Обобщение опыта работы по теме "Формирование познавательного интереса к математике в ходе проектно-исследовательской деятельности"

Разделы: Математика

Ключевые слова: проектная деятельность, интерес к математике


Часто учитель оказывается в ситуации, когда учебный материал не вызывает у учащихся интереса. Это происходит потому, что школьное обучение, в том числе и обучение математике, во многом было направлено на передачу готовых знаний детям, а ученику отводилась пассивная роль слушателя.

Для развития интереса к математике я использую метод проектов. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, и направлен на формирование у них знаний, умений и навыков. Разрабатывая и реализуя проекты, учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах, приобретают опыт решения творческих задач. В контексте образования, проект - это результативная деятельность, совершаемая в специально созданных педагогом условиях. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию личности ученика, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.

При реализации метода проектов учитель становится организатором исследовательской деятельности учеников, основанной на познавательном интересе, создает условия, при которых ученики самостоятельно приобретают знания из разных источников и используют новые знания для решения различных познавательных и практических задач. И всё это при непосредственной поддержке учителя, который помогает не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации. Учитель становится другом, помощником ученика.

Метод проектов не только формирует интерес к предмету, он развивает память, наблюдательность, логическое мышление, творческие способности. Он помогает ребятам научиться сортировать, обрабатывать информацию, выделять главное. Метод проектов развивает навыки взаимодействия и коммуникативные навыки: учит ребят работать в парах, в группе, общаться со сверстниками и взрослыми.

Подготовку к такой работе мы начинаем с выбора типа проекта, тем проектов, количества участников в группах. Ученики с моей помощью придумывают темы. Я продумываю варианты проблем для каждой темы. Но проблемы не выкладываются ученикам в готовом виде, ученики приходят к ним самостоятельно с помощью учителя.

В 5 классе ребята выполняли краткосрочные проекты, направленные на формирование интереса к геометрическому материалу. Были реализованы проекты по темам «Многоугольники» и «Треугольники».

Они исследовали свойства треугольника, виды треугольника, использовали свойства треугольника на практике. Интересным был проект « Математика и поэзия».

В 8 классе проекты выполнялись в парах. В этом возрасте нужно помочь ученику развивать исследовательские умения: выявление проблемы, построение гипотез, сбор информации, выделение главного, анализ, обобщение. Ребята уже могут делать проекты, носящие исследовательский характер. По времени выполнения такие проекты относятся к долгосрочным, поэтому работа шла в течение нескольких месяцев.

Мы с учениками выбрали темы, объединённые общей идеей. Вот примеры тем, над которыми работали учащиеся: « Проценты в нашей жизни», «Решение задач на смеси и сплавы», «Решение систем уравнений способом Крамера», «Лента Мёбиуса», «Комплексные числа». Эти темы не входят в школьную программу или недостаточно освещены. Именно это вызывает интерес и желание узнавать, искать, сравнивать и делать выводы. При защите проектов ученики в отведённое время должны рассказать об этапах реализации проекта, чётко формулировать свои мысли, показать результаты работы, аргументировано отвечать на вопросы слушателей. Каждая работа сопровождалась компьютерной презентацией. Учащиеся защищали свои проекты на школьной научно-практической конференции. Лучшие работы были представлены на районных конференциях «Шаг в будущее» и «Математика в различных областях жизни». Работа «Проценты в нашей жизни» участвовала в проекте «Алые паруса».

Использую метод проектов и на уроке. Например, при изучении темы «Квадратное уравнение» ученикам даются несколько уравнений с суммой коэффициентов, равной 0. Составляется таблица, в которую записываются уравнения, коэффициенты и их сумма, а также полученные корни. Учащиеся выдвигают гипотезу: если в квадратном уравнении сумма всех его коэффициентов равна нулю (a + b + c = 0), то корнями такого уравнения являются 1 и отношение свободного члена к старшему коэффициенту (c/a). Возникшую проблему предлагаю решить самостоятельно к следующему уроку. Учащиеся находят нужную для работы информацию, проводится консультация, затем на уроке демонстрируется обоснование гипотезы. Делается вывод: прежде, чем решать уравнение стандартными методами, следует проверить применимость к нему этой теоремы: сложить все коэффициенты данного уравнения и посмотреть, не равна ли нулю эта сумма.

Далее предлагаю рассмотреть случай, когда, а + с = в.

Таким образом, можно сделать вывод, что проектно-исследовательская деятельность учащихся помогает развитию важнейших компетенций для современной жизни: способность делать выбор, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, владеть устным и письменным обобщением. Умение работать над учебными проектами поможет ученику планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях. При использовании метода проектов я убедилась в том, что можно изменить отношение учащихся к одному из самых сложных предметов школьной программы, помочь им увидеть красоту мира математики, ее присутствие в окружающей нас природе.

Литература

  1. А.К.Маркова. Формирование мотивации учения. М: Просвещение, 1990.
  2. Ю.М.Колягин. Обучение математике в процессе решения задач и обучение решению задач в средней школе. // Вопросы обоснования содержания школьного математического образования // Сборник научных трудов. М., 1982.
  3. С.Г.Губа. Развитие у учащихся интереса к поиску и исследованию математических закономерностей. // Математика в школе, № 3, 1972.
  4. Р.Г.Пронина, Г.В.Денисова. История математики, как метод обучения: метод. Рекомендации / Ряз. Обл. ин-т развития образования. - Рязан., 2000
  5. Р.Хазанкин. Как увлечь школьников математикой. // Народное образование, № 10, 1987.
  6. А.А.Окунев. Спасибо за урок, дети! М: Просвещение, 1988.
  7. А.П.Подашов. Вопросы внеклассной работы по математике в школе (V-XI классы) // Пособие для учителей. М: Учпедгиз, 1962.
  8. И.С.Ганенкова. Математика. Многоуровневые самостоятельные работы в форме тестов для проверки качества знаний. 5-7 классы. - Волгоград: Учитель, 2006.
  9. А.Р.Рязановский. Математика. 5-11 кл.: Дополнительные материалы к уроку математики. М.: Дрофа, 2002.