Линогравюра на уроках композиции в детской школе искусств

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 3, 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


«Немногословна графика зимы...
Сухих ветвей неловкая штриховка
На фоне неба проступает робко
В холодном блеске белой бахромы».
Галина Гущина

Введение

Графика - это вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графический рисунок зародился ещё в глубокой древности, начиная с наскальных рисунков первобытного человека. Со временем графический рисунок трансформировался в графическую композицию. А это всегда линейный рисунок, строгий, основанный на контрасте черного и белого, где цвет является лишь дополнением к смысловому значению композиции.

Гравюра, как вид графики изучается в рамках дополнительной предпрофессиональной программы «Живопись» на уроках УП «Композиция станковая» в разделе «Графика» 3 класс и является технической составляющей для создания графических композиций, так как, важнейшей частью искусства графики остается эстамп. Именно это направление в графике дает возможность создавать много оттисков.

Формирование творческой личности в процессе работы над эстампом происходит в особой творческой атмосфере. Весь процесс создания своего эстампа учит умению вести работу целенаправленно, целостно её воспринимать, осознанно подходить к работе в материале и расширяет возможности самореализации учащихся, что очень важно для предпрофессиональной направленности в области изобразительного искусства.

Слайд 3.

Целью данного раздела «Графика» является раскрытие методических возможностей графической техники печатной гравюры (линогравюры) в условиях детской школы искусств (художественной школы).

Для достижения цели преподавателю предоставляется возможность научить детей самостоятельно ставить творческие задачи, находить варианты их решений, практически их реализовывать на разных возрастных этапах.

Слайд 4,5.

Поставленные задачи способствуют созданию качественной гравюры:

  1. Развитие интереса к графическому искусству;
  2. Изучение основных видов композиции;
  3. Умение трансформировать изображение в стилизованные формы;
  4. Знание и умение использовать графические возможности в декоративном изображении предметов окружающего мира;
  5. Изучение видов графики и способов выполнения гравюры на линолеуме;
  6. Воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия при создании печатной гравюры;
  7. Создание полноценного, целостного произведения по собственному замыслу.

Виды печатной графики

Слайд 6,7,8.

Слово «графика» происходит от греческого слова «графо», что означает «пишу», «рисую». Это вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости.

Графика делится на два вида: 1. Единичный рисунок на бумаге, выполненный маслом, гуашью, акварелью, графитным карандашом, углем и другими мягкими материалами, воспроизводится только в одном экземпляре.

2. Печатная графика, которая позволяет воспроизводить работу художника в большом количестве экземпляров, имеет название «гравюра» [9].

Слово «Гравюра» произошло от французского глагола «graver» и обозначает «вырезать на чем-либо». Для создания гравюры использовали дерево, камень, металл, линолеум, картон и другие современные материалы, на которых изображение вырезалось или вытравливалось [6].

Существует три вида гравюры:

  1. Гравюра высокой печати. С поверхности доски с помощью специальных резцов удаляются те места, которые на бумаге должны остаться белыми. Получается выпуклый рисунок, на который наносится краска для печатания. К этому виду относится гравюра на дереве (ксилография) и на линолеуме (линогравюра).
  2. Гравюра глубокой печати. Рисунок получают путем процарапывания или травления гладкой поверхности «доски». В полученное углубление набивают краску, которая потом под большим давлением переходит на бумагу. Сюда относятся такие виды эстампа, как офорт, сухая игла и другие способы гравирования по металлу.
  3. Гравюра плоской печати. Поверхность печатной плоскости остается гладкой и обрабатывается химическим способом так, что только нанесенный на нее рисунок способен воспринимать жирную краску. В результате чего при печатании оттискивается лишь рисунок. Такой вид печати называется литография. [1]

Этапы создания линогравюры: от замысла до воплощения

Слайд 9.

Сегодня способ создания гравюры на линолеуме становится более актуальным в художественных школах. Эта техника привлекает к себе своей доступностью с точки зрения материальных затрат и необычного воплощения художественного замысла. Линогравюра дает учащимся возможность принимать нестандартные решения творческих задач, проявлять фантазию и воображение в передаче отражения окружающей действительности с помощью нетрадиционной техники.

Инструменты

Слайд 10.

Для создания линогравюры необходимы:

  1. Штихель - резец для вырезания линолеума;
  2. Линолеум нужного размера, толщиной 2-3 мм;
  3. Резиновый валик для нанесения на доску краски;
  4. Металлическая ложка для выполнения оттиска;
  5. Краски: гуашь, масляная или типографская;
  6. Бумага для оттиска.

Процесс прохождения этапа вырезания «доски» не безопасный. Поэтому, прежде чем приступить к данному этапу, взяв в руки резец, дети проходят инструктаж по технике безопасности. Чтобы не пораниться во время работы, рука, держащая рабочую поверхность «доски» должна находиться в стороне от направления хода резца.

Слайд 11.

Для закрепления этого правила, мы начали с упражнений и маленьких работ формата А5, создавая серию Новогодних зимних открыток.

Слайд 12.

Итак, 1 этап. Создание эскиза на заданную тему. Учащиеся рисуют свои мысли на бумаге, придумывая своих персонажей в пейзаже, компонуя композицию [2]. После создания эскиза начинается второй этап работы.

2 этап. Стилизация изображения, упрощение деталей. Черно-белое решение изображения.

Слайд 13.

3 этап. Подготовка «доски» к печати. Самый ответственный и трудоемкий этап. Переводим изображение на кальку. С кальки переносим рисунок в зеркальном отражении на подготовленную нужного размера поверхность линолеума («доску»).

Слайд 14, 15.

Далее, специальными инструментами вырезаем с поверхности линолеума все то, что должно остаться белым.

Слайд 16.

4 этап. Выполнение оттиска (эстампа). Для получения качественной гравюры необходимы точность и аккуратность. На «доску» с вырезанным рисунком наносится краска (гуашь, масляная, типографская) с помощью широкой кисти или резинового валика. Краска равномерным слоем раскатывается по всей площади доски. От толщины красочного слоя зависит эффект, получаемый в готовом изображении при печати. Сверху, с максимальной точностью, кладется подготовленный чистый лист бумаги нужного размера для оттиска и прокатывается вся поверхность чистым валиком.

Слайд 17, 18.

5 этап. Снимаем эстамп и кладем в сторону для просушки.

Слайд 19,20,21.

Дети с большим удовольствием выполняли эстампы в разных цветовых вариациях.

Слайд 22,23,24.

Следующей темой для создания линогравюры стала иллюстрация к сказкам и легендам народов ханты и манси. Было проведено исследование по изучению культуры и фольклорного творчества народов ханты и манси, в ходе которого учащиеся обращались в библиотеку и к интернет ресурсам по поиску народных хантыйских сказок; посетили выставку югорского художника Г.С.Райшева в Сургутском художественном музее; побывали в Ханты-Мансийске в Галерее-мастерской на мастер-классе Г.С.Райшева; познакомились с творчеством Г.С.Райшева из первых уст, с его уникальными эстампами.

Исследовательский путь очень помог учащимся в выборе своего замысла. Кто-то выбрал легенду, кто-то выбрал сказку, а кто-то прозу. Путь был не легким и не быстрым, но результат стоил того.

Заключение

Необходимо расширять художественную деятельность детей на уроках изобразительного искусства, внося нестандартные техники для решения творческих задач. Нетрадиционный подход к творчеству вызывает интерес у детей к изобразительной деятельности и повышает качественный уровень детских работ.

Художественно-выразительные возможности гравюры высокой печати создают благоприятные условия для создания полноценных художественных произведений. Занятия гравюрой углубляют знания у учащихся об эстампе и расширяют их творческую реализацию.

И что самое главное, техника печатной графики позволяет детям разного уровня способностей достичь успеха в решении творческого замысла.

Список используемой литературы

  1. Зорин Л. Эстамп. Руководство по графическим и печатным техникам. М., Книга, 1995.
  2. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Изд. «Титул», Обнинск, 1996.
  3. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Изд. «Титул», Обнинск, 1996.
  4. Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века, М.: Педагогика, 2002.
  5. Фаворский В.А. О композиции. // «Искусство»: 1983: №1-2.
  6. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М., Книга, 1986.
  7. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004.
  8. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005.
  9. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002.
  10. Инна Энтина. Учусь делать гравюру. Издательство Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, М., 2011
  11. Кацусика Хокусай. Мастера японской гравюры. Изд. «Кристалл», С-Пб; «Оникс», М., 2006.