Деятельностный подход как основа реализации ФГОС для обучающихся с нарушением интеллекта

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: дети с нарушением интеллекта


Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, необходимо владеть большим объёмом знаний и умений и применять эти знания для решения жизненных проблем.

Основной формой организации обучения является урок. Но меняется время, ученики, учителя, урок тоже стал другим. Ученик был пассивным слушателем, которому давали знания. И стать другим, уроку помогает использование деятельностного подхода. ФГОС для умственно отсталых детей утверждённого Приказом №1599 от 19.12.2014 г. в пункте 1.10 сказано, что в основу стандарта положены деятельностный и дифференцированный подход.

Системно-деятельностный подход упоминался уже в 1895 г. Он был разработан в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, в рамках которого учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения учебных проблем. ФГОС для детей с нарушением интеллекта предусматривает деятельностный подход. Данное понятие известно уже, так как разработчики учитывали специфику наших детей. И при использовании деятельностного подхода используются его элементы.[5,6]

Как писал Л.С.Выготский, [4] «в основу процесса должна быть положена личная деятельность ученика…». Ведь именно в деятельности ученик осваивает новое и продвигается вперёд по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в процессе этой деятельности. Он пробует различные инструменты, которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу, приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия. Для обучающегося его деятельность есть не просто и не столько учебная. Это настоящая жизнедеятельность.

Для успешного протекания учебной деятельности необходимо целенаправленное развитие учебно-познавательных мотивов. Это сохраняет у детей устойчивый интерес к учению, приносит радость, удовольствие и успех. «Никакая деятельность не может быть прочна, если она не имеет основы в личном интересе» (Лев Толстой). На уроке мотив реализуется в учебной цели - осознании того вопроса, на который требуется интересно найти ответ. Цель не может возникнуть у ученика автоматически, как прозвенит звонок, она должна быть выращена и осознана учеником с помощью учителя. Любой учитель начальных классов сегодня может назвать тот способ, который позволяет выполнить указанное условие. Это, как говорят психологи, - постановка учебной задачи, или, привычнее для учителя, создание проблемной ситуации. Сущность её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…».

Необходимым условием деятельностного подхода является выявление и освоение школьниками способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений) [2]. Как пишет Н.Ф.Талызина, «главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний - это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий». При этом усилия направляют на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия.

Деятельностный подход [5] − позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором обучающийся осваивает знания не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности. (Петерсон Л.Г.)

Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «деятельностный подход» в образовании.

Принципы деятельностного подхода [1,2]:

1) Разнообразие организационных форм Они помогают активизировать мотивацию, соблюдать санитарные нормы (смена деятельности) и т.д. Если ставится задача взаимодействовать друг с другом, значит предусматривать работу в парах, группах. Формы должны быть ориентированы на то, какие учебные действия будут формироваться на уроке.

2. Учёт индивидуальных возрастных особенностей Данный принцип учитывали и раньше. Учёт индивидуальных возрастных особенностей с позиции формирования результатов, если освоил учебный материал, то уровень повышается, не освоил - понижается.

3. Обеспечение преемственности ступеней образования

4. Организация учебного процесса с опорой на взаимодействие Совместная деятельность, совместно-разделённая, самостоятельная Д. Обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности

5. Рассмотрение ученика как субъекта учебной деятельности.

Субъект ставит цель, сам делает, сам проверяет

6. Организация речевой, познавательной и предметно - практической деятельности

Если говорить о познавательной деятельности, то эта деятельность по приобретению и использованию знаний, и данная деятельность должна быть замотивированна. Зачем мне это деятельность, если она для меня ничего не значит. Если обратиться к теории Петра Яковлевича Гальперина то в его этапах по формированию умственных действий действия в материализованной форме является приоритетной. (т.е. это все действия выполненные практически). Отрицать речевую деятельность ни в коем случае нельзя, тем более учитывая специфику наших детей. Проговаривание очень полезно (хором, у доски, в парах, группах что я сделал и как, почему так получилось).

Урок с применением деятельностного подхода будет результативным, если при его проведении будут учтены следующие моменты [2].

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. То есть учитель стимулирует ученика для целеполагания на уроке.

2. Поддержание мотивации к уроку. Приёмов мотивации очень много, и они очень важны, чтобы удержать интерес к теме, и к самому уроку. Это могут быть:

  • пожелания друг другу, положительный настрой;
  • девиз, эпиграф к уроку («С малой удачи начинается большой успех» и др.)
  • заголовки-вопросы;
  • Приём «Яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующее материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды. Любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников.
  • приём «Отсроченная отгадка». (Загадка (удивительный факт) даѐтся в конце урока, чтобы начать с неѐ следующее занятие).
  • приём «Прогнозирование», вопросы, суждения, ошибки персонажей;

3. Используются разнообразные методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить вопросы. Пора уходит от говорящего учителя и приходить к говорящему ученику.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, используя для этого специальные приёмы.

7. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

8. Учитель специально планирует коммуникативные действия на уроке.

9. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

10. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

11. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою деятельность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

12. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся.

Ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

Расшифруем так:

ИСКАТЬ - опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию;

ДУМАТЬ - устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой, оценивать произведения искусства и литературы;

СОТРУДНИЧАТЬ - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО - включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, организовывать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;

АДАПТИРОВАТЬСЯ - использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.

Деятельностный подход даёт возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у умственно отсталого школьника базовые учебные действия - таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Используемая литература

  1. Виноградова Н.Ф. «Начальная школа XXI века». Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта. - М.: Вентана - Граф, 2005.
  2. Виноградова Н.Ф. Современный урок - удивление, удовольствие, усилие, успех! - Начальная школа. - №3 - 2005.
  3. Винокурова Н.К. Развиваем познавательные возможности учащихся. - М: Центральное издательство, 2005.
  4. Выготский Л.С. «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте» М. 1956.
  5. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986.
  6. Корбакова И.Н. Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2006.
  7. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000.