Установление контакта с ребёнком с расстройством аутистического спектра

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: РАС, расстройство аутистического спектра


При изучении данного вопроса было выявлено, что у ребенка с РАС наблюдается выраженная эмоциональная незрелость. Такой ребёнок быстро и с легкостью пресыщается любыми впечатлениями, для него неприемлема ситуация выбора, в которой он самостоятельно беспомощен, ему нужно время для того, чтобы пережить полученное впечатление или информацию. Чтобы установить эмоциональный контакта с ребенком необходимо помочь преодолеть ему негативизм в общении со взрослым; смягчить эмоциональный дискомфорт; нейтрализовать страх ребенка и общий эмоциональный тонус.

Но при этом для него характерны отсроченные реакции, стремление стереотипизировать взаимодействие c окружающими. При взаимодействии с ребенком с РАС необходимо строить первый эмоциональный контакт на доступном ему в данный момент уровне - на поддержании простейших, пусть даже не соответствующих возрасту, аффективных проявлений и стереотипных действий посредством игры. Потребность в общении у таких детей существует. Но проблема состоит в том, что в психическом отношении они достаточно ранимы и тормозимы в контакте. Взгляд, голос, прикосновение, прямое обращение могут оказаться для них слишком сильными впечатлениями, педагог, особенно активный в общении, способен очень быстро вызвать у детей чувство дискомфорта. Чтобы успешно установить эмоциональный контакт с ребенком с РАС, необходимо организовать ситуацию общения так, чтобы для ребенка она была комфортной, подкреплялась приятными впечатлениями, чтобы не было недоступных форм взаимодействия, для ребенка.

Сначала ребенок с РАС должен получить опыт комфортного общения, и только потом, добившись привязанности, можно постепенно развивать более сложные формы взаимодействия. При возможных приемах установления контакта стоит иметь в виду, прежде всего, ситуацию присутствия нового для него человек. Первые попытки подобного общения должны проходить без спешки, в очень спокойных условиях. Ребенку нужно дать время для того, чтобы привыкнуть к новой обстановке, его могут напугать и громкий голос, и резкие движения, и вообще излишняя активность и суетливость взрослого. При первых контактах с ребенком следует избегать слишком прямого обращения: пристального взгляда, называния его по имени, активных попыток привлечь внимание, вопросов, настойчивых предложений что-то посмотреть, послушать, с чем-то поиграть. В то же время ситуация знакомства не должна быть и абсолютно нейтральной. Ребенку необходимо дать понять, что педагог находится здесь ради него, что он ему симпатичен и ему интересно то, что он делает. Кроме того, непродуктивно с самого начала активно навязывать такому ребенку свой ритм, свои предпочтения, свою логику взаимодействия, и, наоборот, педагогу необходимо быть внимательным к тому, чем заинтересовался ребенок, быть отзывчивым к его попыткам вступить в контакт. Если дозировано контролировать комфортность ситуации, ребенок может стать более активным в установлении контакта. Подход к установлению первого контакта строится индивидуально в зависимости от того, к какой группе развития относится ребенок.

Список литературы

  1. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь: Методическое пособие для воспитателей, педагогов, психологов и дефектологов дошкольных и школьных общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений // О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг и др. - М.: Полиграф Сервис, 2013. - 231 с.
  2. Барбера, М.Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход. Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами [Текст]. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. - 304 с.
  3. Лаврентьева, Н.Б. Формирование учебного поведения у аутичных детей - дошкольников // Дефектология. - 2008. - № 4. - С. 52-63.
  4. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи [Текст] / О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг. - М.: Теревинф, 2012. - 227 с.
  5. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра: методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / отв. ред. С.В.Алехина; под общ. ред. Н.Я.Семаго. - М.: МГППУ, 2012.
  6. Рудик, О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком: [кн. для педагогов: метод. пособие] / О.С.Рудик. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 189 с.
  7. Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях: методический сборник / отв. ред. С.В.Алехина; под. ред. Е.В.Самсоновой. - М.: МГППУ, 2012. - 56 с.
  8. Солдатенкова, Е.Н. Преодоление коммуникативного барьера как одно из условий включения детей с РАС в образование // Российский научный журнал. - 2015. - № 6. - С. 219.
  9. Хаустов, А.В. Развитие речевой коммуникации у детей с аутистическими нарушениями. // Детский аутизм: исследования и практика. - М.: РОО «Образование и здоровье», 2008. - С. 208-235.
  10. Янушко, Е.А. Начальный этап коррекционной работы с аутичным ребенком: знакомство, установление контакта // Аутизм и нарушения развития: научно-практический журнал. - 2004. - № 3. - С. 84-91.