Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: математика, Сложение и вычитание двузначных чисел


Технологическая карта урока

Учебный предмет:

«Математика»

Класс:

1

Программа:

Образовательная программа начального общего образования по учебному предмету «Математика», 1 класс, Н.Б.Истомина («Гармония»)

Учебник:

Н.Б.Истомина «Математика», 1 класс

Тема раздела:

«Двузначные числа. Сложение. Вычитание» (12 часов)

Тема урока:

Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд. (5/12)

Тип урока:

Урок «открытия» нового знания

Цель урока:

Создать условия для овладения приёмом сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через разряд.

Задачи урока:

-познакомить с приёмами устного сложения и вычитания двузначных чисел без перехода в другой разряд;
- выполнять устные приёмы сложения и вычитания круглых десятков; двузначных чисел и круглых десятков; двузначных и однозначных чисел без перехода в другой разряд;
- развивать коммуникативные навыки и способности учащихся посредством парной и коллективной форм работы на уроке;
- развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес к предмету;
-формировать навыки само и взаимоконтроля, развивать умение осуществлять самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
-воспитывать положительное отношение к изучению математики, чувство ответственности и взаимовыручки;
-воспитывать настойчивость и упорство в достижении поставленной цели.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- формированиеспособности осуществлять поиск решения проблемы;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками при постановке и решении учебной задачи, умения находить выходы из спорных ситуаций;
-оценивание своих достижений, формирование способности к самооценке на основе критерий успешности учебной деятельности.

2. Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
- принятие и сохранение учебной задачи; активное включение в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
-различие способов и результата действия;
-контроль за процессом и результатами деятельности.
Познавательные УУД:
-ориентирование в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя;
-открытие новых знаний: нахождение ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
-анализ полученной информации: умение делать выводы в результате совместной деятельности;
-применение разнообразных способов решения задач;
-развитие логических действий анализа, сравнения, обобщения.
Коммуникативные УУД:
-представление в речи своих мыслей и действий, понятных для партнёра;
-использование процесса общения для планирования и регуляции своего действия;
-осуществление взаимного контроля и оказание помощи в сотрудничестве с партнерами.

Предметные результаты:
-знание разрядного состава двузначных чисел;
-выполнение устных приёмов сложения и вычитания круглых десятков; двузначных чисел и круглых десятков; двузначных и однозначных чисел без перехода в другой разряд; двузначных чисел без перехода в другой разряд
- использование в речи математической терминологии.

Методы обучения:

По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.

По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, диалог, объяснение, практическая работа, игровая деятельность.

По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка, рефлексия.

Форма организации учебно-познавательной деятельности:

Фронтальная

Групповая (парная)

Самостоятельная

Внутриклассная дифференциация на основе результатов психолого-педагогического мониторинга индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД)

Оборудование и оснащение урока:

Учебно-наглядные (информационные) пособия: Презентация к уроку для обучающихся

Технические средства информации: Интерактивный комплекс с программным обеспечением Windows XР и программа Smart Notebook.

Атрибуты:

- Карточки для индивидуальной практической работы,
- Сигнальные карточки зелёного, жёлтого, и красного цвета.

Ход урока

Дидактическая задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты обучения

I этап. Мотивирование к учебной деятельности

Включить учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне: «Хочу, потому что могу».
Вызвать положительную эмоциональную направленность; повышать уровень учебной мотивации.

1.Организационный момент.

Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей,
Всех - знакомых, незнакомых,
И серьезных, и весёлых.
И сегодня первый класс
На урок позвал всех Вас!

Продолжаем наше путешествие по стране Математике, изучаем её законы и применяем их в нашей жизни.

Опережающее задание
Математика - страна очень каждому нужна!
Без неё не сосчитать, сколько будет пять да пять.
Сколько стоят мои книжки, сколько годиков братишке?
Математику учи - на всё ответы получи!

Готовность к уроку

Личностные:
- формировать внутреннюю позицию на уровне понимания необходимости учения.
Регулятивные:
- самоорганизация и организация рабочего места.

II этап. Актуализация опорных знаний

Актуализация опорных знаний и способов деятельности, необходимых для «открытия» нового знания.

Дан ряд чисел: 45, 50, 8, 73, 60, 54
- Какое число «лишнее»? Почему?
- Как называются остальные числа?
- На какие группы можно разбить эти числовые выражения?

- Найдите значения числовых выражений.

Анализируют представленные числа; находят «лишнее» число и объясняют свой выбор; разбивают выражения на группы; находят их значения.

Познавательные:
- анализ объектов с целью выделения необходимых признаков для формулирования темы и задач урока;
- активизация
мыслительных операций.
Предметные:
- устные приёмы сложения и вычитания:
круглых десятков; двузначных чисел и круглых десятков; двузначных и однозначных чисел без перехода в другой разряд.

На доске опорные слова: «Двузначные числа», «Сложение», «Вычитание»

III этап. Выявление места и причины затруднения

Выявить и зафиксировать во внешней речи место и причину затруднения, конкретные знания, которых недостает для решения исходной задачи.

- Давайте вспомним, какие приёмы сложения и вычитания мы с вами уже умеем выполнять.
- Соотнесите выражение и модель.

- Для двух выражений вы не нашли нужных моделей. Почему?

Анализируют числовые выражения на сложение и вычитание; соотносят карточки с числовыми выражениями и соответствующие им модели; объясняют вычислительные приёмы.

Дети высказывают свои предположения

Познавательные:
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- активизация
мыслительных операции, необходимых для решения задач урока.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества.
Предметные:
устные приёмы сложения и вычитания:
круглых десятков; двузначных чисел и круглых десятков; двузначных и однозначных чисел без перехода в другой разряд.

В конце работы на доске появляется карточка и числовые выражения
32+26=, 67-13=.

IV этап. Построение проекта выхода из затруднения

Организация осознания учащимися внутренней потребности к построению учебных действий,
составление совместного плана действий.

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

- Для того чтобы решить возникшую проблему нам с вами необходимо составить план наших действий.

Определив границы знания и незнания, формулируют учебную задачу; составляют план достижения цели урока.

Регулятивные:
- уметь самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения (целеполагание);
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность.
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Коммуникативные:
- умение слушать и понимать речь других.
Предметные:
- разрядный состав двузначных чисел;
- приёмы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода в другой разряд.

Фиксируется план:
1. Проанализировать числовые выражения вида:
32+26=;
67-13=
2. Составить предметную модель к данным выражениям.
3. Выполнить сложение и вычитание выражений, используя составленные модели.
4. Зафиксировать последовательность выполненных действий на схеме.

V этап. Реализация построенного проекта

«Открыть» способ решения числовых выражений
вида:
32+26=;
67-13=

- Проанализируйте числовые выражения и составьте к ним предметные модели.

-Кто из вас может объяснить, как можно выполнить данные вычисления?

- Зафиксируйте последовательность выполненных действий на схеме.

- Маша и Миша тоже решали эти примеры.
- Объясните, как они находили значение этих выражений.
- Подумайте и скажите кто из них прав.

- Давайте сделаем вывод, как выполнять сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд.

Анализируют числовые выражения вида: 32+26=; 67-13=.
Составляют предметную модель к данным выражениям.

Выполняют сложение и вычитание выражений, используя составленные модели.

Фиксируют последовательность выполненных действий на схеме.

Анализируют способ решения данных выражений Машей и Мишей; сравнивают открытые способы решения.

Делают вывод о способах сложения и вычитания числовых выражений вида: 32+26=; 67-13=.

Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
Коммуникативные:
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнёров высказывания.
Регулятивные:
- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- уметь работать по коллективно составленному плану;
- уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Предметные:
-устные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через разряд

На доске появляются карточки с записью приёмов новых вычислений.
1 способ:
32+26=32+20+6=
67-13=67-10-3=

2 способ:
32+26=(30+20)+(2+6)=
67-13=(60-10)+(7-3)=

Физкультурная минутка

Организовать смену вида деятельности с целью предупреждения утомляемости, снятия эмоциональной напряжённости у детей.

Зарядка

Игра на внимание.
«Математическая эстафета»
- А сейчас мы проведём математическую «эстафету».
- Перед каждым рядом висит лист с заданиями, вам нужно решить один пример и передать эстафету другому.
- Проверим, какой ряд правильно выполнил все вычисления.

Обучающиеся выполняют комплекс упражнений для снятия утомляемости на уроке.

Закрепляют табличные случаи сложения и вычитания в пределах 10, решают примеры по «цепочке».

Личностные:
-целенаправленно использовать математические знания, умения, и навыки в учебной деятельности.
Предметные:
-устные приёмы сложения и вычитания в пределах 10.

VI этап. Первичное закрепление с проговариванием

Создать условия для закрепления первичных знаний и умений и применения их на практике.

- Маша и Миша сегодня решали примеры на сложение и вычитание.
- Проверьте, правильно ли они выполнили вычисления.

Фронтальная проверка вычислений по слайду.
Проверяют правильность решения числовых выражений; объясняют способ нахождения правильного ответа.

Познавательные:
-развивать логические действия анализа, сравнения, обобщения.
Коммуникативные:
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнёров высказывания;
- слушать и понимать речь других.
Предметные:
-устные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через разряд.

VII этап. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону

Определить уровень усвоения изученного материала.

1. Игра «Соревнуюсь с калькулятором»
- Перед вами лежат две карточки с заданиями.
1 вариант - жёлтая карточка,
2 вариант - голубая.
Задача: найти значение числовых выражений. Договоритесь, кто будет считать сам, а кто с помощью калькулятора. Проверим, кто же считает быстрее.
- А теперь давайте проверим, как вы выполнили практическую работу. Поменяйтесь карточками.
-Оцените работу своего одноклассника. Если он все примеры решил правильно - зелёная карточка, были ошибки - красная.
2. Анализ игры «Соревнуюсь с калькулятором»
- Кому сегодня удалось победить своего одноклассника с калькулятором?

Выполняют самостоятельную работу по карточке.
Осуществляют взаимопроверку выполненных выражений по эталону; оценивают работу одноклассника с помощью сигнальных карточек:
зелёная - всё правильно.
красная - есть ошибки.

Личностные:
- формировать внутреннюю позицию на уровне понимания необходимости учения.
Регулятивные:
- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- уметь работать по алгоритму;
- уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Предметные:
-устные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через разряд.

VIII этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Зафиксировать новые знания, оценить собственную деятельность.

1. Выявление ценностного отношения обучающихся к полученному знанию и самому процессу познания.
- Кто помнит тему нашего урока?
- Чему мы сегодня должны были научиться на уроке математики?
- Кто сможет рассказать, как надо складывать двузначные числа?
- А как мы вычитаем двузначные числа?
- Как вы считаете, пригодятся ли в жизни изученные приёмы счёта?
2. Рефлексия с помощью сигнальных карточек.
- Перед вами на партах лежат три сигнальные карточки.
- Вспомните, легко ли вам сегодня было работать на уроке. (Приложение 3)
3. Итог урока.
- Спасибо за работу, вы хорошо потрудились. Урок окончен.

Отвечают на вопросы учителя

Оценивают свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.
Несколько обучающихся
высказали свое мнение
«Я узнал…»,
«Мне понравилось…",
«Я запомнил…»,
«Мне было трудно…».

Личностные:
- смыслообразование;
- проведение самооценки учениками работы на уроке, на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные:
- самостоятельное выделение познавательной цели.