«Музыка подобно дождю,
капля за каплей,
просачивается в сердце и оживляет его»
Ромен Роллан
1. Значение хорового пения, как процесса формирования творческих способностей учащихся
Музыкальное воспитание - одна из центральных составляющих эстетического воспитания, оно играет особую роль во всестороннем развитии ребенка. Эта роль определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста - с другой.
Музыку называют зеркалом души человеческой. Это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, так как в нем опредмечены человеческие эмоции. Всем людям присущи музыкальные способности или только избранным? Является музыкальность наследственным или врожденным образованием или она результат упорной работы в этом направлении? Каковы закономерности ее развития и можно ли их прогнозировать? Эти вопросы все еще дискутируются в большинстве исследований.
Вряд ли найдутся родители, которые не желают своим детям добра. Каким вырастет ребенок? Добрым, внимательным, способным воспринимать красоту, увлеченным своим делом или человеком безразличным, бездушным? В решении этих вопросов бесценную роль играет воспитание искусством, музыкой.
Музыка - один из видов искусства, который обращён непосредственно к человеческим звукам. Звук - одно из самых сильных средств влияния на психику человека. Музыкальные звуки, по утверждению композитора и критика А.Серова, «досказывают то, что можно иногда прочитать между строк поэзии, дорисовывают весь этот внутренний душевный мир, для которого слово - только самая внешняя и довольно грубая оболочка».
И одним из самых доступных и любимых детьми видов коллективного, художественного творчества является Хоровое искусство. Трудно переоценить воспитательное значение хорового пения на детей: это - коллективное музицирование, процесс творчества, процесс обучения; это - возможность обратиться к хоровой музыке как к источнику и способу развития ребёнка.
Новейшие научные исследования в области музыкальной вокальной педагогики и опыт работы многих школ, а также исторический опыт говорят, что вокальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально - эстетический строй личности ребёнка, но и на его умственное развитие. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи. А речь является материальной основой мышления. Кроме того, воспитание музыкального ладового чувства связано с образованием в коре мозга человека сложной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения, протекающих в организме. А эта способность нервной системы, как известно, лежит в основе всякой деятельности, в основе поведения человека.
Дети, слушающие и исполняющие классическую музыку менее агрессивные, более уверенные в себе. Замечено также, что планомерное вокальное воспитание оказывает благотворное влияние и на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению лёгких. Так как мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Вокальное воспитание в хоре - важнейшая часть всей хоровой работы в коллективе. Огромное значение в процессе овладения любым материалом занимает внимание. Воспитание вокально-хоровых навыков требует от хористов постоянного внимания, а значит трудолюбия и интереса. Музыкально образованные дети сохраняют свои способности и во взрослой жизни.
Новые социально-экономические отношения, утверждающиеся в стране, требуют от человека таких качеств, как инициатива, ответственность, креативность. Они развиваются в процессе социализации - обретения человеком своей субъективной позиции в системе общественных отношений. Процесс социализации детей сегодня нуждается в такой педагогической инструментовке, которая позволила бы не только сгладить, но и исключить воздействие негативных факторов на формирующуюся личность.
Дело педагога состоит в том, чтобы наполнить их жизнь социализирующей деятельностью: познавательной, творческой, социально полезной, обеспечивающей гармонию интересов ребенка и общества. «Дать человеку деятельность, которая наполнила бы его душу», - так определил К.Д.Ушинский главную цель воспитания. Коллективная творческая деятельность, общение, многообразие межличностных отношений - слагаемые социализации.
1.1.Особенности детского голоса
Большинство руководителей детских вокальных и хоровых коллективов сталкиваются с проблемой плохой интонации у детей. Особенно это заметно у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Фальшиво поющие дети тормозят развитие всех остальных детей и коллектива в целом. Разница в музыкальном развитии создает большие трудности в организации учебного процесса. Если, например, ребенок плохо рисует на занятиях в изостудии, то это не помешает другим детям рисовать хорошо. Нечистое же пение даже нескольких учеников отрицательно сказывается на общем звучании, вредит хорошо поющим детям, расстраивая их музыкальный слух. Что же делать в таком случае педагогу?
Первое, что напрашивается, не принимать таких детей в коллектив. Наверное, так и происходит на приеме в музыкальную школу, но не каждый педагог дополнительного образования может себе это позволить в силу разных причин. Кроме того, получается, что таким детям вокальные занятия вообще будут не доступны. А между тем, приправильной и своевременной помощи со стороны педагога, желании и воли со стороны ребенка, задачу эту можно успешно решить. Замечено, чем раньше предприняты попытки исправить неточное интонирование, тем качественнее результат. Чем младше ребенок, тем легче он перестраивается и исправляет недостаток.
Природа одарила всех по-разному, правильное интонирование мелодии - эта способность есть у всех физически здоровых детей. Просто каждый требует к себе различного подхода: кто-то усваивает все на лету, и работать с такими детьми - одно удовольствие; для достижения успеха у других надо приложить немало усилий; третьи требуют длительной, кропотливой работы без быстрых результатов.
Задача педагога - музыканта развить, направить, исправить, закрепить показатели певческого голосообразования. Наладить эту самую связь слуха и голоса. И чем в более раннем возрасте это произойдёт, тем легче из состояния «гудошника» человек перейдёт в состояние чисто интонирующего.
2.2.Причины фальшивого пения у детей
Одна из причин неверной интонации заключается в том, что многие дети еще не обладают устойчивыми навыками пения, плохо себя слушают и часто переходят на крик. Многие поют «говорком», у них отсутствует напевность и чистота интонации. Такие дети называются - «гудошники». Они встречаются в любом детском коллективе. Имея часто неплохой музыкальный слух, они гудят в пределах 2-3 звуков, поэтому их и называют «гудошниками».
Причина этого в большинстве случаев не сенсорная, а функциональная, когда ребенок слышит что поет не тот звук по высоте, что задан педагогом, а спеть его правильно не может. Это обычно относится к тем детям, которые в процессе речи используют лишь грудную манеру голосообразования. Речь их отличается монотонностью, интонационной неразвитостью, узким звуковым диапазоном: в пределах примарных тонов. То же самое происходит с голосом, когда такой ребенок пытается петь, используя наработанный в речи грудной механизм фонации. Выйти за пределы примарных тонов он не в состоянии, так как он не умеет использовать иные способы управления голосовыми складками, что необходимо для воспроизведения более высоких тонов.
Про таких детей говорят, что у них отсутствует координация между слухом и голосом. Налаживание этой координации происходит довольно быстро и в подавляющем большинстве весьма успешно. Причин может быть немало, например: нелюбовь к пению, музыке. Ведь раньше мать пела своему ребенку колыбельные песни с рождения, прививая любовь к пению. Ребёнок прислушивался и подражал ей. Сейчас, в век информационных технологий, традиции петь утрачены, а родители почти не акцентируют на этом внимание.
Следующая причина - это стеснительность (в основном у мальчиков), общая вялость, апатичность ребенка или, наоборот, чрезмерная активность, от которой появляется напряжение лица, артикуляционного аппарата, всего корпуса, крикливость в звуке, неумение петь в коллективе, наконец, различные заболевания (болезни горла, связок, миндалин, простуда).
Еще одна причина фальшивого пения и даже «гудения» объясняется следующим: многие дети имеют низкий разговорный голос и переносят характер звучания речи в свое пение. Обычно это мальчики 4-6 лет, разговаривающие и поющие очень низкими голосами. Этим детям необходимо ощутить правильную высоту звука.
1.3.Методы работы по развитию координации между слухом и голосом
Я в своей педагогической практике применяю метод, когда, перескочив на октаву вверх от примарных тонов ребенка - «гудошника», прошуего как бы пропищать какой-либо звук тоненьким голосом (писк щеночка, комара, птички на проводах), что поможет переключить его сразу на другой регистр, фальцетный (пение звуков верхнего регистра - h1 - es2).Интересен тот факт, что спеть звук на один тон выше своей примарной зоны он не может, а на 6-7 ступеней выше, используя другую манеру звукообразования, начинает сразу интонировать заданные тоны и даже мелодии.
В большинстве случаев, звуковысотный диапазон ребенка резко раздвигается вширь, и он сразу начинает правильно интонировать, хотя и непривычным для него тоненьким голосом за счет фальцетного режима голосообразования. Это можно сделать очень быстро, в течение 10-15 минут на одном уроке, однако появившееся умение правильно интонировать в фальцетном режиме необходимо еще раз закреплять на последующих занятиях, пока оно не перейдет в навык при любом способе голосообразования. Такая внезапно открывшаяся способность у ребенка имеет для него большое воспитательное значение. И, конечно, важно на каждом занятии применять разные этапы работы, благодаря которым выравниваются не только « гудошники», но строй всего хора.
Главная задача - добиться унисонного звучания хора. Голосовой аппарат и характеристики голоса младшего школьника тоже имеют свои особенности, которые педагогу необходимо учитывать в своей работе. У детей специфичный голосовой аппарат (короткие и тонкие голосовые связки, малой ёмкости лёгкие). Свойственно высокое головное звучание, но нет тембральной насыщенности.
Условно детские голоса в хоре можно разделить на 3 группы, в зависимости от возраста: младшая группа, средние школьники и старшее звено.
Младшая детская группа - от 7 до 10-11 лет. Фальцетное звукообразование. Небольшая сила звука. И причём нет существенного развития между мальчиками и девочками.
Целью вокально-хоровых упражнений является выработка умений, позволяющих владеть певческим голосом.
Основные задачи:
- развить голос, музыкальный слух и память.
- сформировать у учащихся практические умения и навыки (чистота интонирования, чтение с листа, аккордовое пение).
Проблема чистоты интонирования многих учеников первого года обучения - это лишь вопрос времени. Первоочередной задачей вокальных или хоровых занятий считаю формирование устойчивого интереса к пению. Ведь, если у ребенка что-то не получается, у него пропадает интерес к занятиям. Поэтому первые занятия строятся на игровых моментах. Например, искать примарные звуки следует при эмоционально ярком исполнении, когда с ребенка снимается всякая скованность и он свободен в пении.
Очень часто у детей наблюдается «зажатость» голосового аппарата, поэтому, с первых занятий обращаю внимание детей на положение нижней челюсти при пении. Для этой цели использую в упражнениях различные восклицания: «ах», «ох», «ой». Этот прием помогает непроизвольно найти верный начальный тон и освободить нижнюю челюсть. Например, в песне «Ой, заинька по сенечкам». Почти все фразы песни начинаются с восклицания «ой». Как только дети научатся правильно петь верхний звук, следует перенести найденное звучание на все другие звуки.
Если режим работы позволяет, использую индивидуальные занятия для исправления интонации. Индивидуальная работа является более плодотворной, нежели групповые занятия. Происходит более близкое знакомство с ребенком, быстрее налаживается контакт. Проводя индивидуальную работу, учитываю особенности каждого ребенка: одному нужно тянуть звуки, другому - петь повыше, третьим - более мягко, тише.
Второй этап - закрепление вокально-интонационной координации. Если на первом этапе ребенок сумел справиться со своим голосом и теперь он может повторить несложные мелодии достаточно чисто, то на втором этапе нужно закрепить эту способность, сделать владение голосом более уверенным и точным. На этом этапе можно продолжить работу над предыдущими упражнениями, обращая внимание на точность интонирования. В этих целях нужно приучать ученика слушать и контролировать свое пение. Можно пропевать небольшие, несложные попевки на гласную «ю» или на слог «ку», время от времени останавливаясь, на любом из звуков, чтобы послушать и выверить интонацию.
Полезно, весь музыкальный материал давать без гармонического аккомпанемента, дублируя, только мелодическую линию.
Со стороны педагога, требуется подбирать интересный музыкальный материал, желательно, в игровой манере, чтобы этот сложный для учащегося период, был не так тягостен.
Третий период - формирование первоначальных навыков сольфеджирования, пение по нотам. Происходит освоение музыки не только ухом, но и глазом. А глаз, как, известно, очень важный для человека орган чувств. Через зрение мы получаем очень большой процент информации, гораздо больше, чем через слух. Зрительные образы способствуют постижению мелодии в пространстве. Глаз связывает звуки и нотную запись.
К третьему периоду заканчивается этап формирования унисона в группе или в коллективе.
Сколько по времени продлятся первый и второй периоды? Каждый раз, по-разному, все зависит от первоначальных возможностей детей. Период пения по нотам начинается одновременно с изучением музыкальной грамоты. Изучение и чтение нот не будет представлять для ребенка трудность, в том случае, если педагог опирается на игровой момент при объяснении нового материала. Например, разучивая гамму, можно рассказать детям сказочную историю про ноты. Полезно читать последовательность нот без музыки, вначале медленно, постепенно увеличивая темп. Можно устроить соревнования между группами коллектива, или отдельными участниками, кто правильнее и быстрее прочтет ноты.
Изучение и пение по нотам хорошо подкреплять ручными знаками: если движение мелодии повышается, то рука поднимается. При движении мелодии вниз - рука опускается. Это простейшее упражнение лучше выполнять на первых порах.
Чистое интонирование не является самоцелью, ибо это умение, значительно облегчает разучивание песен. Интонирование развивает певческие данные (расширяется диапазон), чувство тональности, музыкальную память и воображение, в дальнейшем облегчает разучивание 2- и З-голосных произведений. У детей, которые после упорного труда добились хороших результатов, появляется чувство уверенности в себе, заинтересованность в дальнейшей работе.
Также я считаю необходимым в начале каждого занятия в быстром, активном режиме провести с детьми:
I. Артикуляционную гимнастику. Она помогает убрать все зажимы мышц лица, мимических мышц, активизировать слух и голос путём разогрева, растяжки, напряжения и расслабления. Важнейшую роль в процессе играет раскрепощение и расслабление нижней челюсти, в результате чего происходит высвобождение эмоционального стресса, напряжения, которое тормозит работу голосового аппарата:
- Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла до угла.
- Накопить слюнки во рту, пожевывая язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, проглотить.
- Покусываем зубами кончик языка.
- Слегка покусываем всю поверхность языка, высовывая его вперед и убирая назад («нашинковать морковку»).
- Достать языком до носика; до подбородка; до щёчки; до другой щёчки.
- Круговое вращение языка («киска облизывается»).
- Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь.
- Круговым движением провести языком между губами и зубами при закрытом рте сначала в одну сторону, затем - в другую, «как бы очищая зубы».
- Потянуть за мочки ушей попеременно, затем одновременно.
- Помассировать ушки полностью, пощипывая их снизу вверх.
2.4. Комплекс фонетических и дидактических игр на уроке хора в младших классах
В дошкольном и в начале младшего школьного возраста основной вид деятельности это - игра. Поэтому для поддержания интереса к урокам хорового пения в своей деятельности я использую различные дидактические игры и упражнения в игровой форме. Это прежде всего
1. Интонационно-фонетические упражнения:
а) «Вопрос-ответ» или «толстый - тонкий голос» (грудной и фальцетный режимы)
б) «По лесенке вниз» (фальцетный - грудной режимы)
Постепенно понижается интонация и увеличивается сила тона.
Устанавливается связь объемно-пространственных представлений с высотой и силой тона.
в) «Глиссандирование» на гласных звуках - это еще один способ в достижении чистого интонирования. «Глиссандирование» производится в максимально широком диапазоне с различной скоростью и относительно протяженной остановкой на низком или высоком звуке. После нескольких занятий можно перейти на чередование отдельных звуков разной высоты без «глиссандирования», завершая упражнение звуком максимальной длительности.
Например: увидели и нарисовали рукой в воздухе «Бронтозаврика».
(нисходящее движение гласных «У», «У - У», «У - УО», «У - УОА», «У - УОАЭ», «У - УОАЭЫ»). Сначала рисуем голову и одновременно произносим звук «у» в фальцетном регистре, затем произносим и рисуем голову и длинную шею «У». Для этого снова произносим «У» на той же высокой ноте, плавно на глиссандо переходим в гласную «У» в грудном регистре. Затем к голове и шее «У - У» добавляем туловище«О», каждый раз начиная делать показ с фальцетного регистра вниз к грудному регистру. После туловища рисуем передние лапы и произносим «А», затем в той же последовательности рисуем задние лапы и произносим «Э», и в конце рисуем хвост и произносим «Ы», переходящий в штро-бас.
(Следует использовать схему-алгоритм)
г) «От шепота до крика»: на одном дыхании
Раз, два три, четыре пять, шесть семь, восемь девять десять!
шепот тихий голос средний голос громкий голос очень громко крикнуть
и сделать вверх прыжок, подняв руки вверх!
В пении можно использовать прием «аттакирования» верхнего регистра детского голоса, т.е. сразу начинать с пения высоких звуков. Воспитаннику предлагается петь «высоким звуком», который кардинально отличается от той высоты, которой он обычно пользуется.
Самым длительно формирующимся навыком является дыхание - навык необходимый и сложный. Несмотря на то, что дыхание является едва ли не самым главным навыком, часто заострять внимание детей на нем не следует, потому что с развитием комплекса певческих навыков он тоже привьется. Ниже приведено видео 2. Дыхательных упражнений, которые я использую на уроках.
Например: https://www.youtube.com/watch?v=LIe_ccGJDCg
(фрагмент урока с учащимися 1 класса хорового отделения, 1 учебное полугодие)
2. Вокальные упражнения
При первоначальной оценке музыкального слуха необходимо обратить внимание на речь ученика. При монотонной, маловыразительной речи, с использованием грудной манеры фонации необходимо целенаправленно видоизменять, расширять тональную сферу речи. Для этого можно рассказывать стихотворения в различных регистрах, использовать упражнения фонопедического метода Д. Емельянова на разговорное глиссандо и т.п.- всё это значительно помогает ученику ориентироваться в высоких и низких тонах сначала на речевых интонациях, а затем в сфере музыкальных звуков. Низкое, глухое звукообразование у таких детей обычно сопровождается очень невнятным произнесением слов, зажатой нижней челюстью, отсюда- недостаточная работа артикуляционного аппарата. Педагог должен помочь детям понять, как надо правильно открывать рот в пении. Для этого можно предложить слегка надавить пальцами на щёки так, чтобы щёки провалились между зубами. В этом положении ученик должен пропеть гласную «у» или слог« лю».
Услышав, как свободно зазвучал голос, и, поняв, как надо правильно открывать рот, ребёнок сам будет стараться найти это положение в пении. В результате упражнений у него закрепится правильная манера артикуляции в пении. Пение требует более чёткой артикуляции, чем речь. Особенно это относится к формированию гласных, пропеванию их, умению удержать в пении на определённой высоте, что требует развития дыхания.
Используя в распевании упражнениях звуки верхнего регистра, можно добиться за сравнительно небольшой срок регулярных музыкальных занятий прекрасных результатов.
Ниже приведены ссылки на видео материал
- https://www.youtube.com/watch?v=XZ77q5NDe3E
- https://www.youtube.com/watch?v=C8O0gHX6s7U
- https://www.youtube.com/watch?v=mAuWUIQ3Tic
- https://www.youtube.com/watch?v=0L7cz-4WHfs
(фрагмент урока с учащимися 1 класса хорового отделения, 1 учебное полугодие)
3. Заключение
Главное «оружие» музыкального педагога - это умение во время заметить успехи учащегося и похвалить. Несмотря ни на что, музыка должна приносить детям радость. Способных детей от 2-4 %, поэтому особенно важно увлечь, заинтересовать, приучить к контакту с музыкой остальные 96-98%. Метод «игры» должен занять большое место в работе с плохо интонирующими детьми. Театрализация песен с игровыми моментами, с движениями, также является дополнительным источником творчества и радости на занятиях вокального ансамбля, хора
Список используемой литературы
- Виноградов К.П.. Работа над дикцией в хоре. М.,1967 г.
- Вопросы вокальной педагогики. Статьи, очерки. М. «Музыка»,1967г.
- Гневышева. В. Вокальное воспитание в хоре начальной школы.М.,1979г.
- Емельянов. В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. Книга г.Санкт-Петербург,1996 г.
- Левандо П.П.. Проблемы хороведения.Л.,1974 г.
- Метлов. Н.Я. Музыка - детям. М., «Просвещение»,1985 г.
- Овчинникова Т.Н.. Воспитание детского певческого голоса в процессе работы с хором». М., «Просвещение»,1990 г.
- Орлова Т.М., С.И. Пекина. Учите детей петь. М., «Просвещение», 1988 г.
- Попов В.. Советы руководителя хора.М.,1983 г.
- Пономарев А.. Жизнь детского хора. Сб. статей, М.,1989 г.
- Соколов. Вл. Работа с хором. М., «Музыка»,1983 г.
- Стулова Г.П.. О методах работы с начинающим хором младших школьников. М., «Просвещение»,1990
Интернет-ресурсы: