Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя» [1, с. 59]. Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу иногда, за подарки. Но любой из этих мотивов на определенном этапе исчерпывает свои возможности и методы становятся не эффективным. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Делать из урока в урок одно и то же неинтересно.
Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности.
Чтобы достичь этого «необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов могут добиться» [3, с. 36]. Вместе тем учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. В этом смысле применение на уроках проблемного метода позволит учителю достичь этой цели.
Проблемная ситуация ˗ это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия [4, с. 74]. Проблемная учебная ситуация позволяет решить задачи учебной деятельности, в которой органично включен ученик как субъект деятельности.
Можно сказать, что познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса.
Известно, что курс русского языка в начальной школе вмещает в себя достаточно большой объем знаний из орфографии, морфологии и синтаксиса. Все это не только необходимо дать детям в теоретическом виде, но и отработать грамматические умения и навыки. Можно давать все материалы в готовом виде: познакомить с правилами, привести примеры. Однако можно пойти другим путем: дать ученикам возможность испытать свои силы в умении увидеть закономерность.
Уроками русского языка предусмотрено продолжение усвоения основных орфографических навыков написания гласных и согласных, а также начальная интеллектуализация основных грамматических понятий (частей речи) их признаки, построение предложения. Новые знания, получаемые во 2 классе базируются на предшествующих, изученных в 1 классе. К концу 1-го класса учащиеся должны знать все звуки и буквы русского языка, осознавать их основное отличие (звуки произносим, буквы пишем).
Учащиеся должны уметь:
- Вычленять звуки в словах, определять их последовательность.
- Различать гласные и согласные звуки и буквы.
- Правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова.
- Обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком.
- Определять место ударения в слове, вычленять слова из предложений.
- Четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова.
- Правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и письменным шрифтом.
- Грамотно, без пропусков, искажений букв, писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением.
- Употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения.
- Устно составлять 3-5 предложений на определенную тему [5, с.18].
Во 2-м классе начинается системное обучение основным морфологическим и синтаксическим категориям. Учащиеся получают первоначальные знания сложного абстрактного характера, каковыми являются части речи, её признаков и правил словоупотребления. Данный материал обладает двойной сложностью. С одной стороны учащийся знает эти понятия, активно пользуется, поэтому ему неинтересно знать «известное» (правильно использовать категорию рода).
С другой стороны, изучаемый материал предельно абстрактен и трудно поддается усвоению в данном возрасте характеризующимся только переходом к логическому мышлению. Поэтому так важно научно обоснованно произвести отбор изучаемого материала с тем, чтобы не отпугнуть учащихся сложностью, но и избежать иллюзии знания. За обучение во 2-м классе учащиеся должны будут знать: названия букв русского (языка) алфавита, признаки гласных и согласных звуков; гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие, правила переноса и др.
Уроки русского языка во 2-м классе предусматривают развитие, как устной, так и письменной речи. Учитывая сложность изучения грамматического материала во 2-м классе необходимо так построить учебную деятельность, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к изучаемой программе, но и постоянно были заинтересованы в изучении родного языка, отражающего их интеллектуальное развитие.
Далее будут приведены формы и приемы работы по активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников в ходе изучения имени существительного на уроках русского языка во 2-м классе.
Объяснение нового материала считается одним из сложных этапов урока, поскольку дети получают сведения неизвестные, либо частично известные. Традиционно объяснение существует и осуществляет его учитель, предлагая учащимся знания в готовом виде. Проблемное обучение предполагает иной подход: школьники под руководством учителя сами «получают» необходимые сведения, т.е. как бы самостоятельно ведут исследование изучаемой темы.
Так, например, при изучении имени существительного важнейшими являются следующие понятия: предметность, одушевленность и неодушевленность, родовая принадлежность и изменение по числам.
Формирование грамматических знаний, умений, навыков осуществляется на различных этапах урока: объяснение нового материала (знания), закрепление (формирование умений и навыков) и проверка. На всех этих этапах не только возможно, но и необходимо использовать проблемную ситуацию, т.к. каждый раз решаются иные задачи и достигаются различные результаты.
Формирование понятия о предмете. На начальных уроках посвященных имени существительному дается представление о предметности, понимаемое не только, как конкретный предмет (что учащимся младших классов понятно), но и о предметах выделяемых абстрагированием мышления, что вызывает затруднение в понимании. Например: темнота, холод, и др.
Наибольшее понимание достигается путем комбинированного использования вопросов и различных форм наглядности. Вопросами побуждают учеников осмыслить новое для них явление, выделить в нем основные признаки и сформулировать правило. Наглядность служит «внешней опорой внутренних действий», т. е. на начальном этапе позволяет яснее представить характерные особенности изучаемых явлений.
А. На уроках объяснения предлагаются следующие задания, позволяющие ученикам самостоятельно вывести правило о том, что обозначает имя существительное.
Задание 1: Сравните правый и левый столбик.
Я ученик первого класса. |
Я первого класса. |
В пенале лежат ручки и карандаши. |
В пенале лежат. |
Я кладу в портфель тетради |
Я кладу в портфель. |
Учитель задает вопросы.
- Обе ли записи слов являются предложением?
- Если нет, то почему?
- Какое слово нужно добавить, чтобы оно стало предложением?
- Выпишите пропущенные имена существительные, задавая им вопрос.
Вывод: слова, обозначающие предмет, отвечающие на вопросы кто? что? называются именами существительными.
Задание 2. Дается цепочка слов:
Машина, самолет, Маша, Жучка, Весновка, Алматы, лопата, Мурка, Москва.
Вопросы учителя:
- Можно ли среди этих слов выделить две группы?
- Если можно, то, по какому принципу? (по написанию).
Вывод: одни слова с большой буквы, а другие с маленькой. Почему? - В какие группы можно определить?
A) по именам;
Б) название городов, рек;
B) клички животных. - На какой вопрос отвечают все эти слова.
Вывод: имена собственные ˗ отвечают на вопрос что? кто? ˗ это существительные имена людей и клички животных отвечают на вопрос кто? Все остальные имена собственные отвечают на вопрос что?
Б. Уроки закрепления по данной теме призваны решать задачи по умению выделять имена существительные от других частей речи.
На этапе закрепления основным средством создания проблемной ситуации служит интеграция вопросов и практических методов, позволяющих найти инвариантное решение поставленной задачи. На этих уроках используется такие задания:
Задание 1. Из данных слов выпишите существительные.
Холодно, смелый, нос, радость, кошка, сорока, воробей.
Задание 2.
1. Рассмотрите картинки:
2. Задайте вопрос к верхним картинкам.
3.Задайте вопрос к нижним картинкам.
4. Чем эти слова отличаются друг от друга.
В русском языке категория одушевленности, неодушевленности не представляет особых трудностей. В начальные классы отбирается только бесспорный материал, который не требует грамматического определения одушевленности, а только лексического (случаи типа кукла не рассматриваются).
А. При объяснении используются такие задания:
Задание 1. Сравнить слово дом, кот
А) Может ли кот совершать действия? Докажите это (бегать, прыгать);
Б) Может ли дом совершать какие-то действия самостоятельно. Дом может строиться, стоять, ломаться, но все эти действия совершаются над ним кем-нибудь.
2. На какой вопрос отвечает кот и дом?
Вывод: слова, отвечающие на вопрос кто? являются одушевленными. Слова, отвечающие на вопрос что? являются неодушевленными.
Задание 2. Сравнить слова:
Чем они отличаются? (по способу передвижения)
кот-сам, самолет - кто-то, конь-сам, машина - кто-то.
3. Задать вопрос:
Вывод: Если предмет передвигаться сам в пространстве, то он одушевленный, (живой), и отвечает на вопрос сто? (конь, кот).
Если предмет не может передвигаться сам, то он неодушевленный, отвечает на вопрос что? (самолет, машинa).
Б. При закреплении можно использовать следующие виды работ.
Задание 1. Разделите слова на 2 группы:
Конь, машина, волк, велосипед, самокат, лось, ролики, вертолет.
Вопрос учителя: по какому признаку вы разделили эти слова? Повторите правило.
От аллеи идет тропинка. Брат работает на лесопильне. Оля ушла с тетей Лизой. Пришло письмо от бабушки. Формирование понятия одушевленности.
Формирование понятия «Род имен существительных».
Задание 3. Выпишите имена собственные:
Фамилия Сидоров, Озеро Байкал. Гора Эльбрус, Пустыня Сахара, Республика Казахстан. Река Или, Озеро Балхаш.
В. Проверкой осуществляется контроль за прочностью усвоения полученных знаний также за сформированностью грамматических умений и навыков. Ведущим средством проблемности на данном этапе является задание в виде текстов, где не только нужно выбрать правильный ответ, но и его обосновать.
Задание 1. Подчеркните в тексте имена существительные и объясните ваш выбор.
Шел сильный снег. Дороги замело. Выглянуло солнце и снег перестал.
Задание 2. Что такое имя существительное: Придумайте по 5 существительных на тему природы, школы, посуды.
Задание 3. Одной чертой подчеркните имена существительные, а двумя собственные имена существительные.
Категория рода в русском языке является классификационной. Учащиеся получают представление о роде как об обязательной характеристике слова. Методически целесообразно строить объяснения, используя жизненный опыт учащихся [2, с. 22]. Так ребенку известно, что все люди делятся на мужчин и женщин и соответственно слова, могут быть мужского и женского рода. Сначала примеры подбираются по половому признаку (девочка, мальчик), с постепенным абстрагированием этого понятия (средний род).
Соответственно этому строятся уроки объяснения, на которых применяются такие задания:
Задание 1. Выпишите из словарного словаря слова, обозначающие животных и птиц.
Волк, ворон, заяц, коров , лис , петух, собак.
Вопрос учителя: На что заканчиваются эти слова. Давайте это отметим вот таким квадратом
А) рассмотрим с вами слово волк. Серый волк лежал на дороге. За серым волк гнались собаки. Что изменилось в слове волк(ом) . Это мы и будем брать в квадратик.
Б) рассмотрим слово лиса.
Рыжая лиса бежала.
Охотник увидел большую лис (у)
Что изменилось в слове лиса (у). Это и берем в квадратик. Оставшиеся слова аналогично.
2. Предложим детям распределить эти слова в две группы по любому признаку. Направить их на возможность выделения мужского и женского рода.
3. Если дети не справятся, нужно попросить детей заменить слова волк и лиса на другие более короткие (местоимения он и она). Эти слова соотнести с понятием мужского и женского начала.
4. Объяснить мягкость слов дверь, конь, тетрадь. Дверь - он (ж. р.);
Конь - он (м. р.); Тетрадь - она (ж. р.) .
Вывод: Имена существительные могут быть мужского и женского рода.
5. Дать слова: окн, дерев, пол, здоровь.
Предложить детям определить являются ли эти слова мужского или женского рода.
После того, как учащиеся при соотнесении этих существительных со словами он, она не найдут им место ни в одной из этих групп, предложить выделить эти слова в отдельную группу, поставив к ним слово оно. Эти слова среднего рода. Обратить внимание на окончание.
6. Вопрос: А если существительные употребляются лишь во множественном числе можно ли определить род?
Вывод: Во множественном числе родовая принадлежность пропадает.
Описанные приемы работы являются эффективными при изучении имени существительного. Они позволяют не только усвоить программный материал, но и способствуют активизации познавательного интереса к урокам русского языка.
Следует также отметить, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы. Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / Под ред. Н.С.Рождественского, Р.А.Фомичевой. Москва. 2011. - С. 58-61.
- Вакулина И.А. Пути формирования орфографической зоркости // Материалы научно-практической конференции. - М.: Издательский дом «Первое сентября». 2014. - 478 с.
- Вильков Л.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения. М., 2013. - С. 34-37.
- Герасимов С.В. Когда учение становится привлекательным. Москва. 2013. - С. 72-75.
- Обеспечение компетентностных результатов начального образования в условиях внедрения стандартов второго поколения: методическое пособие / Под общ. ред. Н.В.Калининой, А.П.Мишиной, В.В.Зарубиной. Ульяновск: УИПК ПРО. 2010. - 98 с.