В качестве важных требований к результатам обучения в начальной школе выделены такие, как «владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных высказываниях» (1). В результате реализации ФГОС у учащихся должны быть сформированы компетенции, в первую очередь речевые, поэтому акцент сделан не на том, что знает ученик, а на том, как он владеет речью, устной и письменной: по итогам обучения выпускник должен читать любой текст, создавать на его основе текст вторичный, а также интерпретационный в любом формате, виде, жанре.
В формировании речевых компетенций младшего школьника особое место занимает творчество. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка, дети становятся активными читателями: ясно и логично выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения. В практике работы мною используется методика обучения младших школьников словесному творчеству на основе художественного вымысла, описанная Е.С.Романичевой (2).
Приведем пример урока с использованием данной методики. Тема «урока фантазии»: «Составление монологов и диалогов предметов». На данном уроке закрепляется понятие о значении монологов и диалогов в художественном произведении, расширяется представление о роли вымысла в литературном произведении; дети учатся приемам комической, речевой организации текста. Начинается урок со знакомства со сказкой Н.К.Абрамцевой «Дождик». Ученикам предлагается подготовиться к его выразительному чтению, прежде выделив в тексте слова «подсказывающие», как надо читать. Затем предлагается ответить на вопросы: «О чем сказка? Что делает ее необычной?».
Продолжением работы является беседа, в ходе которой осмысляется роль диалогов и монологов в художественном тексте. Особенность беседы в том, что она проводится с опорой на произведения, изученные ранее на уроках или прочитанные детьми самостоятельно. Далее детям предлагается творческое задание: создание высказывания в форме монолога любого предмета. В целях стимулирования такого рода деятельности юным читателям предлагается фантастическая речевая ситуация: «Вспомните, какая вещь вами была особенно любима в детстве», «Когда вы держали ее в руках последний раз?», «Можете ли вы себе представить, какие чувства «испытывает» эта вещь, забытая вами?». Это стимулирует речетворчество детей (определяет особенности содержания монолога, его эмоциональную окраску) и побуждает их взглянуть на себя как бы со стороны, отразить свою, авторскую, позицию в создаваемом монологе.
Творческая деятельность на уроке литературы
Таблица 1. Образцы творческих работ младших школьников.
Степан
|
Алёна
|
Дмитрий
|
Дарина
|
Екатерина
|
Ульяна
|
Антонина
|
Дарья
|
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [текст] - М.: Просвещение, 2012.
- Е.С.Романичева, Г.В.Пранцова. От «тихого радости чтения» - к восторгу сочинительства: монография / Е.С.Романичева, Г.В.Пранцова. - М.: Библиомир, 2016. - 232 с.