Формирование и развитие метапредметных умений на уроках истории и обществознания через организацию работы с текстовым материалом

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: метапредметные компетенции


В концепции преподавания учебных предметов История и Обществознание в разделе «Содержание предмета» закреплена задача «сформировать комплекс предметных и метапредметных умений школьников.

Метапредметные умения - это обобщённые способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Метапредметные умения включают в себя учебно-информационные умения, которые обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач

Сегодня я поделюсь своим опытом работы по формированию и развитию метапредметных умений школьников, точнее учебно-информационного умения.

Задача современного образования - воспитать интеллектуальную развитую личность, желающую познавать новое, ориентирующуюся в потоке информации, умеющую выделять главное, существенное в ней. Современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь это, пожалуй, является первостепенным в учёбе и в жизни. Без навыка работы с текстом школьник не сможет справиться с выполнением заданий ОГЭ и ЕГЭ. Овладение учащимися определённым набором способов деятельности по отношению к разным источникам информации (учебно-информационное умение) должно быть целенаправленно и систематически организовано учителем на уроках истории и обществознания. Данное умение обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

При работе с текстом ученик должен научиться анализу, синтезу, сравнению фактов, событий, явлений, делать логический вывод. Здесь возникает противоречие между требованиями ФГОС к комплексу умений школьников в сфере работы с информацией и низким уровнем читательских способностей детей.

Встаёт проблема как организовать урок с привлечением различных текстовых материалов и повысить интерес учащихся к чтению и самостоятельному получению информации?

Задача учителя организовать на уроках истории и обществознания в 5-11 классах работу с текстом учебника, историческими документами, текстами законов, Конституцией РФ, диаграммами, схемами, таблицами, материалами СМИ, Интернет-ресурсами.

Ежегодно учащиеся нацелены на сдачу ЕГЭ по обществознанию и высокие результаты. Задания ЕГЭ, за которые можно получить большое количество баллов, это задания для работы с текстовыми материалами. При работе с текстовыми материалами у школьников возникают определённые затруднения или проблемы:

1. Учащиеся не могут найти необходимую информацию, проанализировать и обобщить неупорядоченные сведения;

2. Не умеют использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

3. Не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);

4. Не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам.

Поэтому в своей педагогической деятельности я ставлю перед собой цель: формирование учебно-информационного умения обучающихся через развитие умений работы с текстом.

Для реализации этой цели необходимо научить школьников:

  • выделять в тексте главные положения и мысли;
  • составлять различные виды планов;
  • развертывать текст, строя по плану собственное высказывание;
  • конспектировать и реферировать текст;
  • на основе сопоставления нескольких источников восстанавливать поврежденный текст;
  • составлять устное или письменное высказывание на основе представленной цифровой информации.

Формы работы с текстами.

  • Составление вопросов к тексту и ответы на них.
  • Комментированное чтение текста.
  • Аналитическое чтение текста.
  • Деление текста на смысловые части.
  • Составление тезисного плана.
  • Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц.
  • Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.
  • Восстановление деформированного текста на основе полученных знаний.
  • Составление логической схемы.
  • Преобразование цифровой информации (графика, статистической таблицы, диаграммы) в собственный текст.

Применение данных видов работы с текстом разнообразно.

В таблице на слайде представлены возможные виды работы с текстами на разных этапах урока.

Этапы урока

Виды работы

Изучение нового материала

Комментированное чтение, аналитическое чтение, составление плана, логической схемы, графика

Осмысление материала

Составление различного вида таблиц, подбор примеров к тексту, составление вопросов

Закрепление материала

Составление собственного текста на основе схемы, таблицы или графика, подбор примеров к тексту

Контроль и коррекция знаний

Составление сравнительных таблиц, восстановление деформированного текста, составление собственного высказывания, по опорным словам.

Использование различных форм работы с текстом помогает развить в обучающихся навыки аналитического мышления, умение работать с книгой и историческим документом, развивает устную и письменную речь, тем самым способствует формированию метапредметных умений и читательской грамотности обучающихся.

Учителю необходимо подобрать материалы и разработать систему заданий, направленных на развитие и формирование учебно-информационных умений школьников (умение анализировать текст, выделять проблему, аргументировать тезисы, составлять разные виды планов, сопоставлять, соотносить, преобразовывать знаковую информацию, работать с неадаптированными оригинальными текстами).

Я соотнесла требования экзамена, виды текстовых материалов учебника и КИМов ЕГЭ и приёмы работы с текстами, составила таблицу.

Требования экзамена

Виды текстов

Приёмы работы с текстами

Уметь находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде, а также применять её в заданном контексте
Характеризовать (или объяснять, или конкретизировать) текст и его отдельные положения с опорой на контекстные обществоведческие знания
Использовать информацию текста в другой познавательной ситуации, самостоятельно формулировать и аргументировать оценочные, прогностические и иные суждения, связанные с проблематикой текста

Художественные, научно-популярные и публицистические тексты
Статьи энциклопедий
Статьи кодексов и законов
Конституция РФ
Документы (договоры, купчие, закладные, протоколы собраний, съездов, программы партий, письма, дневниковые записи, ведомости и т.п.)

Составление вопросов к тексту
Ответы на поставленные вопросы
Разбивка текста на смысловые части
Составление плана текста
Составление сравнительных, хронологических, обобщающих таблиц
Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста

Приведу примеры некоторых приёмов работы с текстовыми материалами на уроках истории и обществознания.

1. Составление плана

Составление плана - это важная составляющая написания любой работы и реферата, и конспекта и др. Что бы овладеть данными навыками, нужно научиться разбивать текст на смысловые части. Выделять в каждой части главную мысль. Подобные задания включены в ЕГЭ. Изначально кажется, что составление плана не должно составлять трудностей, но на практике лишь небольшая часть учеников могут без подготовки справиться с этим заданием. Эту работу я начинаю в 5 классе на уроках истории и продолжаю до 11 класса, постепенно усложняя задания и знакомлю учащихся с разными видами планов. План по обществознанию должен быть составлен без использования глаголов.

2. Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических таблиц

Эта форма давно используется на уроках истории и обществознания. Подобные задания часто встречаются в учебниках и различных рабочих тетрадях. Чтобы заполнить правильно таблицу недостаточно поверхностно пробежаться глазами по страницам учебника, необходимо вдумчиво и внимательно изучить материал. Например, темы «Дворцовых переворотов» в 8 классе обычно в учебниках разделены на три части:
1. Последовательность смены императоров с их характеристикой;
2. Внутренняя политика;
3. Внешняя политика.

В головах учащихся остаётся полная каша из людей и событий. Что бы лучше понять и запомнить суть правления царей этой эпохи, можно предложить задание - заполнить таблицу:

Император. Годы правления.

Основные мероприятия во внутренней политике

Основные мероприятия во внешней политике

3. Составление логических схем и работа с их помощью

Первый вариант задания, это схематично изобразить представленную информацию. Примерно так может выглядеть схема последствий присоединения Северного Кавказа к России (положительных последствий больше). Очень удобно составлять схемы к урокам о война, революциях, внешней политике.

4. Найти ошибки в тексте

Такие задания встречаются в некоторых пособиях, но можно их создавать самостоятельно на основе текстов параграфов и документов. В этом случае можно учесть, возможности разных учащихся, особенности изучения материала в данном классе. При выполнении подобных работ, требуется не только найти ошибку, но и исправить её. Составить тексты с ошибками совсем несложно. Они могут быть большими и маленькими, приближенными к тексту-оригиналу, или полностью переработанными. Вот пример текста:

ТЕКСТ С ОШИБКАМИ (Петр I) 8 класс

В период своего двадцатилетнего правления Петр I почти полностью реформировал систему государственной власти. Прежде всего, он создал сословно - представительную Думу, ликвидировав устаревший Сенат. Громоздкие и неэффективные коллегии он заменил приказами, с четко оговоренными функциями. Для борьбы с государственными преступниками был создан Синод. Петр I учредил патриаршество, подписал указ о единонаследии, разделил Россию на 8 губерний и 50 провинций. Согласно «Воинскому уставу», принятому государем, всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. В 1703 году Петр I перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург. А ещё в 1921 году он провозгласил Россию Великим Королевством.

5. Заполнить пропуски в тексте

Эти задания так же призваны добиваться внимательного изучения исходного текста. Их очень просто составить самостоятельно и легко проверять. Так же, как и предыдущая форма работы, эта может быть использована в качестве домашнего задания, проверки знаний и работе в классе, при индивидуальной, групповой и коллективной работе.

Данное задание может выглядеть так: даётся текст с пропусками и слова, которые можно употреблять для заполнения пропусков в предложениях, изменяя их падеж. Слов больше, чем пропусков.

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой… (1).

Это явление получило название социальной… (2). Социологи различают несколько её типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют… (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. … (4), … (5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера в современном и т. п. Каналами мобильности выступают социальные … (6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т.п.»

А - миграция

Б - мобильность

В - горизонтальная

Г - институт

Д - статус

Е - вертикальная

Ж - группа

З - стратификация

И - маргинализация

6. Преобразование информации, данной в тексте в график, диаграмму

Современные технологии позволяют быстро преобразовывать цифровую информацию в наглядные графики, статистические таблицы, разнообразные диаграммы. Правда информации в учебниках, для такой работы обычно недостаточно, но в таком случае можно предложить сделать подобное задание с привлечением дополнительного материала. Например, предложите учащимся составить диаграмму социальной структуры российского общества начала ХХ века или людских потерь разных стран во время II мировой войны. Думаю, тогда их не оставят равнодушными сухие цифры учебника.

Как видим, методика работы с текстом представляет собой целенаправленную деятельность учителя по моделированию ситуаций, побуждающих учащихся к самостоятельному поиску и приобретению знаний.

Таким образом, учитель создаёт условия, необходимые для формирования учебно-информационных умений, предполагающих решение личностно и социально значимых проблем за счёт привлечения знаний и навыков по добыванию, переработке и применению информации.

Вдумчивое, внимательное и критическое отношение к тексту является важным качеством в условиях постоянно расширяющегося информационного пространства.

ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Как составлять простой план.

  1. Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал).
  2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
  3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
  4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
  5. Запишите план.

План должен полностью охватывать все содержание текста

В заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

Как составлять сложный план.

  1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.
  2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
  3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавьте (подпункты плана).
  4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Как анализировать текст.

  1. Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст.
  2. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки содержатся в тексте.
  3. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом определите, с какой содержательной линией связан данный текст («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право»).
  4. Дайте ответ на вопрос: «О чем данный текст?» - и определите его основную идею.
  5. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.
  6. Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задания полностью. Отвечайте точно на поставленный вопрос.
  7. Обратите внимание, на что именно предлагается опереться при выполнении задания (это часто оговаривается в условии): текст, личный опыт, материал, изученный в курсе.
  8. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.
  9. Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.

Приложение