7 класс. УМК: Пёрышкин А.В.
Цель урока: создать условия для успешного формирования понятия силы трения, формирования УУД.
Задачи урока:
Образовательные:
- формирование представлений о силе трения,
- изучение причин и видов трения;
- выявление природы силы трения;
- экспериментально установить, от чего зависит сила трения.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, внимание, умение анализировать, сравнивать результаты, делать выводы;
- развивать навыки практической работы;
- развить творческую активность.
Воспитывающие:
- содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
Оборудование: динамометры, плоскости, бруски, покрытые разными материалами, набор грузов, компьютер с мультимедийным проектором, распечатанные задания группам, мишени.
Цель, формы организации УД |
Деятельность учителя,
|
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
|
1. Организационный этап |
||||
Формирование самооценки готовности к уроку. Фронтальная |
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
|
Отвечают на приветствие учителя. |
Коммуникативные: умение слушать учителя.
|
|
2. Мотивация учебной деятельности, постановка цели урока |
||||
Подготовка учащихся к восприятию нового материала, проверка усвоения предыдущей темы. Фронтальная |
Создание проблемной ситуации:
|
Отвечают на вопросы учителя.
|
Коммуниативные:
|
|
3. Актуализация знаний |
||||
Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне. Актуализация необходимых знаний на уроке. Парная |
Итак, сегодня мы будем изучать силу трения Запишите в тетрадях тему урока «Сила трения»
Из представленного списка выберите и подчеркните верные утверждения. Вопросы: Сила является… - скалярной величиной. - причиной изменения скорости. - мерой взаимодействия тел. - векторной величиной. - причиной изменения массы тела. - причиной изменения формы тела. - Если действие нескольких сил можно заменить одной силой, равноценной по своему действию этим силам. Такую силу называют … - Чему может быть равна равнодействующая двух сил в 2Н и 5Н, действующая на тело по одной прямой? - Равнодействующая сил, действующих вдоль одной прямой направлена - Тело движется равномерно, если равнодействующая сил, действующих на тело... Оцените ответы друг друга по пятибалльной системе. А теперь внимательно посмотрите на слайд, и убедитесь, что ваши ответы были правильными. Если есть расхождения - скорректируйте ваши оценки. |
Работают в парах, оценивают ответы друг друга. Обсуждают результат. |
Познавательные
|
|
4. Первичное усвоение новых знаний. |
||||
Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД. Фронтальная |
Теперь мы готовы познакомиться с новой силой, силой трения. Внимание на экран
Ну а теперь давайте попробуем ответить на вопрос, а из-за чего возникает сила трения?
|
Пытаются самостоятельно сформулировать определение силы трения.
Отвечают на вопрос учителя.
|
Познавательные
Регулятивные:
|
|
5. Первичная проверка понимания |
||||
Цель: осмысление изучаемого материала Фронтальная |
Давайте подведём первые итоги, что нам теперь известно о силе трения. Мозговой штурм:
|
Коротко формулируют усвоенный материал |
Общеучебные:
|
|
Цель: организовать работу в группах для самостоятельного получения знаний. Групповая |
Как вы думаете, ваших знаний достаточно, чтобы объяснять окружающие нас явления, в которых мы встречаемся с силой трения? Приведите примеры?
Задания: - Сравните трение качения и трение скольжения. - Определите, как сила трения зависит от силы, прижимающей тело к поверхности. - Сравните сухое и жидкое трение. - Исследуйте, зависит ли сила трения от площади поверхности? - Исследуйте, как сила трения зависит от шероховатости поверхности. - Исследуйте, как одно и то же тело скользит по разным, отшлифованным поверхностям. |
Отвечают на вопросы учителя.
Делятся на группы
Выполняют практические задания группой,
|
Личностные УУД:
|
|
6. Первичное закрепление |
||||
Цель: первичный контроль и коррекция знаний. Групповая - фронтальная |
А как вы думаете, ребята, сила трения полезная или вредная сила? Давайте первые 3 группы встанут на защиту силы трения, и попытаются нам доказать, что сила трения полезна, а вторые три группы - что вредно. Каждая группа приводит 1 пример, как аргумент за и против. |
Обсуждают в группах, выбирают примеры и аргументацию. |
Коммуникативные:
|
|
7. Применение знаний в новой ситуации |
||||
Цель: организовать проверку знаний детей, на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых заданиях.
|
Фронтальная беседа: - Какая сила останавливает автомобиль после выключения двигателя? - Почему медицинские иглы полируют до зеркального блеска? - Почему у современных кресел вместо ножек колёсики? - Дайте физическое обоснование пословице: "Пошло дело как по маслу". |
Отвечают на вопросы учителя.
|
Личностные:
|
|
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
||||
Сегодня мы познакомились с силой трения, на следующем уроке продолжим её изучение. Я предлагаю, кроме параграфа 32 и Упр. 13. (см. на слайд). Сочинить сказку. Я начну, а вы закончите дома: «Однажды, в одном небольшом городке таинственно исчезла сила трения…» |
||||
9. Рефлексия |
||||
Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке. Индивидуальная |
Предлагаю оценить свою работу на уроке, заполнив мишень. Вам предлагается сделать 4 выстрела. Чем выше оценка, тем ближе к «яблочку» - центру мишени, чем ниже - тем ближе к её краю, «молоку». Вспомните, что было сегодня на уроке и поставьте, пожалуйста, точки в каждом секторе мишени, которые соответствуют именно вам.
|
Оценивают свою успешность и успешность |
Регулятивные УУД:
|