Воспитательно-образовательная работа с детьми дошкольноговозраста осуществляется в разных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой. Для обеспечения эмоционального благополучия детей этого возраста необходимо, чтобы им была предоставлена широкая возможность для игр и самостоятельной деятельности.
Игра - одно из самых сильных воспитательных средств в руках педагога. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные иэмоциональные потребности, складывается характер.
Задача педагога – подобрать такие игры, чтобы они не только увлекали ребенка, но и давали ему здоровую пищу для ума. Умелое педагогическое руководство игрой способствует формированию у дошкольников такого целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности. Она позволяет установить более тесный контакт с ровесниками, помогает лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность, порой, именно в игре ребенок проявляет себя с совершенно с неожиданной стороны. Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность.
Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже поэтому роль игры в воспитании, по мнению многих ученых, несёт социальный характер.
Задачи игры:
- Главная задача обучение – подготовка детей к жизни.
- Способствовать адаптации ребенка к условиям социальной жизни в дальнейшем.
- Организация учебно-познавательной деятельности.
- Создание и укрепление детского коллектива.
Попыток классификации игр немало. В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр.
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки, предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п. Ребята младших групп любят игры с куклами и игрушками.
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
Например: старшие дошкольники часто играют в детский сад, школу: они учат кукол, обучают друг друга. Воспитательное значение сюжетных игр заключается в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства личности.
III группа – дидактические игры. Как правило, они требуют от дошкольника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело, скрыта дидактическая цель.
IV группа – спортивные (подвижные) игры. Спортивные игры дают возможность детям широко проявлять свою инициативу, требуют от игроков сообразительности, быстроты, ловкости. Игрок должен согласовывать свои действия с действиями товарищей, разгадывать их замыслы и тактику ведения игры.
V группа - игры интеллектуальные – игры-упражнения, «Что? Где? Когда?» и настольные игры, например, шашки, шахматы и т.д.
Игры могут классифицироваться по форме (танцы, интеллектуальные, эстафеты, тренинги), по месту проведения (на воздухе, в помещении), по скорости и времени проведения (сезонные, игры-минутки, кратковременные, длительные), по уровню организации (спонтанные, управляемые, стихийные), по количеству участников (индивидуальные, командные), по степени активности (малоподвижные, подвижные, «сидячие»); по содержанию поставленных задач (на знакомство, на сплочение, розыгрыши, познавательные, развлекательные).
Педагог, который использует в своей работе все виды игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Условия эффективности игры:
- Игра будет эффективна только в том случае, если дети свободно и добровольно включаются в игру.
- Игра не должна грозить опасностью для жизни и здоровья.
- Игры должны служить преддверием для вещей серьёзных.
- Игра должна заканчиваться раньше, чем надоест.
- Игры должны проходить под наблюдением взрослого.
Педагогические требования к игре:
Дети должны хорошо понимать смысл игры, её правила, идею каждой игровой роли.
Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях. В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности.
В игре не должно унижаться достоинство её участников.
Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и физической сфер её участников.
При планировании игровой деятельности нужно учитывать следующие особенности:
Если на занятиях была высокая умственная нагрузка, лучше давать игры на развитие коммуникативных навыков;
- игра должна соответствовать возрасту, физическому и психическому состоянию ребенка;
- играющие не должны мешать тем, кто еще не закончил какое-либо задание;
использовать можно только педагогические игры (психологические тренинги может проводить только специалист).
Роль игры в воспитании личности:
В играх ребёнок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых.
Через себя в игре ребёнок начинает понимать другого человека, точно так же как через другого начинает понимать себя. Чем младше ребёнок, тем бóльшую воспитательно-развивающую значимость в его жизни имеют игры. Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и педагог получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины. Практика показывает, что роль игры в воспитании немаловажна. Игра выступает как подготовительный этап развития ребенка. Поэтому использование игр в воспитательном процессе в наше время -явление не только закономерное, но и необходимое.
Вот некоторые советы:
Для того, чтобы собрать детей в группе, настроить на занятие, можно внести небольшие изменения в обстановку группы, и поздороваться с ними, например, так:
Я тетрадочку открою,
Аккуратно положу,
Ручку я от вас не скрою,
Ручку – я вот-так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
Потому что я учусь!
Хочется посоветовать для создания благоприятной атмосферы в группе придерживаться некоторых правил. Дети не должны быть предоставлены сами себе. Поэтому даже короткий промежуток свободного времени можно заполнить игрой или другим делом, которое ребенку по душе.
Например, игры пятиминутки:
1. Придумать слова с заданной буквой:
- начинающиеся на букву «А»
- игра “Я знаю 5 названий” показывает знания детей, полученные ими на
занятиях и в обыденной жизни.
2. Перечислить объекты с заданным признаком:
- белого (зеленого, красного) цвета; прямоугольной формы
3. Перечислить слова со значением «хороший»; слова с противоположным значением «холодный – горячий».
4. Просклонять слова «Как сказать, когда чего-то много?» (дом - дома, шар - шары), игра для развития внимания и быстроты мышления.
В процессе занятий специально направляется активность детей, которая способствует развитию психических процессов памяти, внимания, мышления, воображения и т.п. Кроме того, использование групповых игр способствует развитию навыков общения, установлению взаимопонимания, партнёрства.
Игра «Хлопни в ладоши», когда услышишь заданное слово или «Четвёртый лишний»-игры на развитие внимания, памяти, логического мышления.
Для расширения словарного запаса детей использую такие игры, как «Инопланетянин» - подбор признаков к определенному предмету; «Сундучок» - подбор предметов к заданному действию.
Важен не только сам по себе словарный запас, но и правильность его использования в речи.
Во время физкультминутки
- Игры на внимание «Чего не стало?», «Какой цифры не стало?», «Найди своё место» - игра с цифрами, «Запомни порядок».
По моим наблюдениям, ребята всех возрастов, любят играть с мячом. В старших группах учимся ловить мяч, бросать от себя, в игре «Сколько в слове слогов?». Педагог бросая мяч ребенку, называет слово. Ребёнок получивший мяч, называет количество слогов в этом слове и возвращает мяч педагогу.
«Прямой и обратный счет» - дети бросают по кругу мяч и считают в обратном порядке.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование,чтение, общение и т.д., то есть всё то, чем занимается ребёнок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, способность рассуждать.
Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.
Помните, что эти игры должны приносить радость и внушать детям уверенность в своих силах.