Цель:
- развитие зрительной памяти у детей с ОВЗ;
- развитие слуховой памяти у детей с ОВЗ;
- развитие активизации и энергетизации работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения у детей с ОВЗ;
- развитие координации движений и графических навыков у детей с ОВЗ;
- развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки у детей с ОВЗ;
- развитие психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук у детей с ОВЗ.
Ход занятия
1. Упражнение «Запомни картинку»
На карточке нарисованы предметы: рыбка, елка, кораблик, телевизор, книжка. Дети смотрят на картинки 10 минут и запоминают их, а затем им нужно назвать все, что нарисовано на карточке.
2. Упражнение «Запомни слова»
Детям зачитываются слова, с установкой на запоминание: линейка, карандаш, альбом, ручка, тетрадь, пенал, ранец, книга.
- Задание 1. Воспроизвести слова.
- Задание 2. Объединить слова одним словом.
3. Игра «Четвертый лишний»
Детям показывают четыре картинки, три из них имеют обобщающий признак, а четвертая отличается, и не подходит под этот признак. Ребенок должен догадаться, какая картинка лишняя. Например: печенье – сосиски - сыр – бокал. Предлагаемые варианты серии картинок:
- Портфель – матрешка – кукла – пирамидка;
- Тарелка – чайник – кастрюля – колбаса;
- Панамка – тапочки – шапка – кепка;
- Сапоги – ботинки – книжка – туфли;
- Стрекоза – оса – синичка – муха;
- Груши – бананы – огурцы – апельсины;
- Трамвай – машина – троллейбус – мяч;
- Воробей – синичка – петух – снегирь;
- Ручка – карандаш – пирамидка – пенал;
- Щука – окунь – кузнечик – сом;
- Брюки – юбка – рюкзак – платье.
4. Дыхательное упражнение
Глубокий вдох. Одновременно делаем вдох, и поднимаем медленно прямые руки ладонями вперед до уровня груди. Дыхание задерживаем. Во время задержки дыхания нужно сконцентрировать внимание в середине ладони, как будто в центре ладони находится «горячая монета». Медленный выдох. Во время выдоха, рисуем перед собой одновременно обеими руками круги, квадраты и треугольники.
5. Упражнение «Рисуем руками»
Рисуем одновременно обеими руками два круга в тетради и заштриховываем их горизонтальными прямыми линиями.
6. Рисование графического узора под диктовку
7. Пальчиковая гимнастика «Колечко»
Как можно быстрее и поочередно перебирать пальцы рук, соединяя последовательно в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнение выполняется сначала в прямом (от указательного пальца к мизинцу), а затем в обратном направлении (от мизинца к указательному пальцу). Упражнение нужно выполнять в начале каждой рукой отдельно, а затем обеими руками одновременно.
8. Упражнения для профилактики нарушений зрения
Сидим, руки на поясе. Поворачиваем голову вправо, смотрим на локоть правой руки; затем голову поворачиваем влево, смотрим на локоть левой руки; возвращаемся в исходное положение. Повторяем 4-5 раз.
Сидя на стуле, откидываемся на спинку стула, делая глубокий вдох, затем наклон вперед – выдох. Повторяем 5-6 раз.