Введение
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту предполагается, что итогом его реализации станут личностные, метапредметные и предметные результаты каждого обучающегося, выражающиеся в определённых качествах. Особое место ставится становлению личностных характеристик школьника. Так, согласно ФГОС личностными результатами освоения основной образовательной программы общего образования должны стать, во-первых, сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности и долга перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем, готовности к служению Отечеству в различных видах гражданской и профессиональной деятельности.1
_________________
1 Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).
Таким образом, гражданское воспитание школьников направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности. Содержание гражданско-правового образования реализуется во всех учебных курсах, но в первую очередь на уроках обществознания и истории.
Актуальность: В условиях реализации историко-культурного стандарта особое место занимает региональный компонент исторического образования, в своем содержании отражающий своеобразие истории и культуры народов и регионов Российской Федерации. Невозможно показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса, не сформировав прежде представление истории родного края как часть истории многонационального российского государства. Так, краеведение является одной из точек опоры патриотического воспитания.
Вместе с тем в контрольных измерительных материалах всероссийской проверочной работы по истории проверяемым элементом содержания является история родного края. Что делает региональный компонент обязательным требованием современного образовательного процесса.
Современные реалии таковы, что с внедрением информационных технологий в общественную жизнь, каналов информации стало огромное количество, они стали определять интересы, увлечения, сознание современного поколения.
Так, перед краеведением стоит задача, внедриться в эту среду, не конкурировать, а стать частью. А для этого нужны новые формы и методы. Краеведение не должно стать целью, а быть средством развития личности. Разработанный еще в 1960-х годах педагогический подход «обучение путем открытия» является актуальной и на сегодняшний день проблемой.
Цель: Развитие личностных характеристик обучающихся через краеведение.
Задачи:
- Рассмотреть современные подходы в краеведении;
- Выстроить на краеведческом материале систему занятий, для раскрытия способностей обучающихся;
- Закрепить полученные знания созданием продукта - сайта памятников и памятных мест улуса.
Новизна работы заключается в интеграции в образовательном процессе традиционных подходов, как поисковая, исследовательская деятельность, экскурсии и инновационных, а именно создание проекта «NamPam» - сайта памятников Намского улуса.
Практическая значимость: Приобретение социального опыта нравственно - гражданской позиции не только станет стержнем зрелой личности, но и будет иметь общественную значимость в виде продукта.
Глава 1. Место краеведения в современной системе образования
Одной из важнейших общественных задач является нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Так, в 2020 году принята «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», которая ориентирована на «… качественно новый общественный статус социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, предусматривающих культурно-исторический системно-деятельностный подход к социальной ситуации развития личностного потенциала детей и подростков…» Ее реализация предполагает «…качественные изменения в отечественной системе воспитания, направленные на эффективное обеспечение таких личностных результатов развития детей, как их духовно-нравственные ценностно-смысловые ориентации, мотивация к непрерывному личностному росту, коммуникативные и другие социально значимые способности, умения и навыки, обеспечивающие социальное и гражданское становление личности, успешную самореализацию в жизни, обществе и профессии.»2
_________________
2 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Первым шагом к реализации данной стратегии является краеведение, по той причине, что родной край является для человека той средой, в которой он проходит первичную социализацию. Краеведение не просто совокупностью сведений о какой-либо конкретной территории, но и является школой воспитания. «Воспитание краеведением подразумевает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопамятностях, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия…», так краеведение является еще и средством передачи накопленных знаний и традиций, формой общения людей разных поколений. «…Подлинное краеведение всегда и краелюбие. Оно воплощает коренные взаимосвязи поколений и близких соседей и во многом определяет представление о месте своего родного «края» в регионе, в России в целом»3. Таким образом, краеведение лучше других областей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания.
_________________
3 С.О.Шмидт «Краеведение - это всегда краелюбие» https://his.1sept.ru/2004/22/4.htm
Ещё в XVIII веке Н. И. Новиков в статье "О воспитании и наставлении детей" писал: "Не заставляйте детей ваших из книг или по изустному наставлению учиться тому, что они сами могут видеть, слышать и чувствовать"4. Таков основной принцип краеведческой работы и на сегодняшний день - обучение путём открытий, что является реализацией системно-деятельностного подхода.
_________________
4 Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей // Н.И.Новиков. Избранные произведения. М.; Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1951. С. 417-506.
По организационным формам краеведческая деятельность может быть объединена в три направления: государственное, школьное и общественное. Как раз школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется обучающимися под руководством педагога в соответствии с учебными и воспитательными задачами.
Российская педагогическая энциклопедия рассматривает краеведение именно как предмет школьного курса: «Краеведение в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности - школьного микрорайона, города, села, района, области»5. Комплексный характер не исключает изучение края в отдельных аспектах и направлениях.
_________________
5 Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/10.php
Федеральный государственный стандарт предусматривает реализацию основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования через урочную и внеурочную деятельность. В основной и средней школе изучение краеведения, в основном, осуществляется через преподавание истории. В то же время, новый стандарт не исключает возможность изучать краеведение отдельными курсами. Образовательным учреждениям даётся свобода выбора, обеспечивающая реализацию индивидуальных потребностей учащихся через часть базисного учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса. Так, в нашей школе работа по изучению краеведения начинается с 5 класса, на основе учебного пособия по курсу «Родной край» «Моя родина Намский улус». Это учебное пособие подготовлено в рамках проекта «Создание краеведческих учебных пособий и атласов локального уровня для курса «Родной край» 5-й класс как основа реализаций вариативного компонента базисного учебного плана. Авторами этого пособия являются учителя истории, географии, биологии школ Намского улуса, а также известные краеведы улуса.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). В стандарте указаны формы, среди которых отдельно выделена краеведческая работа.
Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность.
Для развития краеведения на уровнях общего образования необходимо наличие трех составляющих:
- краеведение, как основа исследовательской деятельности в выстраивании целостной картины современного мира на деталях прошлого и настоящего;
- информационные технологии, как инструмент предания формы и содержания предмета исследования, а так же его популяризации и реализации в больших масштабах;
- образовательные экскурсии, туризм как формы обучения и воспитания в реальной системе координат, когда каждый может на себе прочувствовать, увидеть, осознать условия, при которых проходили те или иные события и не теряться в абстрактных представлениях, а мыслить предметно-образно.6
_________________
6 Сидорова, А.Д. Использование различных методов и форм в изучении краеведения / А.Д.Сидорова. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/532557/
На разных уровнях обучения результатами краеведческой работы могут стать выставки, стенгазеты, исследовательские работы, проекты, школьный музей и др. Но самым важным результатом является формирование базовых национальных ценностей, среди которых: "патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству", а также развитие самостоятельности и личности обучающегося.
Глава II. Формы и методы организации краеведческой деятельности во внеурочное время
1. Реализация проекта «NamPam».
Основным подходом формирования УУД, согласно новому стандарту образования, является системно-деятельностный подход, когда ученик не получает готовые знания, а добывает их в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Краеведение в первую очередь должно подразумевать практическую работу, поэтому наиболее эффективным методом является метод проектов. Эта педагогическая технология хоть и не является новой, и успешно применяется в практике, является одним из методов реализации системно-деятельностного подхода, так как стержнем является самостоятельная исследовательская, познавательная, продуктивная деятельность.
Формирование УУД в процессе работы над проектом можно проследить на каждом этапе:
- Выбор и обоснование темы проекта;
- Определение конечного результата, цель проекта;
- Обсуждение и составление плана проекта;
- Сбор информации;
- Практическая реализация проекта в создании продукта;
- Анализ результатов, оценка проекта и его дальнейшего развития.
При использовании метода проектов в краеведении необходимо учитывать специфику выбранных тем-проектов. Особенность проектного метода в том, что после сбора материалов, вещественных доказательств и их анализа обучающиеся на конечном этапе работы должны получить конкретные результаты, готовые к внедрению.
Проектный метод ориентирован как на индивидуальную, так и групповую самостоятельную деятельность учащихся. Этот метод предполагает решение проблемы, предусматривающей использовать разнообразные методы обучения, техники и технологии. Главным аспектом проектной деятельности является выбор темы проекта.
В организации нашей проектной работы мы исходили из результатов Всероссийских проверочных работ по истории среди 6х классов, где проверяется знание истории родного края. Учащимся 6 класса было предложено создать продукт, который бы помог им познакомиться и изучить историю родного края. Изучив разные варианты, в которых бы воплотился результат деятельности, остановились на создании сайта, так как в процессе расширения информационной среды сайт является оптимальным инструментом сбора систематизации, сохранения и распространения информации. Это обусловлено доступностью широким массам, возможностью редактирования, обновления, удобством поиска. Так появился проект «NamPam» - мобильный гид по памятникам Намского улуса.
Обучающиеся увлеченно взялись за работу, поставили цель, определили задачи работы, составили план работы. Первым этапом стало составление перечня памятников села Намцы. В ходе поиска и сбора информации установили, что в Единый государственный реестр объектов культурного наследия вошли Республики Саха (Якутия) только 6 памятников села Намцы, а в книге Иннокентия Захаровича Кривошапкина, 2009 г. издания, только времен СССР. Так, установили и собрали информацию о 15 памятниках, Ленского наслега. В ходе работы обучающиеся проявили не только познавательную, но и исследовательскую деятельность, например, установили имена расстрелянных белогвардейцами борцов за советскую власть, нашли воспоминания Василия Колмогорова о юбилейном ысыахе 1937 г., фотографию трибуны 1930-х гг., с которой выступал Платон Ойунский, нашли фотографии всех 5 памятников, установленных М.К.Аммосову.
Следующий этап - выбор конструктора сайтов. Совместно с Айталиной Иннокентьевной обучающиеся изучили возможности различных программ и остановились на google.sites, который синхронизируется с любым другим продуктом google, в том числе c Googel Map. Это позволило создать большую интерактивную карту памятников села Намцы на главной странице. Еще одним достоинством данной программы стала синхронная работа с нескольких устройств, с одного аккаунта, информация автоматически сохранялась в Google Disk. Google.sites подходит возрасту обучающихся, так как прост в использовании.
В ходе научно-практических конференций сайт был представлен и хорошо оценен экспертами, как значимый инструмент для увековечивания истории, культуры, традиций нашего улуса. Ребята остались довольны результатами своей работы и продолжают работать над дальнейшим развитием сайта. Ссылка на сайт размещена в приложении 1.
Так в ходе работы над проектом были реализованы несколько учебных задач.
1.2. Организация туристко-краеведческого лагеря «NamPam»
Значение туризма и краеведения в летнем отдыхе обучающихся трудно переоценить. Эта деятельность включает в себя не только высокое эмоциональное содержание, но также затрагивает нравственные, физические и общеобразовательные стороны развития ребенка, способствует познавательной активности каждого участника. Летний лагерь это пространство для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, создание условий для социализации, а так же приобщение к ценностям культуры.
Патриотизм проявляется не только в сфере политических дискуссий, сколько в области межличностных отношений. В летнем лагере ребенок чувствует себя свободным, он приходит сюда по своим интересам, и в неформальной обстановке сотрудничества, межличностного общения с детьми и взрослыми он получает очень много основных базовых ценностей.
В условиях реализации гражданско-патриотического направления образовательной организации и рамках проекта «NamPam» на площадке МБОУ «Намская СОШ №2» планируется работа летнего лагеря туристко-краеведческого направления.
Программа лагеря предполагает занятия в течение одной лагерной смены летней оздоровительной кампании с поэтапным накапливанием определенных умений и навыков. По форме организации содержания включает в себя разноплановую творческую, игровую, познавательную деятельность и рассчитана на детей 6-7 класса.
Летний туристко-краеведческий лагерь носит не только общеоздоровительную цель, но и познавательно и личностно - развивающую. Так, в рамках лагеря предусмотрено дальнейшее изучение памятников, памятных мест Намского улуса. Посредством чего обучающиеся познакомятся с историей родного края, жизнью и деятельностью своих знаменитых земляков, оценят их вклад в ключевых исторических событиях, что позволит юным гражданам почувствовать себя членом многонационального российского общества.
Проектная деятельность в рамках лагерной смены дополняет комплекс мероприятий, способствует совершенствованию системы организации совместного досуга учащихся, повышению социальной активности ребят, вовлечению педагогического коллектива и детей в совместную проектную деятельность.
В течение лагерной смены, работая над проектом, ребятам предстоит не только сбор информации на сайтах, но и экскурсии в Намский историко-этнографического музей им. П.Сивцева, музей Государственности Республики Саха (Якутия), «Хатын-Арынский историко-краеведческий музей» им. Ильи Егоровича Винокурова, Никольский музей землепользования им. И.С.Шарапова. А также посещение и фотосъемка памятников и памятных мест Хатын-Арынского, Никольского, Хатырыкского и Хамагаттинского наслегов. Ребята попробуют себя в роли экскурсовода и примут участие в исторических играх.
Таким образом, актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного краеведческого образования. Смена учебной деятельности на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы позволит обучающимся уйти от стереотипов обучения, что сделает его более увлекательным, мобильным и повысит образовательный потенциал.
Заключение
Краеведческая работа издавна является составляющей учебного процесса в общеобразовательной школе. Сегодня эта составляющая существенно расширилась. Краеведение стало неотъемлемым элементом регионального компонента образовательных стандартов, отражающим своеобразие края. Краеведение в современном образовании является средством разностороннего и гармоничного развития личности, важнейшей основой патриотического воспитания, духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств ребенка и реализации государственного стандартов.
В ходе работы, разрешив наши задачи, пришли к следующим выводам:
- во-первых, условиями для эффективной реализации нравственно-гражданской позиции обучающихся является самоорганизация своей деятельности, формирование его активности, способности к самоанализу, поиску ответов. Но учебная работа в классе не удовлетворяет в полной мере эти задачи, поэтому основой изучения родного края является внеурочная деятельность.
- во-вторых, для системной работы необходима умелая организация внеурочной деятельности, подбор таких форм, которые вызовут интерес у самих обучающихся, одним из таких форм являются проектная и туристическая деятельность.
- в-третьих, информационные технологии, внедрившиеся в современный образовательный процесс, являются эффективным инструментом для вовлечения нового поколения в изучение истории родного края.
Так, интегрируя современные и традиционные подходы можно повысить интерес к познавательной деятельности в изучении истории родного края, тем самым развить личностные характеристики обучающихся.
Список использованной литературы
- Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей // Н.И.Новиков. Избранные произведения. М.; Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1951. С. 417-506.
- Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/10.php
- Сидорова, А.Д. Использование различных методов и форм в изучении краеведения / А.Д.Сидорова. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/532557/
- Шмидт О. С. «Краеведение - это всегда краелюбие» https://his.1sept.ru/2004/22/4.htm
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
- Федеральные государственный стандарт общего образования