Теоретические вопросы, итоговая контрольная работа по сольфеджио в двух вариантах для учащихся 4-х классов. ФПО, ОСИ, ОХП ДМШ" (8–9 лет обучения)

Разделы: Музыка

Ключевые слова: сольфеджио


Пояснительная записка

Данная методическая разработка по сольфеджио для учащихся 4 класса ФПО, ОСИ, ОХП ДМШ включает: 1) устные теоретические вопросы по основным тематическим разделам; 2) письменную контрольную итоговую работу в двух вариантах. Теоретические вопросы даны по основным темам программы сольфеджио с краткими ответами в скобках. Вопросы можно использовать для повторения, закрепления пройденных тем по разделам или по несколько вопросов на каждом уроке регулярно для более прочного усвоения основного теоретического материала. Можно эти вопросы применять для контрольного опроса, с целью оценки теоретических знаний учащихся. Использование диалогической формы в виде конкретного вопроса педагога и правильного ответа на каждом уроке, позволяет добиться от учащихся более крепких и точных теоретических знаний.

Контрольная работа с заданиями в двух вариантах отражает основной пройденный материал за 4 класс по 8-9 летней программе ДМШ. Вопросы для контрольной работы педагог может варьировать, изменять, включать другие задания, учитывая пройденный материал и уровень группы.

Теоретические вопросы

I.Лад, его элементы

1. Как называется связь устойчивых и неустойчивых звуков вокруг одного опорного устойчивого звука? (Лад).

2. Каких видов бывает лад? (Мажор и минор)

3. Какая ступень самая устойчивая ступень лада? (I ступень).

4. Как она называется? (Тоника)

5.Звуки, окружающие I ступень и тяготеющие к ней? (Вводные звуки).

6. Как называется соседний звук, тяготеющий к I ступени вниз? Какая это ступень? (Нисходящий вводный звук, II ступень)

7. Как называется соседний звук, тяготеющий к I ступени вверх? Какая это ступень? (Восходящий вводный звук, VII ступень)

8. Как называется III ступень лада? (Это - звук, средний между I и V ступенями, называется - верхняя медианта).

9. Как называется VI ступень лада-звук, средний между IV и I ступенями? (Нижняя медианта).

10. Название V ступени лада? (Доминанта)

11. Название IV ступени лада (Субдоминанта, «суб» означает «под». Субдоминанта - под доминантой, ниже доминанты).

12.Переход неустойчивых звуков в устойчивые? (Разрешение)

13. Назвать устойчивые звуки (I, III, V, VIII ступени).

14. Назвать неустойчивые звуки. (II, IV, VI, VII ступени).

15. Какая ступень тяготеет в устойчивую только вниз? (VI тяготеет только в V ступень)

16. Какая ступень тяготеет в устойчивую только вверх? (VII тяготеет только в I ступень)

17. Последовательный ряд звуков от I ступени до её повторения? (Гамма).

18. Как называется половина звуков гаммы (4 звука)? (Тетрахорд. Название слова связано со скрипкой. Тетра - 4; хорда - струна)

19. Название движения мелодии от I ступени к IV ступени? (Нижний тетрахорд гаммы).

20. Движение мелодии от Vступени к VIII ступени? (Верхний тетрахорд гаммы).

21. Как называется окружение устойчивых ступеней соседними звуками? (Опевания)

22. Назвать виды минора (Натуральный, гармонический, мелодический).

23 Вид минора с повышенной VII ступенью вверх и вниз? (Гармонический).

24 Как называется вид минора с повышенными VI и VII ступенями вверх, а в нисходящем движении - как натуральный, повышения отменяются? (Мелодический минор).

25. Какой вид лада имеет строение: 2Т - П - 3Т - П? (Мажор).

26. Как называется минор с одной ув.2? (Гармонический минор)

27. Самое узкое расстояние между соседними клавишами гаммы? (Полутон).

28. Как называется расстояние из двух полутонов? (Тон).

29. Какой вид лада имеет строение: Т - П - 2Т - П - 2Т? ( Натуральный минор)

30. Минор без изменений вверх и вниз? (Натуральный).

31. Какие неустойчивые ступени тяготеют к устойчивым вверх и вниз? (II, IV ступени).

II. Тональности

1. От какого слова образовалось слово «тональность»? (От слова «тоника»)

2. Что означает слово «Тональность»? (Высота лада).

3. Что такое альтерация? (Повышение или понижение звуков на полтона).

4. Какие знаки относятся к знакам альтерации? (Диез, бемоль, бекар, дубль диез, дубль бемоль)

5. Какие знаки называются ключевыми? (Диезы, бемоли, стоящие после ключа).

6. Сколько всего ключевых знаков и каково их действие? (Всего ключевых знаков - 7, действуют они на протяжении всего произведения).

7. Перечислить порядок ключевых диезов. (Фа, до, соль, ре, ля, ми, си).

8. Перечислить порядок ключевых бемолей (Си, ми, ля, ре, соль, до, фа).

9. Какие знаки называются случайными и как они действуют? (Знаки альтерации, стоящие перед нотами в такте, действуют только в одном такте).

10. Что значит параллельные тональности? (Мажор и минор с общими ключевыми знаками)

11. Что в параллельных тональностях общее? (Общие звуки, ключевые знаки).

12. Что в параллельных тональностях различно? (Различны лад и I ступень - тоника).

13. На каком расстоянии находятся тоники параллельных тональностей? (На расстоянии м.3)

14. Что в одноимённых тональностях общее? (Общая - I ступень).

15. Что разное в одноимённых тональностях? (Разное - лад, ключевые знаки).

16. В каком порядке располагаются диезные тональности? (По квинтам вверх от тоники «ДО»).

17. В каком порядке располагаются бемольные тональности? (По квинтам вниз от тоники «До»).

18. Сколько всего мажорных и минорных тональностей? (Всего - 24 тональности: 12 мажорных и 12 минорных тональностей).

19. Отчего зависит количество ключевых знаков? (От удалённости новой тоники от тоники «До»)

20. Перечислить диезные параллельные тональности до 4-х ключевых знаков. (Соль-ми; Ре-си; Ля-фа#, Ми-до#).

21. Перечислить бемольные параллельные тональности до 4-х ключевых знаков. (Фа-ре; Сиb-соль; Миb-до; Ляb-фа).

22. Возможна ли смена лада в одной мелодии? Как называется такой лад? (Да. Такой лад называется переменным).

23. Как называется лад, если в мелодии сочетаются 2 тоники двух параллельных ладов? (Такой лад называется параллельно-переменный).

24. Возможно ли сочетание двух одноимённых ладов? (Да. Такой лад называется одноимённо -переменный).

25. Как называется перенесение мелодии из одной тональности в другую? (Транспонирование).

26. Назвать приёмы транспонирования. (Перенесение мелодии в другую тональность при помощи изменения звуков, но сохранения ступеней, на заданный интервал, при помощи замены ключевых знаков, замены ключа).

27. Что сохраняется при транспонировании? (Звучание мелодии, лад, его вид, ступени в ладу, направление мелодии, ритм).

28. Что может поменяться при транспонировании? (Высота мелодии, штили нот).

29. Назвать признаки определения тональности, вида лада. (Ключевые знаки, опорный тон в конце сочинения, случайные знаки, гармония или движение мелодии по звукам аккордов).

30. Как можно определить диезную мажорную тональность по ключевым знакам? (Последний диез - VII ступень лада, тоника - следующая ступень).

31. Назвать признак определения бемольных мажорных тональностей по ключевым знакам (Предпоследний бемоль - тоника).

32. Где находится тоника параллельной минорной тональности от тоники мажорной тональности? (На м.3. вниз от тоники мажора или VI ступень данного мажора).

33 Где находится тоника мажора от данной минорной тональности? (на м.3 вверх от тоники минора или III ступень данного минора).

III. Интервалы вне лада

1. Что такое интервал и чем он отличается от одного звука? (Интервал - расстояние между 2 звуками или сочетание 2-х звуков. Отличается от одного звука двузвучием).

2. Что значит количественная величина интервалов? Отчего зависит название интервала? (Количественная величина интервала - количество ступеней в интервале. Название интервала определяется количеством ступеней).

3. По количеству ступеней назвать интервалы: 7, 3, 6, 2, 1, 4, 8, 5 (Септима, терция, секста, секунда, прима, кварта, октава, квинта).

4. У каждого интервала есть нижний звук и верхний. Как они называются? (Нижний звук - основание, верхний - вершина).

5. Звуки интервала можно исполнить одновременно и по очереди. Как называются эти виды интервалов? (Одновременное звучание звуков - гармонические интервалы; последовательно взятые звуки - мелодические интервалы).

6. Что входит в понятие «качественная величина интервалов»? (Качественная величина интервалов - наличие тонов или полутонов в интервале, дающее окраску интервалам).

7. Какие бывают интервалы? (Чистые, большие, малые, увеличенные, уменьшённые).

8. Как называются интервалы: прима, кварта, квинта, октава? (Чистые).

9. Какие интервалы могут быть малыми и большими? (Секунда, терция, секста, септима).

10. Какие интервалы можно увеличить, уменьшить? (Увеличить можно все, уменьшить - все, кроме примы, так как в ней 0 тонов).

11. Как называются приятно звучащие интервалы? Назовите их. (Консонирующие интервалы: прима, терция, кварта, квинта, секста, октава).

12. У каких интервалов звуки очень хорошо сливаются и их можно отнести к весьма совершенным интервалам? (это - ч.1, ч.8).

13. Какие консонирующие чистые интервалы не имеют мажорной и минорной окраски? (Это - чистые интервалы прима, октава, кварта и квинта).

14. Какой интервал звучит призывно, героически? (ч.4).

15. Какой интервал звучит «пусто», если звуки взяты одновременно? (ч.5).

16. К каким интервалам можно отнести ч.4, ч.5? (К совершенным интервалам).

17. Какие консонирующие интервалы имеют мажорную и минорную окраску? (Терции, сексты).

18. К каким консонансам их можно отнести? (К несовершенным консонансам).

19. Назвать диссонирующие интервалы. (Секунды, тритоны, септимы).

20. Какие консонирующие интервалы имеют минорную краску? (Малые терции и сексты).

21. Какие консонирующие интервалы имеют мажорную краску? (Большие терции и сексты).

22. Чем отличаются терции от секст? (Расстоянием, сексты - шире, больше, чем терции).

23. Какие интервалы считаются наиболее красивыми? (Сексты).

24. Чем отличаются диссонирующие секунды от септим? (Расстоянием, септимы - шире, больше секунд).

25. Какой интервал звучит как интонация «стона», «плача», «причета»? (Это - м.2).

26. В каких моментах мелодии можно заметить б.2? (В поступенном движении мелодии вверх или вниз. Она придаёт плавность мелодии).

27. Что такое обращение интервалов? (Это октавная перестановка основания интервала с вершиной).

28. Сколько обращений у интервалов? (Одно)

29. Чему равна сумма обращённых интервалов? (Сумма обращённых интервалов равна 9).

30. Перечислить в какие интервалы обращаются 1,2,3,4. (Эти интервалы обращаются в 8,7,6,5).

31. В какие интервалы обращаются 5,6,7,8? (Они обращаются в 4,3,2,1. В сумме обращённые интервалы всё время должны составлять цифру 9).

32. Какие интервалы по качеству обращаются в противоположные? (Уменьшённые →в увеличенные, большие →в малые интервалы или увеличенные →в уменьшённые, малые → в большие интервалы).

33. Какие интервалы по качеству обращаются только в чистые? (Чистые интервалы).

34. Чему равна сумма обращённых интервалов? (Октаве).

35. Какие самые напряжённые интервалы в музыке? (Это - тритоны: ув.4 и ум.5).

IV. Интервалы в ладу (приложение 1)

1.Какие интервалы можно назвать простыми диатоническими интервалами? (К ним относятся интервалы натурального мажора и минора).

2. Какие интервалы можно отнести к более сложным? (Тритоны натуральных и гармонических ладов, все увеличенные и уменьшённые интервалы.).

Тритоны

1. Какие интервалы относятся к тритонам? (ув.4 и ум.5)

2. Почему эти интервалы называются тритонами? (Они содержат 3 тритона).

3. В чём у них сходство и отличие? (Они имеют общую напряжённую окраску и количество тонов, но разное количество ступеней: в ум.5 - 5 ступеней, в ув.4 - 4 ступени).

4. В какой музыке встречаются тритоны? (В драматической напряжённой и сказочно-фантастической музыке).

5. Это устойчивые или неустойчивые интервалы и почему? (Эти интервалы состоят только из неустойчивых звуков: IV и VII в натуральном мажоре, II и VI в натуральном миноре, IV и VII# в гармоническом миноре. Поэтому они - неустойчивые).

6. Как соотносятся друг с другом ув.4 и ум.5? (Они являются обращением друг друга).

7. Как разрешается ув.4? (Как все увеличенные интервалы, она разрешается шире себя в противоположном голосоведении в сексту).

8. Как разрешается ум.5? (ум.5, как все уменьшённые интервалы, разрешается уже себя в противоположном голосоведении в терцию).

9. В каких ладах встречаются тритоны? (В натуральных и гармонических ладах)

10. Можно ув.4 и ум.5 определить без разрешения? (Нет, они звучат одинаково напряжённо).

11. На каких ступенях встречается ув.4 в мажоре натуральном и гармоническом миноре и куда разрешается? (ув.4 в мажоре и в миноре гармоническом строится на IV ступени, разрешается в мажоре м.6 на III ступени, в миноре - в б.6 на III ступени).

12. На каких ступенях строится ум.5 в мажоре натуральном и гармоническом миноре? (на VII ступени - в мажоре, с разрешением в б.3 на I ступени и на VII# - в миноре с разрешением в м.3 на I ступени).

13. На какой ступени строится ув.4 в миноре натуральном? (Строится на VI с разрешением в м.6 на V).

14. На какой ступени строится ум.5 в миноре натуральном? (Строится на II ступени, с разрешением в б.3 на III ступени).

V. Аккорды

Трезвучия вне лада

1. Что такое аккорд? (Созвучие из 3-х и более звуков, взятых одновременно)

2. Что такое трезвучие? (Аккорд из 3-х звуков, расположенных по терциям: 3+3)

3. Сколько всего разных трезвучий вне лада и чем они отличаются друг от друга? (Всего 4 вида трезвучий, они отличаются строением и разной окраской).

4. Строение и окраска Б5/3. (Оно состоит из б.3 и м.3, звучит светло, бодро).

5. Строение и окраска М5/3. (Оно состоит из м.3 и б.3, звучит печально, темно, мягко)

6. Строение и окраска ум.5/3 (Оно состоит из 2-х м.3, звучит напряжённо, так как крайние звуки - тритон).

7. Строение и звучание ув.5/3 (Состоит из 2х б.3, звучит сказочно, фантастично).

8. Как называются звуки трезвучия? (Прима, терция, квинта).

Обращения трезвучий вне лада

1. Что значит обращение трезвучий? (Перенос нижнего звука на октаву вверх, остальные звуки остаются на месте, то есть повторяются).

2. Сколько обращений у трезвучия, как они называются? (Два обращения; первое - секстаккорд, второе - квартсекстаккорд. У трезвучия основание - прима; у секстаккорда прима - вершина, основание - терция, у 6/4 прима - средний звук, основание - квинта).

3. Строение обращений (Секстаккорд состоит: 3+4; квартсекстаккорд: 4+3).

4. Из каких интервалов состоят обращения Б5/3? ( Б6 = м.3+ ч.4; Б6/4 = ч.4 + б.3).

5. Назвать строение обращений М5/3. (М6 = б.3 + ч.4; М6/4 = ч.4+ м.3)

6. Назвать строение обращений Ув.5/3. (Ув.6 = б.3 + ум.4; Ув.6/4 = ум.4 + б.3).

7. Назвать строение обращений Ум.5/3. (Ум.6 = м.3 + ув.4; Ум 6/4 = ув.4 + м.3)

Главные трезвучия, их обращения в ладу

1.Трезвучия можно построить не только от звуков, но и в ладу. Как называются трезвучия, построенные на I, IV, V ступенях лада? (Эти 5/3 называются главными).

2. Почему их называют главными? (Они определяют характер лада: в мажоре - они мажорные, в миноре натуральном они - минорные. Главные 5/3 используют для аккомпанемента, так как они определяют устой и неустой лада).

3. Как обозначают главные 5/3 и на каких ступенях они строятся? (На I ступени - Т5/3, на IV ступени - S5/3, на V ступени - D5/3. В мажоре все буквы большие: Т, S, D, в миноре натуральном - маленькие: t, s, d, в гармоническом миноре: t, s - минорные трезвучия, D5/3 - мажорное, так как VII#).

4. Как называются трезвучия на всех остальных ступенях лада? (Трезвучия на II, III, VI, VII ступенях лада называются побочными. Они не определяют характер лада, по звучанию они имеют другую окраску, их редко используют для аккомпанемента).

5. Имеют ли эти трезвучия обращения? (Как и все трезвучия, главные трезвучия имеют по 2 обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд).

6. Назвать ступени аккордов Т группы. (T5/3 - на I ступени, T6 - на III ступени, T6/4 - на V ступени).

7. На каких ступенях строятся обращения D5/3? (D5/3 - на V ступени? D6 - на VII в мажоре, на VII# ступени в гармоническом миноре, D6/4 - на II ступени)

8. На каких ступенях строятся аккорды S группы? (S5/3 - на IV ступени, S6 - на VI ступени, S6/4 - на I ступени лада).

9. Какие аккорды относятся к устойчивым, а какие к неустойчивым? (К устойчивым аккордам относятся аккорды T группы: T5/3, T6, T6/4, так как они состоят из устойчивых I, III, V ступеней, остальные аккорды - D, S группы, побочные и неустойчивые трезвучия, так как в них по 2 неустойчивых звука: в D - VII и II, в S - IV и VI).

10. Какой аккорд из T группы - самый устойчивый? (T5/3, потому что строится на I ступени лада).

Уменьшённое трезвучие (ум. 5/3) в ладу с разрешением

1. Ум..5/3 можно построить не только от звуков, но оно встречается в ладу. В каких ладах его можно построить и на каких ступенях? (Ум.5/3 в мажоре находится на VII ступени лада. В миноре натуральном - на II ступени лада, в гармоническом миноре - на VII# ступени лада)

2. Назвать характер звучания и разрешение аккорда. (Звучит ум 5/3 также напряжённо, как и вне лада, крайние его звуки образуют тритон - ум5. Разрешается ум.5/3 по правилу тритона (ум5 разрешается уже себя, в терцию с удвоением нижнего звука).

3. В какую терцию разрешается ум.5/3 в мажоре? (В б.3 на I ступени с удвоением примы).

4. Где строится и как разрешается ум.5/3 в миноре? (в натуральном миноре ум.5/3 строится на II ступени, разрешается в б.3 на IIIступени с её удвоением, в гармоническом миноре строится на VII# ступени, разрешается в м.3 на I ступени с удвоением основного тона).

Доминантовый септаккорд (D7) вне лада и в ладу с разрешением

1. Что такое септаккорд? (Аккорд из 4-х звуков, расположенных по терциям).

2. Какой аккорд называется доминантсептаккордом и как он обозначается? (Аккорд, построенный на V ступени лада, называется доминантсептаккордом, обозначается D7, доминантовым он называется потому, что строится на V ступени (V ступень-доминанта), цифра 7 обозначает септаккорд).

3. Поясните строение и звучание D7. (D7 состоит из б.3 + м.3 + м.3 или Б5/3 + м.3, звучит светло, так как в основе - мажорное трезвучие. Крайние звуки - м.7, аккорд - диссонирующий, как все септаккорды, звучит неустойчиво)

4. Как можно разрешить D7 в тональности? (Разрешается D7 в неполное T5/3 с утроенным основным тоном или в тоническую терцию: T3 (t3). В мажоре - это б3, в миноре - м.3).

5. Можно ли строить D7 вне лада, от звуков? (Зная строение D7, можно строить его от звуков вверх и вниз).

6. В каких ладах строится D7? (D7 строится только в мажоре натуральном и гармоническом миноре).

7. Где чаще используется D7? (D7 может быть использован в любых разделах сочинения, но чаще звучит в заключительной каденции: S - К6/4 - D7 - T).

VI. Ритм, размеры (приложение 2)

Контрольная письменная итоговая работа (вариант I)

Контрольная письменная итоговая работа (вариант II)

Рисунки для контрольных работ