Технологическая карта урока русского языка по теме "Второстепенные члены предложения"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык, второстепенные члены предложения


Цель:

  • Содействовать формированию представления о второстепенных членах предложения.
  • Учиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении, обозначать графически.
  • Тренироваться использовать дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.
  • Совершенствовать орфографические навыки.
Предметные результаты
Метапредметные результаты и деятельность учащихся
Выписывать из предложения словосочетания, задавая вопрос от главного слова к зависимому. Составлять предложения по заданным словам. Находить и исправлять ошибки в постановке вопросов к второстепенным членам предложения. \ Познавательные. Обсуждать правило. Самостоятельно работать :применять правило. Выписывать из предложения словосочетания, задавая вопросы от главного слова к зависимому. Составлять предложения по заданным словам
Регулятивные. Формировать интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях. Формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Коммуникативные. Выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения.

Оборудование: учебник «Русский язык», проектор.

Этапы урока

Ход урока
(деятельность учителя и учащихся)

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

I. Организационный момент
Быстренько проверь, дружок:
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "пять"!
Чистописание

Объясните смысл пословицы.

Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

Проблемная ситуация.
Запись под диктовку.
В лесу проворные ежи шуршали сухими листьями.
Учитель. Найдите главные члены предложения.
Что знаете о подлежащем?

Подлежащее - главный член предложения; обозначает предмет; отвечает на вопросы: кто? что?; в предложении выражено именем существительным или местоимением; подчеркиваем "_____"
- Что такое сказуемое?
Сказуемое - главный член предложения; обозначает действие; отвечает на вопрос: что делать?; в предложении выражено глаголом; подчеркиваем "===="
- Что является грамматической основой предложения? (Подлежащее, сказуемое).
- Как вы думаете, для чего нужны оставшиеся слова?
Выпал снег
Березы стоят
Шелестит листва
грустные, у дома
весело, молодая, пушистый
вчера
Найдите предложения и выделите подлежащее и сказуемое.
Дополните каждое предложение словами из правого столбика. Запишите, что получилось.
Вчера выпал пушистый снег.
У дома стоят грустные березы.
Шелестит молодая листва.
Выделите грамматическую основу. Сравните эти предложения. В каких, содержится более полная информация?
- Для чего нужны слова правого столбика? Как они называются?
- Чему мы будем учиться сегодня на уроке? Прочитайте тему урока.
Предложения бывают распространенные и нераспространенные. Какие предложения в наших примерах являются распространенными и нераспространенными? Аргументируйте свои ответы.

- Из каких членов предложения может состоять предложение? (Может состоять только из одного главного подлежащего, из одного главного сказуемого, состоит только из главных подлежащего и сказуемого, состоит из главных и второстепенных членов)

Вывод: Предложение может состоять из главных и второстепенных членов, или только из главных, из второстепенных - не может. Вот почему подлежащее и сказуемое называют главными, а другие - второстепенными членами предложения.

- Нужны ли второстепенные члены предложения?
Вывод: Второстепенные члены предложения помогают более точно о чём-то рассказать. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой. Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

- Сформулируйте тему урока? (Ученики формулируют тему и цель урока). Тема урока: "Второстепенные члены предложения"

Цель: Узнать, что такое дополнение, определение и обстоятельство. Научиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении. Тренироваться употреблять дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.

Открытие нового.
- Запишите распространенное предложение в тетради. Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради. Комментированное объяснение.

Дует холодный ветер.
- Обозначьте орфограммы.
- Найдите в предложении главные члены предложения
- Слово "холодный" на какой вопрос отвечает? Что обозначает? Какой частью речи является?

Определение - второстепенный член предложения; обозначает признак предмета; отвечает на вопросы: какой? какая?…, в предложение выражается прилагательным; подчеркиваем "~~~~"

Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради. Комментированное объяснение.
- Обозначьте орфограммы.
- Найдите в предложении главные члены предложения.

Листья опадают с деревьев.

- Слово "с деревьев" на какой вопрос отвечает? Что обозначает? Какой частью речи является?

Дополнение - второстепенный член предложения; обозначает предмет; отвечает на вопросы косвенных падежей; в предложении выражено именем существительным; подчеркиваем "- - - "

Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради. Комментированное объяснение.

Светит ласково солнце.

- Обозначьте орфограммы.
- Найдите в предложении главные члены предложения.
- Слово "ласково" на какой вопрос отвечает? Что обозначает? Какой частью речи является?
Обстоятельство - второстепенный член предложения; обозначает признак действия, способ и место действия; отвечает на вопросы как? куда? где? откуда? когда? в предложении выражено наречием, именем существительным подчёркиваем: "-. -. -"

Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради.
В воздухе кружатся осенние листья.

- Обозначьте орфограммы.
- Разобрать по членам предложения и частям речи.
Вывод: Назовите второстепенные члены предложения? Что знаете о дополнении? Что знаете об обстоятельстве? Что знаете об определении?

Физминутка

Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое
высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

ΙΙΙ. Применение нового знания

Физминутка
Работа с учебником. Упр.2 с.83
Самостоятельная работа

Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание

ΙV. Домашнее задание

Выполнить по выбору упр.3 или упр. 4 с.85-86

V. Рефлексия

- Над какой темой работали?