Роль и значение хорового пения в общеобразовательной школе

Разделы: Музыка, Дополнительное образование

Ключевые слова: хоровое пение


«Хор - это прообраз идеального общества, основанного на едином устремлении и слаженном дыхании, общества, в котором важно услышать другого, прислушаться друг к другу, общества, в котором индивидуальность не подавляется, но раскрывается в полной мере».
Г.А.Cтруве

Хоровое пение является самой широкой и массовой школой музыкального воспитания и образования. Подлинное приобщение к миру хоровой музыки - непременное условие гармонического развития личности ребенка во все времена.

Я работаю учителем музыки в общеобразовательной школе, веду занятия в студии хорового пения как педагог дополнительного образования. Пение развивает художественный вкус обучающихся, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение - природная способность человека, а человеческий голос - самый древний музыкальный инструмент. Тяга к хоровому пению, как средству самовыражения, известна с древности и заложена у человека на генетическом уровне. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру. Процесс хорового пения создает хорошую возможность наблюдать индивидуальные проявления характера каждого ученика. В хоровом коллективе ребенок, подросток, чаще всего не замечает момента, когда именно он являются объектом педагогического внимания. Ученик окружен сверстниками, вместе с ними занят общим делом и не чувствует по отношению к себе какой-либо особой учительской заинтересованности. Такое комфортное в психологическом отношении состояние способствует активизации внешних проявлений музыкального переживания. Специфика хорового пения как коллективной формы исполнительства немало способствует тому, чтобы стеснительные, робкие, неуверенные в себе учащиеся, затрудняясь спеть что-либо индивидуально, с удовольствием присоединяли свой голос к голосам товарищей. Участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие умения и навыки), так и поведенческие. Занимаясь в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора. В процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые ученику, музыкальная деятельность переключает его внимание на полезное дело, значимое и для него и для остальных участников коллектива. Во время обучения, дети знакомятся не только с лучшими образцами народного музыкального творчества, но и с лучшими образцами современной музыкальной культуры, духовной музыки, учатся исполнять и анализировать музыку. Основу учебного репертуара составляют высокохудожественные произведения композиторов-классиков, которые позволяют решать следующие ключевые учебные задачи:

  • развитие творческого воображения, музыкальной памяти;
  • умственное и эмоциональное развитие ребенка;
  • воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке;
  • всестороннее развитие музыкального слуха - мелодического,
  • гармонического, ритмического, динамического, темпового;
  • развитие музыкальных способностей учащихся, певческого голоса;
  • формирование красивого естественного звучания, расширение диапазона;
  • формирование певческой артикуляции, развитие певческого дыхания.

Особое место уделяется концертной деятельности. Обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, городских праздников, посвященных разным памятным датам. Также учащиеся выступают на районных, окружных и городских фестивалях и конкурсах. Это придает прикладной смысл занятиям вокальной студии. Обучение учеников вокалу подчинено личной и общезначимой цели. Для лучшего понимания и взаимодействия для исполнения предлагаются полюбившиеся произведения, хиты, "легкая" музыка. Все это помогает юным вокалистам постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом - голосом. При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

Занятие хора - комплекс учебных знаний, тесно связанный с другими учебными дисциплинами музыкального, эстетического и общеобразовательного циклов. При знакомстве с хоровым произведением необходимо учитывать исторический период (эпоху, стиль), в котором оно было написано. Это важно для интерпретации хорового произведения и ведет к формированию художественно-эстетического вкуса.

Активное и заинтересованное отношение учащихся к хоровой музыке всецело зависит от метода работы педагога. Главным требованием является любовь к детям, к профессии, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокий уровень общения и нравственности, профессиональное владение разнообразными методиками обучения детей. Конечно, все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются упорной работой над собой. Хоровые занятия - это взаимосвязь многих общеобразовательных дисциплин, истории, литературы, изобразительного искусства и т.д. Они создают условия для гармонического развития личности подростка.

Музыка - один из прекраснейших видов искусства. Она обладает удивительной силой и властью над нами. Хоровое пение, как область музыки - искусство уникальных возможностей. Ведь хоровое пение это тяга к самовыражению души человека.

Список литературы

  1. Алиев Ю.Б., Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки и хор. Класса в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студ. муз. фак. педвузов. - М.: Изд. Центр «Академия», 2002. - 416с.
  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 336 с: ноты.
  3. Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе. М.,1983.
  4. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Л., Музыка 1980.
  5. П.Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. Институт психологии РАН 1997.