненных компетентностей. Благодаря совместной деятельности учителя и учеников школы, была апробирована новая техника взаимодействия «учитель-ученик», позволяющая рассмотреть теоретические и практические аспекты реализации идеи интегративной организации метапредметной деятельности.
Цель: повышение качества образования, формирование у учащихся метапредметного мышления, комплексной грамотности путем внедрения метапредметного подхода в образовательную практику школы при помощи проблемного, исследовательского обучения, межпредметной интеграции для формирования УУД.
Целевые ориентации: Предоставить обучающимся средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей; самосовершенствование через критическое отношение к имеющимся сведениям, поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач.
Особенности образовательного процесса:
- создание атмосферы сотворчества в общении;
- включение эмоциональной сферы ребенка, обращение к его чувствам;
- необходимость личной заинтересованности ученика в изучении материала;
- совместный поиск истины учителем;
- самооценивание работ, самокоррекция, самооизменение на этапе социализации, через их афиширование и рефлексию.
Концептуальные и теоретические основы опыта. Формирование ключевой компетентности - это специально структурированный комплекс характеристик (качеств) личности, дающий возможность ей эффективно действовать в различных сферах жизнедеятельности, относящийся к общеотраслевому содержанию образовательных стандартов; результат образования, выражающийся в овладении теми способами деятельности, которые универсальны по отношению к предмету воздействия.
Образовательные блоги открывают перед учителем новую информационную среду и дают новые широкие возможности организации образовательного процесса и профессионального роста. Таким образом, одна из современных педагогических задач - сделать блог рабочим инструментом учителя и включить этот инструмент в учебную практику, т.е. педагогу необходимо научиться конструктивному образовательному блоггингу.
Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Термин «информационно-коммуникационные технологии» является общепризнанным на государственном уровне, о чем говорит его использование в нормативных документах Министерства образования и науки ДНР. Согласно примерной основной образовательной программе образовательного учреждения, «ИКТ - современные средства обработки и передачи информации, включая соответствующее оборудование, программное обеспечение, модели, методы и регламенты их применения.
Уроки с применением мультимедиа и интернет-ресурсов повышают интерес к изучаемому материалу. Появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности. Кроме того, используя возможности сети интернет, учитель может оказывать помощь в обучении не только в стенах школы, но и за её пределами. Таким инструментом передачи знаний может стать блог учителя.
Сетевое взаимодействие таит в себе огромный потенциал. Ценностью такого взаимодействия является свободная, образованная личность, способная быть индивидуальной, но вместе с тем готовая к сотрудничеству. Ведение педагогического сайта или блога позволяет создать внутри всех участников образовательного процесса единое информационно-образовательное пространство.
Настройки блога дают возможность организовать работу в закрытой группе пользователей, например, только коллегам или ученикам и их родителям или индивидуальную работу с учениками.
Ведение педагогом собственного блога может и должно стать способом самовыражения и одним из приемов осознания собственной профессиональной компетентности.
Зачем блог ученику? Прежде всего, происходит расширение образовательного пространства. Школа перестает быть единственным источником учебной информации, происходит изменение учебной среды. Появляются другие «пространства», где учащимся будет предоставлена возможность получать навыки общения и сотрудничества, поведения в обществе. Ученик, работая в соавторстве, приобретает навыки работы в команде, учится грамотно формулировать мысли и строить предложения, учится отбирать, анализировать и представлять информацию, осваивает сетевой этикет. Такое изменение концепции учебной среды может существенно повлиять на развитие наших детей.
В современную среду общения прочно включены такие ресурсы глобальной сети, как социальные сети, облака сервисов различных поисковых систем (Яндекс, Google и т.д.), Википедия и др. Технологии Web 2.0 уже уверенно утвердились в повседневной жизни как средства коммуникации, но в эту палитру нужно включить и сервисы, которые ориентированы на тематическое общение, в том числе и профессиональное), как удобные возможности быстрого поиска информации, как средства «коллективного авторства» (Wiki, Google-документы).
Сегодня уже не вызывает споров тезис о том, что возможности технологии Web 2.0 в педагогической практике и обширны, и эффективны с точки зрения достижения тех результатов обучения, которые закладываются в основу образовательных стандартов второго поколения.
Активное участие в различных формах сетевых сообществ позволяет педагогу выйти на более высокий уровень профессиональной компетентности, при этом не только получить доступ к огромному количеству материалов, которые можно использовать в учебных целях, но и принять участие в формировании собственного сетевого содержания. Важно, что участие в новых формах деятельности оказывается возможным для любого учителя-предметника без специальных знаний и навыков в области информатики.
Однако, не исключая значимость самосовершенствования педагога, основное изменение учебного процесса на основе технологий Web 2.0 следует связать с активным участием учеников в создании собственных материалов, с тем, что на первый план в процессе обучения выходит совместная созидательная деятельность.
Традиционна модель образовательного процесса, в которой воспроизведение и применение знаний учеником можно организовать, опираясь на устоявшиеся формы учебной деятельности. Но в этой же модели уже труднее организовать достижение таких образовательных целей, как умение анализировать, создавать что-то новое самому, оценивать результат. «Всё это невозможно без установки на свободную коммуникацию между учениками - обмен идеями и столкновение мнений, выбор и согласование способов и версий...»
Технология опыта.Блог (англ. blog, от "web log" - сетевой журнал или дневник событий) - это веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Инновационный потенциал деятельности по использованию блогов в образовании чрезвычайно высок. Блог является одной из новых форм взаимодействия субъектов образовательного процесса. Блог (с англ. «web log» - интернет-страница) - веб-сайт, основное содержание которого составляют короткие записи, располагающиеся в обратной хронологической последовательности. Блог, позволяет размещать документы, изображения, мультимедиа.
Цели и задачи создания блога - создание единой школьной и внешкольной информационно-коммуникативной среды, презентация и популяризация школьной жизни и достижений учеников, внедрение в УВП современных информационных технологий, создание инструмента публичного интерактивного обсуждения школьных вопросов и проблем, повышение качества образования за счет внедрения обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Основные функции блога:
- Образовательная - предоставление возможностей дистанционного обучения, использование в учебном процессе электронных пособий, материалов, проведение интеллектуальных конкурсов, олимпиад и т.д.
- Коммуникативная - средство общения между всеми заинтересованными участниками образовательного процесса, возможность обмена информацией.
- Информационная - «лента» новостей, анонс событий, предоставление полной информации об образовательном учреждении (классе), возможность оперативного получения ответов на интересующие вопросы.
Возможности блогов не так широки, как у сайтов, хотя в последнее время стираются явные различия между блогами и сайтами. Основная функция блога - коммуникативная. Характерной особенностью блога является наличие сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором в комментариях к посту (записи) блога.
Создавая блоги, учителя не всегда представляют, какие дополнительные возможности открываются как для них самих, так и для других участников и читателей их блога:
- новые навыки в работе с персональным компьютером: публикации фотографий, слайд-шоу, посвящённые школьным мероприятиям, праздникам, экскурсионным поездкам; фильмы и клипы, гаджеты, виджеты;
- обмен опытом с коллегами из других регионов, ссылки на полезные ресурсы сети, комментарии к материалам;
- обратную связь с родителями и учениками: рекомендации по изучению учебных тем, полезные советы родителям, объявления.
- размещение материалов и ссылок на веб-ресурсы для распространения опыта;
- онлайн-дискуссии;
- открытый план урока и внеурочные рефлексии, помогающие решить затруднения и проблемы учеников;
- средства мультимедиа, которые пополнят копилку технических средств, демонстрируют наглядность к новой теме.
Блоги, особенно профессиональные, учительские, сравнительно новое явление в среде педагогов. Создавая блоги, учителя не всегда представляют, какие дополнительные возможности открываются как для них самих, так и для других участников и читателей их блога. Блоги разнообразны по своим целям, задачам и структуре. Например, на Pedsovet.org предлагается такая классификация: блог-черновик, блог-проект, блог-партия, блог-СМИ, блог-визитная карточка, блог-дневник, блог-ссылка. Людмила Рождественская в статье "Такие разные блоги" (блог "Лаборатория тренера") выделяет следующие типы блогов, в зависимости от их функционального применения: виртуальные образовательные сообщества - блог профессионального сообщества, позволяет коллективно или в одиночку рефлексировать, систематизировать накопленный опыт, обобщать результаты самообразования, саморазвития и т.д., и не просто рефлексировать, а делиться результатами своего труда с коллегами-блоггерами. Блог в поддержку учебного проекта - позволяет организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся с помощью доступных их возрасту веб-сервисов. Блог-конспект - это блог для размещения учебного содержания какой-либо темы), личный профессиональный блог учителя.
Блог может и должен стать для учителя действенным инструментом формирования и развития инновационной культуры педагога. Этому способствуют следующие особенности блоговой среды:
- публичность делает материалы доступными для чтения коллегами, учениками, родителями;
- интерактивность, открытость - возможность оставлять к записям в блогах комментарии, которые также доступны для чтения, получать обратную связь от учеников, родителей, коллег, отвечая на комментарии;
- авторство - возможность представить свой опыт работы, выразить свою позицию;
- «перемешивание», которое позволяет в формате блога объединять содержание нескольких авторских блогов на одной странице, что дает возможность сравнивать свою работу с работой коллег.
Нужен ли блог учителю? Один из удобных способов размещения, поиска и оперативного обмена информацией. Личный блог можно использовать для самопрезентации. Блог-портфолио - это одна из удобных форм электронного портфолио педагога, наличие которого сегодня является требованием времени и свидетельствует о высокой степени информационной компетентности учителя. Кроме того, создание и ведение блога может стать серьезным стимулом для самореализации и саморазвития, так как предоставляет педагогу самые широкие возможности: освоить новые информационные и технические возможности. Наконец, личный профессиональный блог дает в руки учителя принципиально новый инструмент организации обучения, обладающий большими преимуществами.
Какие возможности представляет для учителя-предметника образовательный блог? Можно выделить следующие: рекомендации для учеников по изучению тех или иных тем; просмотр учебных видеофильмов с лекциями, а то и видео-уроками, путем встраивания их в блог; публикации опросников, онлайн-тестов, встроенных календарей, разнообразных слайд-шоу; сообщения о событиях в классе или на их уроке, после уроков; обмен полезными ссылками на ресурсы Интернета; обмен знаниями в области ИКТ (например, обмен презентациями-обучалками, созданными самими учителями); обмена гаджетами с различными функциями (например, интерактивная карта, онлайн-калькулятор и т.д.), полезные советы родителям, интересующихся образованием своих детей; работа с одаренными детьми.
В процессе ведения образовательного блога, учитель: делает записи в блоге, тем самым совершенствует свою письменную речь; интересуется новостями учительского блог-коммьюнити, расширяет свой кругозор; поддерживает (читая и комментируя) блоги коллег, что способствует созданию профессионального сетевого учительского сообщества; использует новые веб-инструменты, поэтому непрерывно совершенствует свои ИКТ-навыки.
Анализ результатов профессиональной деятельности.В 2013 году я начала вести блог «Школьная география» (http://geoschool16.blogspot.com/), предназначенный прежде всего для школьников. Этот блог можно рассматривать как дополнительный интерактивный ресурс в преподавании географии. Учительский блог на основе платформы вlogspot.com открывает широкий спектр возможностей как для самого педагога, так и для других участников, читателей его блога, прежде всего - учеников.
Технология создания блога позволяет разместить на собственных веб-страницах разноплановые материалы. Все материалы н блоге можно классифицировать по той роли, которую они призваны играть в учебном процессе:
- аудио- и видеоматериалы;
- ссылки на нужные и интересные сайты;
- текстовые материалы;
- географические задачи;
- информация о ходе изучения программного материала;
- практические работы;
- дистанционные домашние задания;
- материалы для подготовки к экзаменам, промежуточной и государственной итоговой аттестации;
- творческие работы;
- публичные отчеты о внеклассной работе;
- индивидуальные достижения учащихся и т.д.
Опыт позволяет уверенно идти к убеждению в том, что совместная работа учителя и учеников в рамках блога, над общими онлайн-документами - когда нужно общаться, реагировать на вопросы других или формулировать их самому - помогает не только достижению целей сугубо образовательных, но и способствует оптимизации микроклимата в ученическом коллективе, улучшает и упрощает взаимопонимание между учителем и учениками.
Основной функционал этого образовательного ресурса - расширение образовательного пространства учеников класса, организация элементов дистанционного обучения посредством размещения в нём дополнительных материалов к урокам географии, использование новых форм контроля и оценки.
В перспективе - совместное «блоговое творчество» и овладение новыми формами взаимодействия в образовательном процессе на основе современных интернет-технологий.
Диагностический инструментарий включает в себя следующие методы: наблюдения, беседы с детьми и родителями, психологические тесты, анкетирование. Всю полученную информацию о ребенке систематизирую по показателям психолого-педагогической характеристики.
При проектировании образовательной географической среды учитываю:
- Возрастные особенности обучающихся.
- Психолого-педагогические особенности класса.
- Тип урока.
- Содержание учебного материала.
Для формирования географического мышления обучающихся стараюсь максимально активизировать на уроках дифференцированное, проблемное, рефлексивное, диалоговое обучение, использовать различные виды и формы коллективной умственной деятельности.
Кроме возможностей образовательного блога, активно использую в своей деятельности:
- диагностические тесты для текущего и итогового оценивания;
- банк географических задач и заданий;
- учебные проекты;
- географические сказки, игры и др.
Игровая и проектная деятельность способствуют развитию у учащихся различных групп компетентности, они стимулируют творческое мышление, помогают приобрести опыт общения и организации деятельности, создают благоприятный психологический фон на уроке и условия для самовыражения учащихся, повышает интерес к учебному материалу.
В своей работе делаю акцент на творческие задания, так как они способствует развитию творческой деятельности, творческого потенциала обучающихся. У каждого ребенка есть способности и таланты, и моя задача - способствовать развитию этих способностей, максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира, способствовать формированию познавательного интереса к географии. Творческие задания стимулируют интерес учащихся к предмету, способствуют развитию навыков индивидуальной и коллективной деятельности, приводят к более глубоким знаниям учащихся и приобретению метапредметных навыков.
- Технология критического мышления (например, приём «Составление синквейнов», приём «ПОПС» и др.). В рамках этой модели обучающиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
- Кейс-технологий (метод ситуационно-ролевых игр).
- Игровые технологии, т.к. игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. По характеру педагогического процесса выделяют: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, творческие, развивающие.
Основные задачи творческих заданий:
- научить учащихся выделять главное из общей информации;
- научить пользоваться дополнительной литературой;
- подходить нестандартно к решению проблем;
- научить самостоятельно пополнять знания;
- расширять и углублять знаний по предмету.
Творческая деятельность учащихся - это всегда поиск, догадка, работа воображения. Дети любят сам процесс выполнения творческого задания, от которого они получают радость. Чтобы обеспечить творческую деятельность у школьника, необходимо знать условия системы ее возникновения:
- открытость обучения предмету, понимаемую как особый стиль работы учителя, содержания образования, общения между учащимися и т.д., оставляющие за учащимся возможность выбора и свободного планирования собственной деятельности;
- построение учеником совместно с учителем индивидуального маршрута собственной творческой деятельности;
- составление гибкого плана и прохождение определенных этапов выполнения творческой работы.
Творческие задания стимулируют интерес учащихся к предмету, способствуют развитию навыков индивидуальной и коллективной деятельности и в итоге приводят к более глубоким знаниям учащихся и приобретению метапредметных навыков.
На своих уроках использую такие творческие задания по виду деятельности, как: индивидуальные, парные, мелкогрупповые (3-7 человек), групповые (10-15 человек), коллективные.
Различные виды заданий по-разному влияют на развитие творческого потенциала учащегося. Так при выполнении заданий репродуктивного уровня (рисунки, кроссворды, ребусы, синквейны) оказываются наиболее задействованными воображение, память, речь, внимание. Творческие задания частично-поискового уровня (логические цепочки, «найди ошибку», определение объекта по описанию, контуру) развивают память, логическое мышление, внимание. Творческий уровень (заочные путешествия, квесты, мини-сочинения, решение географических задач) развивают внимание, логику, мышление.
Применяю на уроках и во внеклассной работе различные настольные игры: кроссворды, ребусы, «Путешествие по карте», «Узнай силуэт» и др.; деловые игры; географические шоу-игры: «Первый миллион», «Самый умный», «Счастливый случай»; интеллектуальные игры. Перспективным направлением является использование технологии проектного метода на уроках географии. Разработала тематику учебных ученических проектов, являюсь инициатором и координатором ежегодной районной ученической научно-практической конференции «От творческого учителя - к творческому ученику!» (2012-2022 гг.). При выборе тем проектов руководствовалась следующими критериями:
- их важность для самих обучающихся;
- наличием в работе практической составляющей и воспитательного потенциала;
- связь изучаемых тем курса географии с личным опытом учеников;
- соотношением приобретенных знаний и собственного опыта в пользу первых.
Тематика ученических работ на ежегодную НПК «От творческого учителя - к творческому ученику!»: «Страны Большой 20-ки», «Формирование современной политической карты Европы», «Гендерные стереотипы в современном обществе», «Демографические проблемы современного общества», «Государства-карлики», «Соль Донбасса» и др.
Участие в проектировании формирует личностные качества школьников, развивающиеся как в индивидуальной, так и групповой деятельности. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, умение брать на себя ответственность. Ученики чувствуют себя членами одной команды в игровых групповых ситуациях.
Педагогическое сопровождение учебной исследовательской деятельности в географическом пространстве помогает развитию творческого типа мышления и формированию умений решать географические проблемы, а также ориентироваться в современной информационной среде.
Использование возможностей образовательного блога на уроках географии создаёт необходимые условия для развития умений учащихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач.
Преимущества интерактивного подхода в преподавании географии:
- Изменяется характер обучения от заучивания понятий к их познанию и пониманию.
- Сокращается время, необходимое для изучения материала.
- Развивается мотивационно-ценностная сфера личности.
- Формируется осознанная познавательная мотивация.
- Реализуются развивающие цели урока.
На сегодняшний день задача состоит в том, чтобы подготовить выпускника, обладающего необходимыми знаниями, умениями и качествами, позволяющими ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Педагогическая идея концепции - создание образовательной среды, в которой бы формировалась личность ребёнка-творца, ребёнка-исследователя, который получает удовольствие от своей деятельности.
Таким образом, XXI век - это время, когда мало быть погруженным в «свой» предмет… Необходимо, чтобы предметник стал ещё и полипредметником, метапредметником, владеющий приемами рефлексии разных форм знания и методов работы с ними, знанием деятельностных единиц содержания (моделей, схем, различий, систем, задач, проблем и других мыследеятельностных образований), которые имеют универсальный (метапредметный) характер.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Валькова Г., Зайнуллина Ф., Штейнберг В. Логико-смысловые модели - дидактическая многомерная технология / В. // Директор школы: науч.-метод. журн. для рук. учеб. заведений и органов образования. - 2009. - № 1. - C.49-54.
- Громыко Н.В. Метапредмет «Знание». - М., 2001. - 540 с.
- Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак». - М., 2001. - 285 с.
- Громыко Ю.В. Метапредмет «Проблема». - М., 1998. - 376 с.
- Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/.
- Колесина К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе: Автореф. дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009. - 35 с.
- Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А.Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.
- Федорова С.Ш. Технология присвоения метазнаний /http://festival.1september.ru/articles/100689/.
- Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности / fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
- Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. - 1999. - №7. - С. 15-22.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
- Рождественская Л. Побег из классной комнаты. http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=8&showentry=2623
- Рождественская Л. Лаборатория тренера. http://ljudmillar.blogspot.com/2009/02/blog-post_15.html
- Рождественская Л. 10 тезисов-вопросов про учителя-блоггера http://www.slideshare.net/lvr/10questions-1482153
- Рождественская Л. Образовательный блог - введение в тему. Виртуальный мастер-класс «Я веду образовательный блог». / Цифровой ресурс https://docs.google.com/present/view?id=dmx8xc4_2244gxmcc3f8
- Что такое образовательный блог? http://www.slideshare.net/logoped/ss-1251764
- Цифровой ресурс
-
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81
- Блоги. Введение http://your-hosting.ru/articles/other/blog-begin/
- Блоги как рабочий инструмент учителя http://oufese.havike.eenet.ee/wiki/index.php/
- Для чего нужен блог? http://www.allwomens.ru/1068-dlja-chego-nuzhen-blog.html
- Курвитс М. Виды образовательных блогов http://blognauroke.blogspot.com/2009/09/blog-post_4811.html
- Библиотека по географии http://geoman.ru