Подвижные игры как инструмент нравственного воспитания младших школьников на уроках физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии


Введение

«Игра - это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский

Современное общество выдвигает новый идеал личности - это человек деятельный, обладающий высоким уровнем нравственной воспитанности. Отсюда, именно на школу возлагается огромная роль в решении проблем нравственного воспитания, развития у детей положительных моральных качеств.

Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. [1, с. 104].

Известно, что основы нравственного сознания начинают закладываться ещё в дошкольном возрасте и формируются в течение всей жизни. В современном обществе воспитательную функцию осуществляют семья, сверстники, средства массовой информации и, конечно, школа. К.Д.Ушинский писал, что в учителе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом, соответственно, для учителя физической культуры данная задача осложняется тем, что мы должны осуществлять нравственное воспитание каждым видом деятельности, каждый день, на каждом уроке, в каждую минуту общения с учениками. Главное понять, что воспитание - это дело радостное, безусловно, при высоком профессионализме учителя. К сожалению, зачастую, профессионализм учителя ограничивается только обучающей стороной целостного образовательного процесса, меньше сил и времени уделяется воспитательной работе. В наших силах сделать все, чтобы процесс нравственного воспитания в начальной школе стал веселым и продуктивным. [4, с.7].

Младший школьный возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому, этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются главные принципы нравственности. В процессе организации школьной жизни самое главное для нас - «вырастить Человека». [2, с. 31].

Физическая культура представляет собой организованный педагогический процесс управления физическим и нравственным развитием человека посредством физических упражнений, подвижных игр, гигиенических мероприятий и других средств с целью формирования таких качеств и приобретения таких знаний, умений и навыков, которые отвечают требованиям общества или интересам личности. [3, с.11]

Одним из средств нравственного воспитания на уроках физической культуры является подвижная игра. В младшем школьном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Находясь в игре, ребенок не только общается с друзьями, но и учится применять свои навыки и умения на благо себе и своей команде. [7].

Самой важной специфической особенностью игровой деятельности является способность управлять содержанием игры, учитель может программировать определенные положительные чувства играющих детей. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. По словам А.С.Макаренко «В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают».

Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины. [6].

Включая в урок различные подвижные игры, учитель воспитывает в ребенке те качества характера, которые способствуют гармоничному развитию личности и реализации потенциала. Такие черты характера, как целеустремленность, самостоятельность, инициативность, смелость и решительность, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, трудолюбие, умение в нужный момент мобилизовать свои силы, способность преодолеть трудности- все перечисленные качества и черты воспитываются в процессе игровой деятельности, но кроме того, участникам приходится преодолевать усталость, боль, вырабатывать устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды. [3, с. 27].

С помощью игр приобретается такое важное социальное качество, как умение работать в команде. Постоянное пребывание ребенка в коллективе и подчинение своих личных интересов интересам команды способствует воспитанию в игроках чувства товарищества и внутренней дисциплины. Достижение победных результатов каждым игроком возможно только честным путем. [5]

Подвижная игра не только учит детей соблюдать правила игры, как таковой, но и помогает приобрести богатый жизненный опыт, который является фундаментом воспитания стойкости, твердости характера, выносливости. В игре, безусловно, развивается самодисциплина, игра способствует формированию внутренней нравственной опоры и сильной личностной позиции, твердости собственных убеждений в достижении жизненных целей. А в жизни современного человека это очень ценно, ведь она во многом состоит из неприятных вещей, когда нужно бороться, преодолевать, страдать.

Таким образом, подвижные игры является инструментом учителя, который помогает воспитывать различные высокие морально-волевые и нравственные качества, так что можно сказать, что подвижные игры- это школа не только спортивная, но и жизненная.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский

Цель воспитательной практики - развитие нравственного сознания и нравственных чувств, формирование устойчивого нравственного поведения, соответствующего современному образу жизни.

Задачи:

  • Воспитание цельной личности, понимающей и принимающей свои обязанности, способной к правильному оцениванию себя, своих поступков с точки зрения норм нравственного поведения;
  • Развитие волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть дисциплинированным и целеустремленным в достижении поставленной цели;
  • Формирование активной жизненной позиции ребенка и богатого двигательного опыта.

Основными направлениями воспитательной практики являются культурно-нравственное и физкультурно-оздоровительное направления.

Функции воспитательной практики:

  • Развивающая. Предполагает изменение направленности личности воспитанника, структуры ее потребностей, мотивов поведения, способностей и др.
  • Формирующая. Предстает как специально организованный процесс предъявления учителем ребенку социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения для его личностного, гражданского роста.
  • Социализации и социальной адаптация. Заключается в обеспечении усвоения социального опыта и выработки совместно со взрослыми собственных ценностных ориентации в процессе совместной деятельности и общения.
  • Индивидуализации. Предстает как процесс становления «Я-образа», духовного мира личности, реализации ее социальных ролей и отношений на основе ее психического и социального опыта и опыта других людей и предшествующих поколений.

Технологическая карта урока физической культуры с применением воспитательной практики

Название предмета: физическая культура.

Тема урока: Передача мяча двумя руками на месте и в движении. Подвижные игры «Колдунчики», «Перестрелка с изменением правил», эстафеты с мячом.

Цель урока: обучение ловле и передачам мяча на месте и в движении, применение обучающимися полученных знаний в подвижной игре.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Повторить общеразвивающие упражнения в парах.
  • Изучение передач мяча на месте и в движении различными способами.
  • Подвижные игры «Колдунчики», «Перестрелка».

Развивающие:

  • Формировать умение общаться со сверстниками в игровой деятельности (коммуникативное УУД).
  • Развивать умение планировать, контролировать и давать оценку своим двигательным действиям (регулятивное УУД).
  • Развивать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме (познавательное УУД)

Воспитательные:

  • Формировать самооценку и личностное самоопределение к видам деятельности (личностное УУД).
  • Формировать умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие, доброжелательное отношение к сверстникам, уважение, самостоятельность и упорство в достижении поставленной цели (личностное УУД).

Тип урока: комбинированный.

Основные термины и понятия: нравственные качества, физические качества, передача мяча, ловля мяча, игра.

Межпредметные связи: биология (профилактика нарушений ОДА, двигательная активность, газообмен в лёгких и тканях), ОБЖ (техника безопасности во время урока и подвижных игр), литература (использование в уроке различных считалок).

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, в парах, в тройках, командная.

Место проведения: спортивный зал.

Условия класса: 24 человека.

Оборудование: баскетбольные мячи 12 шт., волейбольный мяч 1 шт., фишки 4 шт., карточки с названиями физических качеств 8 шт., карточки с названиями нравственных качеств 8 шт., доска с магнитами 1 шт.

Этапы урока

Результаты использования практики

В результате использования практики можно сделать вывод, что в настоящее время весьма актуальной является проблема нравственного воспитания школьников. В данной работе особое внимание было уделено воспитанию личности детей. Это не случайно. Успешная социализация в коллективе и обществе, умение общаться и находить контакт со сверстниками, умение добиваться своих целей, проявлять толерантность и уважение невозможны без высокого уровня развития нравственных качеств. Тем не менее у большинства школьников их развитие всё ещё остается на низком уровне. Это приводит к тому, что учащиеся школьного возраста не могут адаптироваться в коллективе и адекватно контактировать со сверстниками, что отрицательно сказывается на здоровье личности на всю последующую жизнь. В связи с этим своевременным и закономерным является введение в учебный материал программы по физической культуре ещё большее количество подвижных игр, направленных на развитие нравственного поведения обучающихся.

Исходя из результатов применения игровой технологии на уроках физической культуры предлагаю для воспитания нравственных (внимания, творческой инициативы, умения работать в команде, дисциплины, трудолюбия, честности, совести, помощи ближнему, самостоятельности) и морально-волевых качеств (целеустремлённости, настойчивости, упорства, воли к победе, стойкости и др.) включать в урок такие игры как: «Перестрелка с измененными правилами», «Снайпер», различные эстафеты с предметами и без, «Колдунчики», «Пионербол», «Кислый круг», «Охотники и утки», «День и ночь», «Быстро шагай», «Третий лишний», «Гуси-лебеди», «Караси и щука», «Белые медведи», «Кто дальше?», «Пятнашки» и др. Основной критерий их выбора-деление на команды, распределение ролей. Так же данные игры будут способствовать развитию физических качеств (сила, ловкость, быстрота, гибкость, выносливость).

Включая игры в урок следует учитывать их направленность на развитие нравственных качеств, целесообразнее включать ролевые или командные игры.

Иногда уроки могут полностью состоять из разнообразных подвижных игр. Урок, состоящий из игр, требует от участников владения некоторыми игровыми навыками и организованного поведения. Лучше всего на уроке использовать одну или две игры, знакомые детям, и 1 новую.

Таким образом, хочется сделать вывод, что игра, как ведущая деятельность младших школьников имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждая игра оказывает влияние на нравственное развитие ребенка.

Выводы

1. Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека и используется с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры невозможно, потому что нельзя уничтожить живую потребность в игре.

2. Использование подвижных игр в урочных занятиях в большой степени способствует воспитанию волевых: целеустремленности, смелости, решительности, настойчивости, упорства и нравственных качеств: умение работать в команде, дисциплина, трудолюбие, честность, совесть, помощь ближнему, самостоятельность, а так же физических качеств: быстроты, силы, выносливости, координации, гибкости и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.

3. Увлекательный игровой сюжет вызывает у учащихся положительные эмоции и побуждает их к тому, что они с неослабевающей активностью многократно преодолевают те или иные трудности. При этом они проявляют необходимые волевые качества и физические способности. Соревновательный характер коллективных подвижных игр активизирует действия игроков, вызывает проявление решительности, мужества и упорства в достижении цели. Кроме того занятия играми вырабатывают координированные, согласованные движения; игроки приобретают умение быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость.

4. Именно использование игровой технологии на уроке физической культуры может изменить к лучшему существующее порой у школьников безразличное и даже отрицательное отношение к физической культуре.

Список использованных источников

  1. Григорович Л.А. Педагогика и психология. М.: Гардарики, 2006. - С. 104.
  2. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - С. 31.
  3. Станкин М.И. Принципы обучения двигательным действиям на занятиях по физической культуре: Метод. пособие. - М.: Высш. шк., 1985. - С.11,27.
  4. Ушинский К.Д. Воспитать ребенка как? М.: АСТ, 2014. - С.
  5. http://www.offsport.ru/regbi/osnovnye-kachestva-regbista.shtml (электронный ресурс, дата обращения 02.10.2021).
  6. https://urok.1sept.ru/articles/676679 (электронный ресурс, дата обращения 09.10.2021).
  7. https://cyberleninka.ru/article/n/teg-regbi-kak-vid-sporta-sposobstvuyuschiy-formirovaniyu-i-razvitiyu-kachestv-neobhodimyh-dlya-uspeshnogo-funktsionirovaniya/viewer (электронный ресурс, дата обращения 01.10.2021).