Раз словечко, два словечко… Особенности речевого развития ребёнка в домашних условиях

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: речевое развитие


Не секрет, что двух - трехлетние дети - самый шустрый и любопытный народ. Их трудно усадить за занятие, уговорить заниматься тем, что им не нравится. Имея опыт работы с такими детьми, предлагаю игры для развития речи, от которых просто невозможно оторваться. Любое занятие с малышом дома начинайте с пальчиковых, дыхательных и артикуляционных упражнений, используйте игры для развития связной речи, слухового внимания и расширения словарного запаса. Успешность речевого развития ребёнка во многом зависит от умения рационально организовать этот процесс.

Для развития мелкой моторики рук рекомендуется

  • массаж рук;
  • игры и упражнения с яркими и крупными предметами;
  • игры с пластилином;
  • рисование;
  • игры с бумагой.

Массаж рук

Массаж внутренней поверхности ладоней можно проводить с использованием различных предметов: пластмассовых, резиновых, деревянных шариков с гладкой и ребристой поверхностью, еловой шишки, початка кукурузы, махровых перчаток, зубной щетки.
Родители могут включать в игру яркие и крупные предметы.

Игра «Непослушные колечки»

Материалы: разнообразные деревянные и пластмассовые пирамидки и сборно-разборные игрушки, в основе которых лежит принцип сбора предмета путём нанизывания фигур на стержни.

Покажите ребёнку большую пирамидку и предложите снять с неё колечки: «Смотри, какие непослушные колечки! Давай, скорее, соберем их и наденем на палочку!»

Игра «Лабиринт»

Предложите малышу прокатить шарики по лабиринту.

Игра «Построй, как я»

Материалы: разнообразные конструкторы.

Предложите малышу из деталей конструктора, собрать какую-нибудь простую конструкцию. При этом помните, что детям сложно работать с мелкими деталями, поэтому предлагайте им конструкторы с крупными деталями и простыми способами соединения.

Игра «Почтовый ящик»

Дайте ребёнку одну фигурку и предложите протолкнуть ее внутрь почтового ящика. Объясните малышу, что для каждой фигуры в ящике есть свое отверстие.

Игра «Разборные картинки»

Материалы: кубики крупного размера из дерева, поролона или пазлы.

Предложите ребёнку разобрать на части заранее сложенную картинку. Когда малыш освоит этот вид работы, можно предлагать складывать простую крупную картинку.

Игра «Мозаика»

Материалы: мозаика с крупными выпуклыми деталями и длинными ножками.

Предложите малышу выложить из мозаики узор.

Игра «Забавные шнурки»

Материалы: плоские игрушки шнуровки с картонной, поролоновой или деревянной основой; деревянные или пластмассовые иголки, шнурки.

Предложите малышу зашнуровать плоские игрушки - шнуровки.

Занимаясь с ребёнком, не забудьте подготовить органы артикуляции к чистому произнесению звуков. Главное, чтобы малышу нравились эти игры, доставляли удовольствие.

Артикуляционные упражнения

«Слоник». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Задача крохи - не только повторить за вами это упражнение, но и удержать «трубочку» 5 - 6 сек.

Буду подражать слону! Губы «хоботом» тяну.
А теперь их отпускаем и на место возвращаем.

«Улыбка». Губы растянуты, видны сомкнутые зубы. Удерживать в таком положении губы следует 5 - 7 с.

Свои губы прямо к ушкам растяни ты, как лягушка.

Затем чередуем «Слоник» и «Улыбка».

«Надуй шарик»: учите малыша надувать щёки и удерживать их в таком положении.

Самомассаж. Попросите малыша покусать зубками язычок, а потом и губки.

Дыхательные игры

Особую осторожность стоит проявлять в играх на дыхание:

  • длительным плавным выдохом подуть на кусочки белой ваты, лежащие на детской ладошке;
  • подуть на шарики от тенниса, лежащие в тазу с водой, и заставить их двигаться;
  • резким коротким выдохом подуть на зажженную свечку.

Чтобы не закружилась голова, предлагайте ребёнку только одну игру на занятии, контролируйте время игры.

Развитие слухового внимания

Чтобы научить малыша различать звуки на слух необходимо проводить игры, направленные на развитие слухового внимания.

«Что звучало?». Положите перед ребёнком 5 - 6 музыкальных игрушек: металлофон, погремушку, барабан, дудочку, колокольчик. Пусть поиграет с ними. Потом попросите его отвернуться и поиграйте сами на одном из этих инструментов. Ребёнок должен повернуться и показать (сказать), что прозвучало.

«Что не прозвучало?». Если предыдущая игра хорошо получается, усложните задание. Ребёнок отворачивается, слушает, как вы играете на всех инструментах, кроме одного. Затем поворачивается и определяет, на чём вы не поиграли.

"Громкие подсказки". Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, - удары громкие, если он удаляется - тихие.

Игры для обогащения словарного запаса и развития связной речи

«Кто от нас спрятался?»

Материал: миска с фасолью или чечевицей, мелкие предметы. Закопайте мелкие предметы в миску с фасолью или чечевицей. Попросите малыша достать игрушку и назвать её.

Попросите малыша: «Дай мне игрушки по порядку, как я скажу: дай кораблик, мячик и куклу».

Устройте кукольный театр с последующей игрой с персонажами. Разыграйте небольшой диалог с пальчиковыми куклами или куклами-варежками. Затем, по ходу действия, ничего не объясняя ребенку, предложите ему потрогать куклы, надеть их на пальчик или ручку и сыграть маленький фрагмент диалога. Чтобы научить ребенка строить диалоги, родитель должен постоянно подсказывать ребенку возможные варианты поддержания диалога. Например, предложите ребенку позвать котика. Скажи: «Котик идём!». «Котик идём» - повторяет ребёнок. Задавайте вопросы и сами на них отвечайте: «Смотри-ка, что делает котик? Котик спит». Скажи: «Котик спит».

Формируем фразовую речь. Разглядывайте с ребёнком семейный фотоальбом, задавайте вопросы и сами же на них отвечайте: «Смотри - ка, что делает Миша? Миша спит. Скажи: «Миша спит». А тут Миша кушает. Вот и двухсловная фраза готова.

Очень интересно играть и заниматься с детками 4 - 6 лет. Теперь ваши игры будут сильно отличаться от предыдущих и содержанием, и организацией. Выбранный спектр игр направлен на развитие общей и мелкой моторики; речевого дыхания; артикуляционной моторики; фонематического слуха; звукопроизношения; слоговой структуры; грамматического строя речи.

Для развития мелкой моторики рук рекомендуется

  • массаж и самомассаж рук;
  • игры и упражнения с мелкими предметами;
  • игры с пластилином;
  • рисование;
  • игры с бумагой;
  • упражнения для подготовки руки к письму.

Массаж рук. Массаж внутренней поверхности ладоней можно проводить с использованием различных предметов: карандашей с гладкой и ребристой поверхностью, круглой щетки для волос, пластмассовых, резиновых, деревянных шариков с гладкой и ребристой поверхностью, грецких орехов, махровых перчаток, зубной щетки, крупы (фасоли, гороха).

Массаж пальцев можно проводить с использованием бельевой прищепки, верёвочки с узлами, решетки для раковины, ячеек для яиц.

Игры и упражнения с мелкими предметами:

  • Длительная сортировка бусинок, семян, пуговиц.
  • Нанизывание бусин, макаронин на нитку.
  • Выкладывание различных предметов, геометрических фигур, букв, цифр из счетных палочек, мозаики, семян, мелких орешек, пуговиц, веточек, толстых ниток, камушков и др.
  • Зашнуровывание игрушек - шнуровок, ботинок.
  • Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, молний, крючков.
  • Конструирование из деталей конструктора мостов, домов, башен сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.

Дыхательную и артикуляционную гимнастики нужно делать только под руководством учителя-логопеда.

Дыхательные игры

Для развития речевого дыхания родителям можно порекомендовать следующие задания:

  • надувать воздушные шары, мыльные пузыри;
  • в стакане с водой при использовании коктейльной соломинки устроить водоворот;
  • подуть на теннисный или ватный шарик, лежащий на столе;
  • подуть на одуванчик;
  • свистеть с помощью пластиковой бутылки, свистков;
  • подуть на пластмассовую игрушку (уточки, лодочки), лежащую в тазу с водой, и заставить её двигаться;
  • устроить фейерверк или пургу в бутылке.

Для проведения артикуляционной гимнастики учитель-логопед предлагает различные комплексы упражнений на разные группы звуков. Например, артикуляционные упражнения для постановки звука [ш, ж]

«Слоник». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

Буду подражать слону! Губы «хоботом» тяну.
А теперь их отпускаем и на место возвращаем.

«Наказать непослушный язык». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «пя-пя-пя».

Язычок мой провинился, ну хотя бы извинился.

«Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз.

Ел я вкусное варенье - это было наслаждение.

«Маляр» Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов и обратно. Выполнять в медленном темпе 5 - 6 раз.

Я газетку постелю, потолок я побелю.

«Ковшик» Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Выполнять 3 - 4 раза.

Язык в ковшик превращается и водичкой наполняется.

Игры для развития фонематического слуха

"Узнай, кто позвал". Эту игру хорошо проводить, когда вся семья дома. Ребенок стоит спиной к вам, кто-то из родных или гостей называет его имя. Малыш узнает человека по голосу и подходит к нему.

«Подбери слова, похожие по звучанию». Взрослый просит ребёнка подобрать слова, сходные по звучанию со словами: чашка -…(ромашка), коза -…(стрекоза), кошка -…(окошко), сук - …(барсук), пар -…(самовар)….

"Правильно - неправильно". Взрослый предлагает ребёнку игру: если я правильно назову картинку, хлопни в ладоши, если не правильно - не хлопай.

Майковка - молковка - морковка; вук - йук - лук; картоска - картофка - картошка; капуфта - капушта - капуста.

Назвать первый звук в словах (А, О, И, У).

Аист, утка, иголка, очередь, овощи, улитка, утро, аптека, армия, альбом, искать, уходить, играть, охать, ахать, Аф­рика, Индия, урожай, искры, индюк, утренник, адрес, Айболит, аквариум, антилопа, умывальник, остров.

«Весёлый мяч».

Мяч весёлый есть у нас.Мы играли много раз.
Я бросаю - ты поймай,последний звук в слове называй.

Словарный материал: утёнок, балет, котёнок, букет, укроп, кувшин, дом, каток, билет, сироп, брат, дым, совок, мост, суп, телескоп, лимон, гном, торт, храп, свист, слон, самолёт.

На этапе коррекции звукопроизношения родителям можно порекомендовать следующие приёмы:

- одновременное произнесение звука ребёнком и взрослым, сопровождая игровыми заданиями в виде звукоподражаний с опорой на игрушку.

  • Звук [с]. «Свистелочки». Посвистим в свисток; накачаем воздух в мячик.
  • Звук [з]. «Звенелочки». Звенит пчела; колокольчик на ветру.
  • Звук [ш]. «Шумелочки». Шипение гусака; шипение змеи.
  • Звук [ж]. «Жужжалочки». Жук жужжит; включаем пылесос; едет товарный поезд.
  • Звук [л]. «Гуделочки». Пароход гудит; сирена скорой помощи; приземление ракеты; самолёт заходит на посадку.
  • Звук [р]. «Рычалочки». Рычание тигра; рычание сердитой собаки; работающий трактор; рокот самолёта; работающий мотор машины.
  • Звук [ч]. «Поезд набирает скорость». Поезд едет по железной дороге;

- многократное повторение слогов, выполняя движения с мимикой (произносить слоги, имитируя управление автомобилем, шитьё, чистку зубов, умывание);

- многократное повторение изолированного звука, слогов, слов сопровождая одновременным рисованием карандашом или фломастером, пальчиком на столе (Рисуем прямые, волнистые и ломаные линии, восьмёрки, завитки, петли, ёлочки, лучики у солнца, капли дождя, воздушные шары, узоры на платье куклы, фантастические узоры на крыльях бабочки);

- совместное произнесение слова с утрированным выделением звука (ссани, шшапка);

- многократное повторение слогов, слов, выполняя от имени неодушевленных предметов (Ложки и Вилки, Чашки и Блюдца), героев сказок, игрушек;

- показ картинок и называние предметов;

- многократное повторение слов, словосочетаний, предложений с исправленным звуком, сопровождая сменой разнообразных игровых заданий:

  • нанизывает макароны или бусинки на шнурок;
  • обрывает кусочки листа бумаги;
  • прикрепляет бельевые прищепки к плоскостным изображениям или к бельевой верёвке;
  • надевает на пальцы обеих рук разноцветные резинки для волос;
  • раскладывает яйца из киндер - сюрпризов в ячейки из-под яиц;
  • достаёт из контейнера с водой по одному речному камешку или ракушку и выкладывает их на салфетку;
  • перекатывает в ладошках по одному грецкому ореху и сбрасывает его в контейнер (коробка, баночка из-под чипсов) с отверстием;
  • собирает со стола рассыпанные карандаши в пенал;
  • собирает спички (счётные палочки) одними и теми же пальцами рук: двумя указательными или двумя средними (подушечками);
  • в хаотичном порядке украшает фасолью (горохом, пуговицами) контурные предметы или объекты, замазанные пластилином;
  • перекатывает машину или перебрасывает мяч;
  • украшает новогоднюю ёлку ёлочными игрушками.

Игры для развития понимания и употребления грамматических конструкций

Игра «Парные картинки». Наклейте картинки парами, например, стол - столы, дом - дома и т.д. Не менее 5 пар. Посмотри на картинки, ты заметил, что картинки отличаются друг от друга. Посмотри, на одной картинке нарисован один предмет, а на другой много. Назови один предмет, а когда их много, что это? («Это стол, а это столы»). Обратите внимание на то, как меняются окончания слов.

Игра «Один - много»: ребёнок называет наклеенные картинки (один стол - много столов, одно ведро - много вёдер).

Затем поиграйте с мячом. Вы кидаете мяч ребёнку и называете любое слово в единственном числе. Ребёнок возвращает мяч обратно и изменяет слово, прибавляя слово «много»: дерево - много деревьев, лист - много листьев, шкаф - много шкафов, пчела - много пчёл, стул - много стульев, воробей - много воробьёв, ведро - много ведер.

Игра «Употреби слово в нужной форме». Эту игру можно организовать с любой игрушкой или любым предметом в доме. В арсенале у взрослого серия вопросов для ребёнка:

Кто пришёл к нам в гости? Кого мы рады видеть? Спели песенку кому? С кем ты часто играешь? О ком ты иногда вспоминаешь?

Что это? Нет чего? Подойду к чему? Любоваться чем? Говорить о чём?

Ребёнку необходимо ответить на серию вопросов.

Игра «Скажи ласково». Вы вместе с ребёнком ходите по комнате. Всё, до чего коснётся ваша рука, превращается в маленький предмет. Задача ребёнка - правильно назвать этот предмет или объект: столик, стульчик, шкафчик, диванчик и т.д. В случае неверного ответа, помогите ребёнку подобрать слово.

Игра «Сосчитай до пяти». Взрослый просит ребёнка пересчитать по рядам. Отвечая на вопрос «Сколько», ребёнку нужно пересчитать предметы домашнего обихода и обязательно их назвать.

Например, одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек.

Игра «Разведчики». Взрослый показывает картинку или любой предмет в доме, а ребёнок называет признаки. О признаках можно спросить с помощью вопросов: Какая? Какой? Какое? Какие? Для каждого предмета подбираются слова-признаки по вкусу, размеру, цвету, материалу.

Пример: лимон - кислый, большой, жёлтый.

Взрослый показывает картинку и называет объект, а ребёнок подбирает 2-3 действия к тому объекту или предмету.

Собака - лает, спит, кусается; кошка - мяукает, пьет молоко, умывается.

Игра «Подбор слов-названий предметов». За каждый ответ ребёнок получает фишку (или счётную палочку).Что можно открыть? (ответ полным предложением: «Можно открыть дверь. Можно открыть банку. Можно открыть книгу».)Что можно поднимать? Что можно отодвигать? Что можно доставать?

Игра «Кто это? Куда? Когда? Зачем?» «Что это? Когда? Почему? Куда?»

Например, на прогулке ребёнок увидел, как «птицы летят». Взрослый задает вопросы игры: «кто это? куда летят? когда? зачем?

На прогулке ребёнок увидел сосульки. Взрослый задает вопросы игры: что это? когда появляются? почему? куда исчезли?

Игра «Продолжи предложение». Взрослый предлагает ребёнку продолжить предложение: «В огороде грядки с… (ответ полным предложением: «В огороде грядки с огурцами, помидорами, капустой, луком».)

  • Овощи можно сажать, …
  • В магазине продается много персиков, ...
  • Грибы можно солить,…
  • Осенью сбрасывают листья дубы,…
  • Мы можем встретиться в лесу с ежом,…
  • Осенью улетает в жаркие края стаи журавлей, …
  • Нужно помочь перезимовать воробьям,…

Игра «Предлоги». Взрослый предлагает ребёнку пофантазировать и ответить на вопросы: «Куда наливают воду?», «Над чем (кем) летает птичка?», «С чем может быть бутерброд?», «К кому подбежит котёнок?», «От чего отъехала машина?», «Куда залез кот?», «Из-под чего вылезла кошка?», «Куда падает снежинка?»

Игра «Шапка хитрых вопросов». Хитрые вопросы можно составить по любой лексической теме. Например, «Дикие животные и их детёныши»: У кого больше лап - у лисы или у белки? Сколько у двух зайцев хвостов? Сколько у двух зайцев ушей? Кто больше: зайчиха или зайчонок. «Птицы»: Чего больше - крыльев или птиц? Чего больше - крыльев или лап у птиц? Кто старше - птица или птенец?

Список литературы

  1. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научите меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти) - СПб.: «Паритет», 2003. - 112 с. - (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»).
  2. Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Рабочая тетрадь. - СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015. - 64 с.
  3. Нищева Н.В. Различайка: Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников /Худ. О.Н. Капустина.- СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2013. - 24 с.
  4. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.- 32 с.
  5. Чернякова В.Н. Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей 4-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 64 с.(Библиотека Логопеда).