Формирование мотивации к занятиям физической культуры у младших школьников

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Ключевые слова: младшие школьники


«Для соразмерности, красоты и здоровья требуется
не только образование в области наук и искусств,
но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой».
Платон

«При усидчивой умственной работе без движения и телесного труда - сущее горе».
Л.Н.Толстой

Введение

Введение ФГОС второго поколения выдвигают новые требования проблеме формирования мотивов к учению, в частности к занятиям физической культурой. В чем же отличие новых стандартов?

Принципиальным отличием ФГОС нового поколения является не предметный, а личностный результат. Личность ребенка и изменения, происходящие с ней в процессе обучения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

Физическое развитие школьников немаловажно, так же как и умственное, психическое, нравственное, поэтому уже в младших классах педагоги ставят задачу объяснить детям значения занятий физической культурой в его жизни. Эта проблема остается одной из актуальных в наших школах (В.К.Бальсевич, М.Я.Веленская, Е.Н.Литвинов, Л.И.Лубышева, В.И.Лях, А.П.Матвеев, В.Д.Сонькин, и др.).

Мотивация - побуждение к действию, динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека.

Мотивы занятия физической культурой можно разделить (условно) на общие и конкретные. Желания школьника заниматься физическими упражнениями, просто двигаться, прыгать, бегать, т.д. - это общие мотивы.

К конкретным мотивам можно отнести выполнения каких-либо определенных упражнений, предпочтение ученика к какому - то виду (или видам) спорта. В старших классах разделения на виды уже осознано: одним нравится игровые виды спорта, другим гимнастика, третьим плавание и т.д.

Удовлетворение от потребности двигаться и удовольствие, которые дети получают при занятии физической культуры, и есть тот мотив к занятиям физкультуры и спорта. Но при этом занятия физической культуры и спортом не только средство развлечения и удовольствия. Это важный фактор поведения человека в жизни (учебе, быту, общения и т.д.).

Физическая культура - это сохранение здоровья на многие годы, подготовка человека и активной жизненной позиции.

Школа должна стать важным фактором в этом вопросе и учитель физкультуры - одно из главных лиц, единственный человек, способный грамотно содействовать физическому развитию ребенка. Учитель должен заинтересовать занимающихся, чтобы успешно реализовать обучение воспитание и развитие ребенка.

В моей работе я решаю следующие задачи:

  • сохранение и укрепление здоровья детей
  • развитие положительной мотивацией к урокам физической культуры
  • формирование потребностей к здоровому образу жизни

Глава 1. Теоретические основы формирования потребности занятий физической культурой у современных школьников

Одной из проблем школьного обучения является формирование мотивации к учению. Известные психологи и педагоги, такие как Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев. Л.И.Божович и др., ставили вопрос: «Как повысить у детей интерес к учению, то есть формировать мотив?»

Политика образования Российской Федерации направлена к развивающему обучению, где меняется цель, содержание и методы обучения. Школы организуют свою деятельность по традиционной системе обучения в основном, но по-прежнему остро стоит вопрос, как формировать мотивацию учения.

Прежде всего, необходимо решить вопрос формирования потребностей у школьников к самостоятельным и систематическим занятиям физической культурой на базе создания представления о здоровом образе жизни. Приобретение этих знаний способствует изменению отношения детей к физической культуре. Желание стать сильным, иметь красивую фигуру, быть хорошо физически развитым - это ли не мотив к занятиям физической культурой!

Особую актуальность в современных условиях (социально - экономические изменения, происходящие в современном обществе) приобретает проблема формирования мотивов к занятиям физической культурой.

Занятие физической культурой на уроках школьников лишь поддерживает нормальное физическое состояние, но не улучшает их физическое развитие. Нужно увеличивать физические нагрузки, или увеличивать время занятий. Это можно сделать, если ученик будет заниматься в спортивной секции, или он будет самостоятельно заниматься физическими упражнениями в спортивной секции. Самостоятельно заниматься физическими упражнениями, создает у детей представление о здоровом образе жизни. Это должно стать потребностью и учитель физкультуры должен развивать эту потребность к самостоятельным занятиям физкультуры у учащихся. Большая роль в развитии потребности к самостоятельным занятиям физической культуры принадлежит родителям. Пример родителей - является главенствующим фактором в мотивации детей к занятиям физкультуры. С раннего детства, в младшем школьном возрасте, когда мальчик видит рядом отца на перекладине, или делающего гимнастические упражнения или бегущего по лесной тропе или идущего по лыжне, он как бы невольно начинает подрожать ему. Это очень важно. И придя из школы, он с нетерпением ждет этих зарядов эмоций, интереса занятий, которые выполняет кто-либо из родителей. Родителям надо поддерживать интерес детей к утренним зарядкам, занятиям физической культурой личным примерам. Но это, как правило, выходные дни. А задача учителя физической культуры сделать эти занятия регулярным. Решить эту задачу можно, когда у детей появляется привычка в самостоятельных занятиях, когда у них будет сформированная привычка к физической нагрузке, к активной деятельности.

У школьников (в силу возрастных особенностей) регулярное и самостоятельное выполнение физических упражнений может вызвать негативную реакцию: а именно начав заниматься, возникает желание бросить занятие физическими упражнениями («Вот сосед Алеша и так сильный без вашей зарядки» и т.д.). Учитель физической культуры должен вовремя заметить эти проявления («не хочу», «проспал» и т.д.) и не дать упасть интересу к физическим упражнениям. Этот контроль со стороны учителя должен быть постоянным, так как у учащихся авторитет учителя высок и если он проявляет интерес ученикам, к их занятиям физической культурой, то это стимулирует детей.

Очень хорошим примером для школьников к занятиям физической культуры являются совместные мероприятия с родителями, проводимые школой: «Мама, папа, я - спортивная семья», «Веселые старты», подвижные игры и т.д.

Подытоживая выше сказанное, одну из самых старейших проблем школьного обучения -

формирование мотивации к занятиям физической культуры - я стараюсь решить всеми доступными способами и методами.

Глава 2. Теоретические основы формирования потребности в здоровом образе жизни как мотивации к занятиям физической культурой школьников

Что такое здоровый образ жизни? Это ориентирование личности на укрепление и развитие личного и общественного здоровья; реализация наиболее ценного вида заболеваний - первичная профилактика; удовлетворение жизненно важной потребности в активных двигательных действиях, физических упражнениях. (В.К.Бальсевич, В.Д.Чепчик, А.С.Чубуков и др.).

Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой - важнейшая задача нашего общества. Сущность здорового образа жизни - обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека.

Рассмотрим некоторые факторы формирования здорового образа жизни школьников. Это - режим дня;

  • двигательный режим;
  • положительные эмоции.

Режим дня - одно из главных условий здорового образа жизни школьника.

Приведем примерный распорядок дня школьника:

7.00-7.05 - подъем, уборка постели

7.05-7.15 - утренняя гимнастика

7.20-7.35 - умывание, закаливающие процедуры

7.35-7.50 - завтрак

7.50 - 08.15 - ходьба пешком в школу

8.15 -14.10 - учебные занятия

14.30-15.00 - обед, прогулка на свежем воздухе

15.00-16.30 - послеобеденный отдых

16.30-18.30 - самоподготовка

18.30-19.30 - занятия в спортивной секции или самостоятельные занятия физическими упражнениями (3-5 раз в неделю)

19.30-21.00 - ужин, отдых

21.00 - отбой.

Двигательный режим (а это не что иное, как активная физическая деятельность) школьника в последние годы заметно уменьшается, отмечается дефицит двигательной активности (компьютер, телевизор, уроки и т.д.). Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на сердечно - сосудистой и дыхательной системах. В этом вопросе как раз и нужна мотивация к занятиям физической культуры. Ребята, приученные к самостоятельным занятиям физической культуры, как правило, активны, жизнедеятельны, получают много эмоций от этих занятий.

Структурное построение педагогического процесса позволяет выделить и рассмотреть его главные составляющие, совместить их с Федеральным Государственным стандартом общего образования и требованиями модернизации школы. Физическое воспитание школьников направлено на их физическое и духовное совершенствование средствами физической культуры и составляет педагогическую систему занятий двигательными действиями в школе и дома, отражает цели и задачи школьного звена Российской Системы Физического Воспитания.

Для повышения мотивации младших школьников на уроках, своей работе я использую следующие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Словесные методы: беседа (беседа-рассказ, беседа-диалог), рассказ, объяснение, словесные пояснения, комментарии, спор с педагогом.

Так, при ходьбе на носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы, я объясняю детям, что эти упражнения очень полезны для голеностопа, вис на перекладине полезен для увеличения роста, а упражнения с отягощениями противопоказаны по возрасту, потому что позвоночник еще слаб.

В разговоре с детьми я выясняю, кто делает утреннюю зарядку, кто закаляется и др. Так же много времени уделяю внешнему виду на уроках физической культуры, рассказываю, почему надо заниматься в спортивной одежде и обуви (это, кстати, способствует обогащению знаний детей о личной гигиене), рассказываю об известных спортсменах.

Для запоминания изучаемого материала применяю проблемно-поисковый метод обучения. Например, как разминуться на горной тропе, или, при прыжке в длину с места, спрашиваю «как нужно приземляться?» и почему так, а не иначе.

Наглядные методы:

  • двигательная наглядность (показ упражнений, движений, использование приемов «зеркальности», «утрированной ошибки»);
  • зрительная наглядность (использование иллюстраций, репродукций, слайдов, плакатов, и т.д.).

Так, посещение кабинета биологии помогает детям увидеть и понять, как работают дыхательная и кровеносная системы, как сжимаются сосуды и мышцы при физических упражнениях. Очень полезным и важным подспорьем являются рисунки из видов спорта о правильном выполнении физических упражнений, видеофильмы о правильном выполнении упражнений легкой атлетики, подтягивании, отжимании и т.д.

  • Метод наблюдения и сравнения;
  • Метод игры;
  • Метод творческих заданий;
  • Метод парадокса (контраста и неожиданности).

В процессе обучения я часто применяю такое упражнение (в основном - разминке): дети становятся в круг и выполняют общеразвивающее упражнение, которые показывает ученик, затем другой делает то же самое и так по одному упражнению делает весь класс. Ребята очень любят это упражнение, поправляют друг друга, начинают осознавать и познавать себя.

На этапе закрепления результата я провожу круговую тренировку. На уроках гимнастики, особенно. Учащиеся охотно и с интересом выполняют упражнения в группах, меняясь местами в процессе выполнения упражнения, а освобожденные от занятия ребята, выполняют роль судей-хронометристов.

Так же я даю и индивидуальные задания детям (в зависимости от уровня подготовки), что очень нравится ребятам («вот какой я сильный, а я ловкий, а я хорошо делаю ...» и т.д.)

  • Метод эмоционального воздействия;
  • Метод создания эффекта удивления;
  • Метод создания ситуации успеха;
  • Метод создания игровых ситуаций;
  • Метод создания проблемно-поисковых ситуаций.

В процессе выполнения различных упражнений я всячески поддерживаю ребят, говорю «еще чуть-чуть», «ты молодец!». Если упражнение выполняется с ошибками, важно исправить, поддержать ребенка, особенно хороша поддержка всех остальных детей.

Метод контроля и самоконтроля.

Очень важно, чтобы дети самостоятельно находили собственные ошибки, неточности. При индивидуальном опросе выясняю, что ученик делал, какие упражнения для развития силы ног, или для чего нужна профилактика травматизма и т.д. При фронтальном опросе выясняю, какие упражнения готовили дома для предстоящего урока.

Метод соревнований.

Спортивно-оздоровительные соревнования в нашей школе стали традицией. И не только вовремя уроков, но и в выходные дни. Считаю, что наравне с уроками физической культуры, эти соревнования несут огромный заряд положительных эмоций! Родители и ученики выступают единомышленниками во время соревнований, все в спортивной форме, подтянутые, с придуманными «кричалками». Происходит совместная деятельность родителей и детей. Победителям вручаются призы и грамоты. Всем участникам, независимым от результата, вручаются «вкусные призы».

Так же проводятся «Веселые старты» по параллелям. Причем, в зимнее время в спортивном зале, а летом на площадке.

Традиционно в школе проходят «Президентские состязания» среди школьников, которые вызывают огромный интерес. Здесь очень важен воспитательный момент: подъем флага России, исполнение гимна. Ребята представляют себя на пьедестале почета и воображают, что они получают награду из рук Президента России. В календаре школьных мероприятий есть и такое соревнование: «Малые Олимпийские игры». Это тоже дает огромный воспитательный эффект. Такие соревнования, как и другие, не менее значимые для школьников - «День прыгуна», «А ну-ка, мальчики», «А ну-ка, девочки», «День здоровья» и др. - хорошо мотивируют учащихся на дополнительные самостоятельные занятия по физической подготовке.

Как уже было сказано ранее, в приобщении детей к регулярным занятиям физической культурой, опираюсь на поддержку родителей, которые помогают в создании спортивных стендов с фотографиями наших соревнований, помогают с приобретением спортивной формы, помогают в организации спортивных праздников и т.д.

Урок физической культуры был, есть и будет всегда любимым предметом у ребят. Нужна лишь любовь к детям учителя физической культуры, создания положительного эмоционального фона, чтобы урок был интересным для всех учащихся. Учитель должен своим вниманием к каждому ученику сделать так, чтобы на уроки физкультуры дети ходили с любовью и ждали с нетерпением следующего урока. И учитель должен этому соответствовать: быть подтянутым, бодрым, энергичным, все делать с улыбкой, и дети потянутся к нему.

Заключение

Здоровье - высшая человеческая ценность. Через уроки физической культуры, через понятие «Здоровый образ жизни» мы постепенно подводим учащихся к пониманию значения физических упражнений в повседневной жизни. И занятия физической культурой в сознании каждого ученика становятся привычкой. К.Д.Ушинский писал: «Самое убеждение только тогда делается элементом характера, когда переходят в привычку. Привычка и есть тот процесс, посредством которого убеждение делается наклонностью, и мысль переходит в дело».

Используемая литература

  1. Анисимова М., Залетаев И. Програмное и организационно-методическое обеспечение физического воспитания обучающихся в образовательном учреждении. - М.: «Физкультура и спорт», 2006.
  2. Арзуманов С. Физическая культура. - М.: «Феникс», 2008.
  3. Басалеева Н.М., Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика о проблемах здравотворчества в регионах России // Валеология. 1996, № 2.
  4. Видякин М. Начинающему учителю физкультуры в школе. - М.: «Корифей», 2006.
  5. Видякин М. Начинающему учителю физкультуры в школе. - М.: «Учитель», 2004.
  6. Закон РФ «Об образовании» ст.2, п 1 // Вестник образования России. 1996, №7.
  7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Фис, 1999.
  8. Матвеев Л.П. Физическая культура. - М.: «Посвещение»2009.
  9. Сальников А.Н. Физическая культура. - М: «А-Приор», 2009.
  10. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. - М: «Феникс», 2009.