Формирование экологической грамотности обучающихся - одна из важных образовательных и воспитательных задач современной школы. Это целенаправленно организованный, планомерный и непрерывный процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками, формирование общей экологической культуры.
Экологическое образование дает огромные возможности для развития личности школьника. Оно не только способствует образовательной подготовке, но и делает обучение более интересным, так как способствует решению актуальных проблем, что в результате повышает мотивацию учащихся к обучению.
Экологизация содержания традиционных предметов как естественнонаучного, так и гуманитарного циклов - многопредметная модель экологического образования. Гуманитарии, спортсмены, «технари» - все должны быть экологически грамотными людьми, экологически культурными.
На школьном и муниципальном уровнях вызывающими интерес обучающихся к проблемам экологии являются фотоконкурсы, конкурсы рисунков, видеороликов, проектов. Особенно привлекает конкурс экологических эссе, который демонстрирует не только любовь к родной природе, но и к родному языку.
Такие конкурсы экологической направленности повышают естественнонаучную грамотность обучающихся, личностную самореализацию, способствуют профессиональному самоопределению, а главное - демонстрируют любовь к родному слову. Вот пример такого эссе.
Сосна: необыкновенное в обыкновенном
Я думаю, что сосна по праву могла бы стать эко-символом моей малой Родины. Вечнозеленое дерево с длинными хвоинками и округлыми шишками удивительно! В переводе с латыни («pinus») сосна - «скала». Считается, что своё имя она получила из-за живучести. Живет это дерево до 350 лет! В чем секрет долголетия? Сосна - неприхотливое растение, поэтому прекрасно чувствует себя на песчаных, меловых, заболоченных и каменистых почвах. Такие особенности связаны с развитой корневой системой. Представляете, длина корневой системы сосны обыкновенной равна пятидесяти километрам?! Сосну считают хранительницей вод, так как под ее сенью не мелеет река. Стройные, высокие и гладкие стволы этого дерева в течение нескольких столетий держали паруса и двигали корабли! Благодаря этим удивительным деревьям мой край зовут «колыбелью русского флота».
Сосны существуют на Земле с давних времен - это настоящие живые ископаемые. Человек ценит это дерево за «вершки и корешки». Корни сосны укрепляют песчаные склоны, древесина идет на изготовление мебели, из шишек, семян и молодых побегов готовят лечебные отвары, получают витамин С и дубильные вещества. Я был удивлен, когда узнал, что из хвои сосны вырабатывают «сосновую шерсть». Из этой шерсти изготавливают ткань, помогающую при ревматизме и других болезнях. А осыпавшиеся хвоинки используют как укрывной материал в саду и огороде в зимнее время. Сосновый лапник всегда согреет и человека в лесу. Смола дерева - «лесной ладан» - идет на изготовление канифоли, которой, кстати, натирают смычки скрипок. Окаменевшая смола превратилась в янтарь - камень, из которого изготавливают украшения. И это далеко не все!
Не секрет: в сосновых борах строят лечебницы и санатории, ведь именно там по своей стерильности воздух схож с воздухом операционной в больнице. Так вот почему на территории нашего поселения именно в сосновом лесу располагается детский оздоровительный лагерь «Сказка»! Здесь дышится легко, глубоко и свободно. Сосна служит не только людям, но и «братьям нашим меньшим»: сосновый лес для них - и дом, и место для лакомства, и спасение от голодной смерти.
А вы слышали когда-нибудь голос сосны? Очень люблю тихое пение сосновых игл на ветру. Одинокая сосна издает тихие вздохи. А вот величественные старые сосны часто пугают скрипом и стоном. Иногда даже это вопли трущихся друг о друга сучьев или треск падающей ветки!
Я твердо знаю, что сосны, богини леса, отводят беду и приносят счастье, поэтому сосна для меня не просто эко-символ, а друг и, своего рода, оберег.
Шпаковский Дмитрий,
ученик 7 класса