В связи с трагическими случаями вооруженных нападений на образовательные организации в Российской Федерации, для специалистов системы образования остро встала проблема их предотвращения. К сожалению, и в России явления скулшутинга, возникшие в США, приобрели масштабы, сравнимые с угрозой терроризма.
Статистика утверждает, что, в среднем до 80 % совершивших преступления экстремистской и террористической направленности, являются молодыми людьми в возрасте от 13 до 18 лет.
Исследователи сходятся во мнении, что у преступников формируются определенные черты личности, предрасполагающие к формированию деструктивного поведения.
Эффективность профилактической работы во многом зависит от выявления детей и молодежи, склонных к деструктивному поведению.
МОБУ ДО ЦПМСС «Доверие» в декабре 2021 г. провел социологический опрос по оценке отношений обучающихся 10-11 кл. к явлению и причинам скулшутинга в средних общеобразовательных школах г. Мирный, республики Саха (Якутия).
Изучая известные случаи нападений на ОО, произошедшие в разное время в разных странах, опубликованные результаты исследований психологических особенностей личности преступников, описанные предпосылки явления, мы выявили множество значимых личных причин, предрасполагающих к формированию деструктивного поведения.
Для исследования мы выбрали три, наиболее часто описанных детерминанты: феномен «не подтверждения», культа власти и силы и признаки десоциализации.
Объект исследования: Обучающиеся 10-11 кл.
Гендерный состав: 171 девушек, 129 юношей.
Объем генеральной совокупности: 446 (количество школьников 10-11 кл. по данным статистики на 01.09.2021 г.).
Выборочная совокупность: 300 человек.
Планируемое распределение выборки: Юноши и девушки в возрасте от 15 до 17 лет. 67.26% от объема генеральной совокупности.
1. Анализ результатов социологического опроса (1 этап)
Цель: оценить отношение юношей и девушек к явлению вооруженных нападений на ОО и к нападающим, а так же к некоторым личностным детерминантам деструктивного поведения, с позиции гендерных различий.
Задачи социологического опроса:
- Выявление соотношения количества школьников, имеющих деструктивные взгляды, в том числе и на вооруженные нападения в ОО и нападающим, к общей выборке.
- Исследование степени распространенности деструктивных взглядов и мнений, в частности к явлениям скулшутинга, а так же к некоторым детерминантам деструктивного поведения, в среде старшеклассников, что может стать основанием для проведения профилактической педагогической работы.
- Выявить гендерные отличия в отношениях к проблеме вооруженных нападений на образовательные организации, а так же к некоторым детерминантам деструктивного поведения.
На каждый вопрос предусмотрены варианты ответов, как отрицательного, так и положительного полюса факторов. Респондентам было предложено ответить на вопросы, выбрав из перечня ответ.
Анализ различия взглядов молодых людей с гендерных позиций, ожидаемо выявил, в целом, несколько более категоричные и более радикальные взгляды и установки у юношей. Девушки же демонстрируют больший разброс мнений.
Юноши чувствуют себя более благополучными в социальном взаимодействии и межличностных отношениях.
На важный вопрос, о чувствах, возникающих у них, в ответ на «сообщения о вооруженных нападениях и убийствах в школах», 54,97% девушек говорят, что, чаще они испытывают страх, в то время как, лишь 27,13 % юношей реагируют так же. Стоит еще учесть, что юношам труднее признаться, в том, что они испытывают страх, т.к. это чувство в мужской среде предосудительно. При этом, юноши, в ответ на сообщения о нападениях, значительно чаще переживают реакцию возмущения - среди юношей таких 40,31 %, а среди девушек - 23,98 %. Девушки же чаще склонны проявлять сочувствие к вооруженным преступникам.
Возможно, такие результаты отражают гендерные особенности виктимного поведения. Исследованиями выявлено, что, в силу женской социокультурной традиции, лица женского пола более склонны к пассивному виктимному поведению. Полученные результаты поддерживают положение о том, что мужчинам более свойственно деструктивное поведение, в то время как женщины чаще демонстрируют зависимое поведение [см.: Аракелян К.Н. Опыт пережитого насилия и склонность к виктимному поведению подростков: гендерный аспект / К.Н.Аракелян // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. -2014. − №4. - С. 58-65.].
Отвечая на вопрос о том, какие чувства вызывают у них «кадры и изображения жертв, подвергшихся вооруженному нападению», 71,93 % девушек отметили «чувство ужаса». Юноши же подобным образом ответили в 58,14 % случаев. Кроме того, юноши чаще склонны реагировать на «кадры и изображения жертв, подвергшихся вооруженному нападению» равнодушно, таких ответов 21,71 %. Среди опрошенных девушек равнодушно реагируют 14, 03 %.
В целом подавляющее большинство школьников (84,85 % девушек и 76,6 % юношей) выражают негативное отношение к вооруженным нападениям на ОО и к вооруженным нападающим, оценивая их действия, как противозаконные и аморальные.
2. Социально-психологическое исследование результатов опроса (2 этап)
Анализируя результаты социологического опроса, и обнаружив некоторые закономерности, мы предприняли следующий этап «Корреляционное психологическое исследование результатов опроса», предположив, что между диспозициями имеются взаимообусловленности. Мы задались вопросом, связаны ли между собой равнодушное, безразличное отношение к нарушениям норм общественной морали, права (феномен «не подтверждения») с десоциализацией и одобрением культа силы и власти.
Основная цель социально-психологического исследования результатов опроса: Исследовать возможные корреляции во взглядах и установках у старшеклассников с безразличным отношением к нарушениям норм общественной морали и права (феномен «не подтверждения») с одобрением культа силы и власти, а так же с явлениями десоциализации.
Мужскую и женскую выборки разделили на группы и провели сравнительный анализ результатов опроса.
В экспериментальную группу («группу риска») были включены 15,15 % девушек и 23,4 % юношей от выборки, на основании того, что они дали такие ответы на вопросы диспозиции «Не подтверждение», которые свидетельствовали о равнодушном, безразличном отношении к людям, к нарушениям норм общественной морали, права, о «нейтральности» ценностно - нормативных проявлений в отношении вооруженных нападений на ОО и к нападающим. Остальные респонденты, с не выраженностью, или не очевидной выраженностью, диспозиции «Не подтверждение» составили контрольную группу.
Гипотеза: Равнодушное, безразличное, невнимательное отношение к окружающим, к социальным нормам, отсутствие принятия, нежелание понимать («феномен не подтверждения») у старшеклассников коррелирует с культом силы и власти, а так же с десоциализацией.
Мы провели анализ по трем основным диспозициям:
- «Не подтверждение» - вопросы 3,6,9. «Не подтверждение - это особый вид взаимодействия, который осуществляется посредством определенной системы отношений со стороны других людей (незаинтересованность, невнимание, отсутствие принятия, нежелание понимать, неодобрение, презрение и т.д.)» (см.: Менджерицкая Ю.А. Феномен подтверждения-неподтверждения и развития личности // Психологический вестник. - М., 1996. - Вып. 1. - Ч. 2). «Длительное существование человека в такой системе отношений приводит к невозможности удовлетворения базовых социальных потребностей и, следовательно, к депривации личностного роста, к изменению социально-психологических параметров взаимодействия и, в конечном итоге, к формированию деструктивного поведения» (см.: Менджерицкая Ю.А.Феномен неподтвержденности, как фактор развития деструктивного поведения. М., 1996). Диспозиция предполагает в том числе и равнодушное, безразличное отношение к нарушениям норм общественной морали и права, «нейтральность» ценностно- нормативных проявлений, скрытую враждебность, дефицит эмпатии.
- «Культ силы и власти» - вопросы 4,5,8. Эта диспозиция связана с восприятием насилия, как предпочитаемого способа достижения своих целей, наиболее предпочитаемый способ разрешения конфликтов и противоречий. «Я - сильный, ты - слабый», «я господствую - ты подчиняешься». Компенсация деструктивными поведенческими актами имеющегося личностного неблагополучия и социальной дезадаптации.
- «Десоциализация» - вопросы 1,2,7. Диспозиция включает признаки нарушения социализации, недостатка социального опыта, отражающегося на жизнедеятельности индивида и возможности самореализации в социальной среде.
- Отношение к оружию - 10 (дополнительный вопрос).
Количественный анализ результатов опроса девушек экспериментальной группы
Таблица 3
Девушки: 20 чел., 10-11 кл. |
|||
Вопрос |
% ответов
|
% ответов
|
|
1 |
Согласен ли ты с высказыванием Антуана де Сент-Экзюпери о том, что «Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения»? |
||
|
77,68 |
40 |
|
|
22,32 |
60 |
|
2 |
Сколько у тебя настоящих, верных друзей? |
||
|
12,5 |
15 |
|
|
33,93 |
25 |
|
|
16,07 |
35 |
|
|
37,5 |
25 |
|
3 |
Сообщения о вооруженных нападениях и убийствах в школах, и других образовательных организациях, вызывают у тебя чувства: |
||
Страха |
58,93 |
- |
|
Безразличия |
9,82 |
95 |
|
Удивления и восхищения |
0,89 |
5 |
|
Возмущения |
30,36
|
||
4 |
Согласен ли ты с утверждением, что «большинство людей ничтожны и не достойны любви»? |
||
Да |
10,71 |
40 |
|
Нет |
89,29 |
60 |
|
5 |
Согласен ли ты с мнением, что человек должен обладать неограниченными правами? |
||
Да |
16,96 |
15 |
|
Нет |
83,04 |
85 |
|
6 |
По твоему мнению, нападающие с оружием в школах, достойны: |
||
Презрения |
92,86 |
65 |
|
Уважения |
|||
Понимания и сочувствия |
7,14 |
35 |
|
7 |
Согласен ли ты с мнением, что: «Одиночество - удел сильных»? |
||
Да |
37,5 |
45 |
|
Нет |
62,5 |
55 |
|
8 |
Нападающий с оружием в школах, это: |
||
Сильный человек |
3,57 |
10 |
|
Слабый человек |
96,43 |
90 |
|
9 |
Кадры и изображения жертв, подвергшихся вооруженному нападению, вызывают у тебя чувства: |
||
Ужаса |
84,82 |
- |
|
Безразличия к жертвам |
1,79 |
95 |
|
Презрения к жертвам |
|||
Другое__ (сочувствие; жалость; презрение к виновнику; омерзение; возмущение к охране; не видела такие кадры) ____ |
13,39 |
5 Чувство омерзения |
|
10 |
На твой взгляд, следует ли ужесточить порядок приобретения оружия частными лицами? |
||
Ужесточить, сделать более строгим |
98,21 |
85 |
|
Ослабить, сделать более доступным |
1,79 |
15 |
Количественный анализ результатов опроса юношей экспериментальной группы
Таблица 4
Юноши: 22 человека
|
|||
Вопрос |
% ответов
|
% ответов
|
|
1 |
Согласен ли ты с высказыванием Антуана де Сент-Экзюпери о том, что «Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения»? |
||
a) Да |
75 |
59,09 |
|
b) Нет |
25 |
40,91 |
|
2 |
Сколько у тебя настоящих, верных друзей? |
||
|
2,78 |
9,09 |
|
b)1 |
16,67 |
18,18 |
|
c)2 |
36, 11 |
31,82 |
|
d)3 и более |
44,44 |
40,91 |
|
3 |
Сообщения о вооруженных нападениях и убийствах в школах, и других образовательных организациях, вызывают у тебя чувства: |
||
Страха |
37,5 |
- |
|
Безразличия |
16,67 |
86,36 |
|
Удивления и восхищения |
- |
4,55 |
|
Возмущения |
Возмущение преступником
|
Возмущение властями
|
|
4 |
Согласен ли ты с утверждением, что «большинство людей ничтожны и не достойны любви»? |
||
Да |
16,67 |
31,82 |
|
Нет |
83,33 |
68,18 |
|
5 |
Согласен ли ты с мнением, что человек должен обладать неограниченными правами? |
||
Да |
9,72 |
18,18 |
|
Нет |
90,28 |
81,82 |
|
6 |
По твоему мнению, нападающие с оружием в школах, достойны: |
||
Презрения |
91,67 |
77,27 |
|
Уважения |
|||
Понимания и сочувствия |
8,34 |
22,73 |
|
7 |
Согласен ли ты с мнением, что: «Одиночество - удел сильных»? |
||
Да |
47,22 |
45,45 |
|
Нет |
52,78 |
54,55 |
|
8 |
Нападающий с оружием в школах, это: |
||
Сильный человек |
8,33 |
18,18 |
|
Слабый человек |
91,67 |
81,82 |
|
9 |
Кадры и изображения жертв, подвергшихся вооруженному нападению, вызывают у тебя чувства: |
||
Ужаса |
80,56 |
- |
|
Безразличия к жертвам |
8,33 |
81,82 |
|
Презрения к жертвам |
- |
- |
|
Другое__ (сочувствие; жалость; презрение к виновнику; омерзение; возмущение к охране; не видела такие кадры) ____ |
11,11 |
Другие негативные чувства
|
|
10 |
На твой взгляд, следует ли ужесточить порядок приобретения оружия частными лицами? |
||
Ужесточить, сделать более строгим |
88,89 |
86,36 |
|
Ослабить, сделать более доступным |
11,11 |
13,64 |
Корреляционный анализ показал, что девушки «группы риска» (экспериментальная группа) заметно чаще не согласны с мнением, что «Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения», что может свидетельствовать о скептических, негативных установках в отношении ценности общения. В экспериментальной группе таких 60 %, а в контрольной 22,32%.
На следующий вопрос диспозиции «Десоциализация»: «Сколько у тебя настоящих, верных друзей?», значимых отличий во взглядах и установках не выявлено. Совсем не имеют друзей 12,5% девушек контрольной группы и 15 % девушек экспериментальной группы. 3-х и более друзей имеют 37,5% девушек контрольной группы и лишь 25 % девушек экспериментальной группы. Вместе с тем, девушки экспериментальной группы чаще заявляют о том, что имеют 2-х друзей, таких 35%, а в контрольной группе 16,07%. Такой результат свидетельствует о том, что существенных различий в объемах социальных, дружеских контактов у девушек обоих групп не наблюдается.
Ответ «Да» на следующий вопрос диспозиции «Согласен ли ты с мнением, что: «Одиночество - удел сильных?», дают 45% девушек экспериментальной группы, а в контрольной 37,5 % респондентов отвечают так же. Таким образом, разница в количественных показателях не столь велика.
При сравнительном анализе ответов на вопросы диспозиции «Культ силы и власти» выявлены весьма значимые отличия в ответах на вопрос: «Согласен ли ты с утверждением, что «большинство людей ничтожны и не достойны любви»?», согласились 40 % девушек-респондентов экспериментальной группы и лишь 10,71 % девушек контрольной группы.
При этом, на вопрос «Согласен ли ты с мнением, что человек должен обладать неограниченными правами?», в обеих группах респонденты отвечали почти одинаково. «Да» сказали 15% девушек экспериментальной группы и 16,96 % в контрольной группе.
Девушки в экспериментальной группе заметно чаще склонны считать «нападающего с оружием» сильным человеком, таких 10 %, а в контрольной группе думают так же 3,57 % респондентов.
Неожиданно отмечено более благосклонное отношение к ослаблению порядка приобретения оружия у девушек экспериментальной группы (15 % - экспериментальная группа, против 1,79% в контрольной группы), при том, что такой закономерности у юношей экспериментальной группы не выявлено.
Сравнительный анализ ответов в мужской выборке так же позволяет сделать интересные наблюдения. На первый вопрос диспозиции «Десоциализация»: «Согласен ли ты с высказыванием Антуана де Сент-Экзюпери о том, что «Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения»?» юноши экспериментальной группы ожидаемо реже отвечают утвердительно. Если в контрольной группе таких 75%, то в экспериментальной группе («группе риска») 59,09 %.
На вопрос: «Сколько у тебя настоящих, верных друзей?» 9,09 % юношей экспериментальной группы ответили, что у них нет ни одного друга. В контрольной группе совсем не имеют друзей 2, 78% респондентов. В остальном объём дружеских контактов не имеет значительных отличий.
В ответах на вопрос «Согласен ли ты с мнением, что: «Одиночество - удел сильных»?» значимых отличий между группами так же не обнаружено.
Отвечая на вопросы диспозиции «Культ силы и власти» юноши экспериментальной группы так же обнаруживают большую радикальность взглядов. На вопрос «Согласен ли ты с утверждением, что «большинство людей ничтожны и не достойны любви»?» 31,82 % респондентов ответили согласием, демонстрируя высокую негативную настроенность и высокомерие в отношении других людей. В контрольной группе так ответили 16,67% юношей.
Почти вдвое чаще юноши экспериментальной группы соглашаются с мнением, что «человек должен обладать неограниченными правами». В экспериментальной группе согласились 18,18 %, тогда как в контрольной таких 9,72%.
С утверждением, что «нападающий с оружием» является сильным человеком согласны 18,18 % респондентов экспериментальной группы и лишь 8,33 % в контрольной группе.
На дополнительный вопрос об оружии значимых отличий в ответах в обеих группах нет.
При сравнительном анализе качества ответов юношей и девушек экспериментальных групп между собой, с позиции гендерного подхода, получены следующие результаты.
На вопрос о чувствах, которые вызывают у них «сообщения о вооруженных нападениях и убийствах в школах», диспозиции «Не подтверждение», все юноши и девушки экспериментальной группы ответили «с безразличием».
22,73 % юношей, отвечая на вопрос: «По твоему мнению, нападающие с оружием в школах, достойны..?», считают «нападающих с оружием» достойными «сочувствия» и «понимания». Девушки еще чаще относятся к преступникам с сочувствием и пониманием, так ответили 35 % девушек.
На вопрос «Кадры и изображения жертв, подвергшихся вооруженному нападению, вызывают у тебя чувства...?» и юноши и девушки экспериментальной группы ответили одинаково радикально, чаще всего «с безразличием», либо с еще более негативными чувствами, в отношении жертв.
«Роскошь человеческого общения» значительно больше ценят юноши экспериментальной группы, таких 56,09 %, чем девушки экспериментальной группы, их 40 %. Кроме того, девушки имеют меньшую интенсивность личных дружеских контактов. 15% девушек совсем не имеет друзей, тогда как среди юношей экспериментальной группы таких 9,09 %.
С тем, что «Одиночество - удел сильных» согласились юноши и девушки практически в одинаковых пропорциях, то есть здесь не отмечено особенностей в гендерных подходах.
На вопросы диспозиции «Культ силы и власти», в частности на вопрос: «Согласен ли ты с утверждением, что «большинство людей ничтожны и не достойны любви»?», девушки неожиданно дали более радикальные ответы. С утверждением согласились 40% девушек и 31,82 % юношей.
Юноши несколько чаще высказываются за то, что «человек должен обладать неограниченными правами?», таких среди юношей 18,18%, а среди девушек 15 %.
Кроме того, юноши экспериментальной группы чаще считают «нападающих с оружием» на школы «сильным человеком». Так думают 18,18 % юношей и лишь 10% девушек экспериментальной группы.
Девушки экспериментальной группы чаще поддерживают меры ослабления порядка приобретения оружия. Возможно, причина этого кроется в особенностях женской психологии. Девушки чаще реагируют на агрессию со страхом, поэтому, они склонны одобрять оборонительную, защитную функцию оружия, т.е. использование или демонстрацию оружия для самообороны, защиты других или защиты собственности. Вытесненные враждебные импульсы, которые у этих девушек могут проявляться в потребности в доминировании, в равнодушии и холодности к окружающим, в культе силы, становятся причиной повышения тревожности. Вследствие этого возникает потребность в дополнительной защите.
Кроме того, девушкам экспериментальной группы свойственны гораздо более негативные и скептические установки в отношении ценности общения. Они значительно чаще согласны с мнением, что «большинство людей ничтожны и не достойны любви». Они так же чаще склонны считать нападающего с оружием «сильным человеком». Гораздо более часто девушки экспериментальной группы высказываются за ослабление порядка приобретения оружия.
Вместе с тем существенных различий в объемах социальных, дружеских контактов у девушек экспериментальной и контрольной групп не выявлено. Девушки в обеих группах примерно одинаково оценивают необходимость наделять человека неограниченными правами.
Юношам экспериментальной группы более свойственно пренебрегать «роскошью человеческого общения», низко оценивать его ценность. Значительно чаще, в сравнении с контрольной группой, они совсем не имеют друзей. В два раза чаще они считают, что «большинство людей ничтожны и не достойны любви». Так же вдвое чаще юноши экспериментальной группы склонны считать, что «человек должен обладать неограниченными правами». Значительно чаще они называют «нападающий с оружием» сильным человеком.
Однако, в оценке позиции, что: «Одиночество - удел сильных»?», в экспериментальной и контрольной группах юношей, существенных различий нет. В отношении к оружию в обеих группах значимых отличий нет.
При анализе ответов в экспериментальных группах, отчетливо прослеживаются признаки психологической незрелости респондентов, проявляющиеся в неустойчивости позиций и противоречивости установок.
Таким образом, качественное исследование полученных данных, позволяет сделать некоторые выводы.
Деструктивное поведение является следствием сложного и неоднозначного сочетания целого комплекса факторов.
Таким образом, в экспериментальной группе старшеклассников, склонных выстраивать систему отношений по типу «не подтверждения», отмечено значимое возрастание количества ответов, свидетельствующих об одобрении «культа силы и власти», и ответов, указывающих на некоторые признаки нарушения социализации. Здесь следует отметить, что у данной категории старшеклассников, проявляются отчетливые трудности в части отрицания ценности общения, что может свидетельствовать о дефиците социальных навыков, но, при этом, отчетливых корреляций с сокращением социальных, дружеских контактов, не выявлено.
Данное положение позволяет сделать вывод о корреляции исследованных переменных.
Положения, сформулированные в гипотезе, в основном, получили подтверждение.
Автор признает, что проведенный эксперимент упрощен и не претендует на абсолютную научную строгость, однако, некоторые выявленные закономерности очевидны, заслуживают внимания, и могут быть учтены в профилактике. При осуществлении профилактической работы имеет смысл обращать внимание на вероятное сочетание исследованных факторов в личностных проявлениях школьников, как предрасполагающих к формированию деструктивного поведения. Изучение социальных и психолого-педагогических детерминантов деструктивного поведения личности несовершеннолетних, является важным условием при организации профилактической работы.