Дети становятся участниками экономических отношений в семье ещё в раннем возрасте, тем самым на бытовом уровне овладевая такими экономическими понятиями, как «труд», «деньги», «бизнес», «зарабатывать», «покупать», «продавать» и т.д. Но стихийное, бессистемное усвоение информации не несёт в себе воспитательного потенциала. Только под руководством грамотных педагогов и родителей можно наполнить процесс формирования финансовой грамотности этическим содержанием и основополагающей системой знаний и умений.
Известные ученые-педагоги активно вносят предложения по вопросу развития экономического образования детей дошкольного возраста. Проблему раннего экономического воспитания детей изучали Е.А.Курак, А.А.Смоленцева, И.Ю.Орлова, И.А.Сасова, А.Д.Шатова и др. В своих исследованиях они показали значимость экономического воспитания дошкольников в современных условиях, сформулировали задачи, принципы определения содержания экономического воспитания детей, наметили пути его реализации [5; 12; 15; 17]. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на решение следующих задач [17]: 1) формировать первоначальные представления об основах финансово-экономических категорий; 2) обучать детей правильному отношению к деньгам, разумному использованию, способам их зарабатывания; 3) формировать элементарные представления о товаре как результате и продукте человеческого труда, его стоимости, ценности; 4) развивать умение осознавать свои потребности в разумных пределах, уметь выделять главное и второстепенное; 5) воспитывать нравственные качества личности: бережливость, экономность, щедрость, ответственность, трудолюбие, честность и т.д.; 6) воспитывать уважение к труду взрослых как основному продукту экономической среды.
В ряде парциальных образовательных программ: «Дошкольник и экономика» А.Д.Шатовой [17, 18], «Экономика для малышей» А.Ю.Селезневой [13], «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» А.А.Смоленцевой [15], «Экономическое воспитание детей в семье» И.А.Сасовой [12] и др. представлено примерное содержание экономических знаний, предлагаемых для дошкольников, определены основные пути его реализации. После изучения указанных программ сделаны следующие выводы:
1) образовательная работа по экономическому воспитанию дошкольников вводится преимущественно в старшем дошкольном возрасте и интегрируется с работой по формированию элементарных математических представлений;
2) формирование экономических знаний осуществляется через все виды детской деятельности: игра, трудовая деятельность, изобразительная деятельность, ознакомление с окружающим миром;
3) большая роль отводится развивающей предметно-пространственной среде, её обогащению игрушками и атрибутами экономической направленности, дидактических игр экономического содержания;
4) авторы программ рекомендуют, в первую очередь, знакомить детей с трудом взрослых как средством удовлетворения человеческих потребностей, деньгами и ценой товаров и услуг, рекламой;
5) отмечается необходимость взаимодействия работы педагогов детского сада с семьями воспитанников, с целью формирования у родителей грамотного подхода в приобщении детей к экономической жизни семьи. В настоящее время детские сады в ходе воспитания детей проводят большое количество мероприятий, направленных на экономическое обучение дошкольников.
Чтобы процесс экономического воспитания стал для детей интересным, творческим и доступным, целесообразно объединить всё многообразие форм организации образовательного процесса в одну образовательную технологию «Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста». Цель технологии: помочь детям пяти-семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи:
- создавать педагогические условия, направленные на формирование представлений о труде как способе зарабатывания денег у детей старшего дошкольного возраста;
− формировать представления о труде взрослых;
− воспитывать ценностное отношение к труду взрослых и его результатам; развивать экономическое сознание и экономическую грамотность;
− формировать умение применять экономические знания в конкретных условиях, элементарных экономических расчетах, рациональном использовании доступных материальных ценностей; − способствовать развитию умений соизмерять собственные потребности с материальными возможностями своей семьи;
− развивать коммуникативные, творческие способности детей.
Знакомство детей с миром экономики и финансов логически выстроено: от простейших экономических категорий - «потребность», «труд», «профессия», «деньги» к более сложным финансово-экономическим явлениям: «товарно-денежные отношения», «купля-продажа», «бюджет», «реклама». В рамках изучения данных блоков, а также в ситуациях повседневной жизни реализуется блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту», где мы учим детей соблюдать чистоту и порядок, бережно пользоваться игрушками, книгами, материалами для занятий, не тратить ничего зря, в том числе и время; показываем детям образец достойного поведения в быту (экономное отношение к воде и свету, бережное отношение к вещам и пр.). Процесс воспитания финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации.
Одна из самых предпочтительных форм - игра. Основной принцип, заложенный в технологию - тематический подход в организации игровой деятельности. По данному направлению я активно использую дидактические игры. Для повышения интереса используются разные по содержанию и видам дидактические игры:
- с предметами: «Маршруты товаров», «Магазин игрушек», «На необитаемом острове», «Копилка», «Назови монету», «Супермаркет»;
- игры с картинками: «Кто что делает?», «Назови профессии», «Товарный поезд», «Денежное домино», «Угадай, где продаётся?», «Что быстрее купят?», «Что и когда лучше продавать?», «Кому что подарим?», «Что важнее?», «Потребности», «Какие ошибки допустил художник», «Хороший хозяин», «Как создаётся продукт», «Доходы и расходы»;
- словесные экономические игры: «Какое слово лишнее?», «Скажи наоборот», «Закончи предложение», «Какая профессия у человека», «Что можно купить, что нельзя», «Товары - услуги»;
- игры-путешествия «Путешествие Незнайки в городе мастеров», игра-эстафета «Хорошо - плохо»,
- настольно-печатные,
- игры-загадки и т.д.
Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделирую реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Мы усложнили традиционную игру «Продуктовый магазин»: расширили ассортимент продуктов, их уже нужно взвешивать, наряду с ролью продавца ввели роль кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам добавили монетки. В игре «Супермаркет» магазин предлагает не только продукты, но и одежду, игрушки, спортивные и канцелярские товары и пр. Предлагаю продавцу рассказать покупателям о выгодных акциях или прорекламировать какой-нибудь товар. Чтобы сюжетно-ролевая игра максимально была приближена к реальности, вместе с детьми изготавливаем ценники для товаров. В ходе такой игры периодически создаю для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду? И т.п.
Решение проблемных ситуаций и разыгрывание «экономических ситуаций» из сказок - это ещё одна интереснейшая форма реализации задач технологии. Моделируя проблемную ситуацию, взрослые имеют возможность показать детям, что хорошо, а что неприемлемо: обман, выгода за счет другого, воровство, лень, неумение ценить купленные или подаренные им вещи и т.п. Задача педагога - доступно раскрыть взаимосвязь труда, экономики и нравственности.
Примеры проблемных ситуаций: «Что значит - хорошая работа?», «Если бы всё было бесплатно», «Дешёвые товары - хорошо или плохо», «Если мама не работает», «Ненужные покупки», «Как накопить на любимую игрушку», «Богатство Буратино». Буратино заработал сто золотых. Получив деньги, он задумался, как лучше ими распорядиться. «Закопать их в землю», - советует кот Базилио. «Лучше купи машину», - перебивает его лиса Алиса. «Не слушай их, спрячь деньги дома», - говорит пёс Артемон. «А я думаю, лучше всего положить деньги в банк», - говорит Мальвина.
Мама Коза пришла домой с работы, а дома беспорядок, обед не готов, посуда не вымыта, огород не полит, да ещё и козлята поссорились. «Я вчера и пол мыл и воду носил, и обед готовил», - говорит один козлёнок. «А я позавчера это всё делал», - перебивает его другой. «А я сегодня за водой ходил и капусту собирал», - вмешивается третий. «Все вы работали, а дома беспорядок», - удивляется мама. Предлагаем детям помочь маме Козе разрешить спор и навести в доме порядок? Беседы-обсуждения и просмотр презентаций помогают детям закрепить знания по разным темам, расширяют кругозор детей. Темы бесед и презентаций соответствуют изучаемым блокам: «потребности», «труд», «деньги», «реклама», «бюджет семьи, доходы и расходы». Примеры бесед с детьми: «Все профессии важны», «Труд человека кормит, а лень портит», «Когда труд в радость», «Такие разные профессии», «Сельскохозяйственные профессии». «Труд пожарных», «Кто работает в детском саду», «За чем мы ходим в магазин?», «Что нельзя купить за деньги», «Такие разные товары», «Зачем человеку деньги», слайд-презентация «Деньги разных стран». В ходе бесед воспитанникам прививаются уважение к представителям разным профессий, понимание ценности любого труда. Уже в 5- 7 лет дети начинают мечтать стать врачами, парикмахерами, полицейскими, учителями, лётчиками, просим их аргументировать свой выбор.
Чтение художественной литературы - ещё одно из любимых средств экономического воспитания. Примеры сказок: И.В.Липсиц «Удивительные приключения в стране «Экономика»; Т.Л.Попова, О.И.Меньшикова «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»; Т.Л.Попова «Волшебный банкомат», Э.Успенский «Бизнес Крокодила Гены»; Ю.Антонова «Сказка про то, как Иван царство спас». Эффективное средство обучения детей экономике - русский народный фольклор: сказки, пословицы, поговорки. В них часто идет речь о таких полезных в экономическом плане качествах личности, как трудолюбие, практичность, бережливость, расчетливость, хозяйственность и др. Это «Колосок»; «Лисичка со скалочкой»; «Каша из топора»; «Мена»; «Выгодное дело» и др. Также в этом направлении можно использовать сказку «Приключения Буратино», на основе которой легко создать проблемные ситуации, дидактические игры. Занятия по ручному труду являются важными составляющими экономического воспитания.
Какие же экономические и нравственные качества мы можем привить детям, используя ручной труд (в частности, изготовление подарков для близких и друзей)? Ценность труда (подарок, сделанный своими руками ценнее, чем вещь, купленная в магазине, несмотря на то, что реальная его цена ниже). Предприимчивость (если у человека нет денег, чтобы купить подарок, он может сделать его сам). С большим удовольствием дети участвуют в благотворительных акциях, осознавая, что их труд приносит пользу другим людям. В процессе работы дети осваивают структуру трудовой деятельности, самостоятельно управляя процессом преобразования материалов в продукт труда. Отдельным блоком хочется отметить внедрение в работу по формированию основ финансовой грамотности дошкольников авторских сценариев образовательной деятельности экономической направленности в технологии деятельностного метода «Ситуация».
На занятиях дети открывают для себя новые экономические понятия, узнают, откуда берутся деньги, получают свою первую заработную плату, учатся распределять бюджет. Согласно принципам деятельностного метода технологии «Ситуация», занятия проходят так, чтобы дети не получали «готовых» знаний, а сами делали открытия, узнавали что-то новое, ведь именно радость открытия нового формирует у детей познавательную мотивацию, преодоление интеллектуальных трудностей, развивает волевую сферу. Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. В этой связи организуются родительские собрания с целью ознакомления родителей с содержанием проектов и условиями их реализации, совместные занятия с родителями, выставки, ярмарки, экономические досуги. Основное условие продолжительного и эффективного сотрудничества педагога с ребенком и его родителями - уважительно доверительные и искренние отношения. С целью поддержания таких отношений в нашей группе организован родительский клуб «Звёздочка». На собраниях клуба обсуждаются успехи детей по данному направлению, предлагаются новые идеи совместных проектов. Родителям очень нравится, что дети изучают экономику, и они всячески помогают воспитывать детей «экономически». В своей семье дети опробовали приобретенный на занятиях экономический опыт: распределяли семейные потребности по важности, составляли семейный бюджет, покупали продукты, экономили домашние ресурсы (электричество, воду), бережно относились ко всему в доме.
Использование разнообразных методов и форм невозможно без развивающей среды. Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику». В нашей группе создана игровая экономическая зона, в которую входят: дидактические игры, модель «Семейный бюджет», варианты вывесок, карта города с местонахождением предприятий, альбомы «Экономическая азбука», «Что раньше служило деньгами»; мини-мастерская «Мастерская добрых дел», библиотека книг экономической направленности, денежные купюры и монеты, рекламные флаеры, центр сюжетно-ролевых игр. В результате реализации технологии дети:
− адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия;
− знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
− знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
− знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, и др.);
− знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
− проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т.д.);
− любят трудиться, делать полезные предметы для себя и подарки для других;
− бережно, рационально используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
− в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
− замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;
− сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, бережно относятся к природе;
− с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим.
Главная цель дошкольного воспитания - формирование всесторонне развитой личности. Экономическая деятельность является важной составляющей этого развития. На основании полученных результатов необходимо отметить, что для совершенствования экономического воспитания детей дошкольного возраста требуются совместные скоординированные усилия учёных, педагогов и родителей. Очень важно научить детей понимать и ценить окружающий мир предметов, как результат труда, научить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; на доступном уровне дети должны осознавать понятия «труд - товар - деньги». Результаты экономического воспитания будут проявляться в осознанном отношении детей к труду собственному, родителей и вообще к любому труду.
Список использованных источников
- Афонина Ю.В., Ханова Т.Г. Использование игр-презентаций как средства активизации познавательного интереса дошкольников // Перспективы образования и науки. 2017. № 6(30). С. 66-69.
- Бывшева М.В., Ханова Т.Г. Особенности социальной ситуации развития в дошкольном детстве // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 22 3. Голуб Л.А. Экономическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 2003. № 6. С. 34-35.
- Дыбина О.В., Сидякина Е.А. Мир экономики глазами ребенка: Методический материал. Тольятти, 2000. 70с.
- Курак Е.А., Михерева Л.А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий. М.: ТЦ СФЕРА, 2002. 80 с.
- Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.
- Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. No 8. С. 349-351.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995.
- Обсуждая проблему «Экономика и … дети» // Детский сад от А до Я. 2003. №4. С. 148.
- Прокофьева Н.М., Ханова Т.Г. Необходимость экономического воспитания детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. 2018. № 2(92).
- Рыжова Н.А. Играем в … рекламу // Обруч. 1997. №2. С.28.
- Сасова И.А. Как начинать изучать экономику? // Детский сад от А до Я. 2003. №4. С.12.
- Селезнева А.Ю. Вариативная программа экономического воспитания дошкольников «Экономика для малышей» // Режим доступа: http://docplayer.ru/30079976Variativnaya-programma-ekonomicheskogo-vospitaniya-doshkolnikov-ekonomikadlyamalyshey.html (Дата обращения: 07.01.2018).