Цель урока: обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста.
Ход урока
I. Организация класса
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
II. Подготовка к восприятию
а) Слово учителя.
В 1930 г. в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. Первые стихи его были напечатаны в 1949г. Стихи поэта воссоздают эпизоды довоенного детства, кажущиеся уже бесконечно далекими, обыденные пейзажи, воплощающие для поэта образ Родины. В 1974г. Жигулин говорит неожиданные по тому времени слова: «…соборы крестами блестят и хранят позабытую веру. Сберегают в осенней тиши и несут из столетья в столетье нерешенную тайну души…»
III. Чтение и анализ стихотворения Жигулина
а) Выразительное чтение учителем.
- Какое настроение вам передалось?
- О чем это стихотворение?
- Какой смысл автор вкладывает в слово «Родина»?
б) Лексическая работа.
Трепетный - взволнованный.
Проселок - грунтовая дорога между небольшими населенными пунктами.
Перелесок - небольшой лес, отделенный полянами от других лесных участков.
Жнивье - солома, оставшаяся на корню после жатвы.
- Прочитайте первое четверостишие. Что здесь главное? Какая мысль? (Признание в любви к Родине). Как понимаете? Подберите синоним.
- Прочитайте второе четверостишие. О чем здесь повествует Жигулин? (Он перечисляет всё, что ему дорого, что он вкладывает в смысл «Родина»)
- Прочитайте третье четверостишие. Какой смысл вложен в эти слова? (Поясняет, почему автор любит родной край)
Физминутка
Мы пройдемся по дорожке
Чтобы отдохнули ножки
Мы пройдемся по дорожке
Но дорожка не простая -
Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)
Голову тяну к плечу.
Шею я размять хочу.
В стороны разок -другой
Покачаю головой.
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперед и назад).
Хорошо чуть-чуть размяться
Снова сядем заниматься.
в) Самостоятельное чтение.
- С помощью, каких выражений и слов, поэтических средств автор передал свое чувство? (Эпитеты: белоствольные (рощи), синий (дым), пустой (дали), ржавый (крест), низкий (холмик), неяркий (блеск).
- Почему такие блеклые определения, подумайте. Сравните с есенинскими эпитетами. (Есенин - поэт рязанский. Поэт края, богатого палитрой, сочной природой. Жигулин - поэт воронежский. Природа этого края богата плодами земли, но не красками природы. Поэтому эпитеты «неяркие», как говорит сам поэт.)
- О чём упоминает поэт в строчке: «И низкий холмик со звездой…»? (Солдатские могилы времен Великой Отечественной Войны)
- Объясните, почему поэту дорога могила? (Это вечная добрая память о людях, защищавших Родину от врагов. О них необходимо помнить. Ведь благодаря их мужеству мы живём, и история движется дальше).
- В последнем четверостишии, какое поэтическое средство использовал поэт и с какой целью? (Сравните: «обиды и прощенья сгорят, как…жнивье». Т.е. автору необходимо было показать, как это быстро исчезнет)
- Что автор находит, ощущает в родном краю? (Утешенье - т.е. успокаивается, и исцеление - т.е. душевное излечение)
- В каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему? ( «В тебе одной утешенье, // И исцеление мое». Эти строки проникнуты ощущением единства, цельности природы, народной истории и человека.)
IV. Итог урока
- Проанализируйте расположение рифмующихся строк в строфе. (АБАБ - перекрестная рифмовка)
- Какое задание для вас показалось интересным?
V. Домашнее задание
Читать стихотворение выразительно.