На сегодняшний день существует такое понятие, как «смысловое чтение». В рамках настоящей работы целесообразно проанализировать данный термин более детально.
Итак, основная цель смыслового чтения состоит в полном понятии содержания текста. То есть, человек используя данную методику, должен в полной мере осмыслить и понять полученную информацию из текста. На самом деле сделать это удается не всегда. Дело в том, что не каждый способен понять проанализированный текст. А что же вообще кроется под фразой «понять текст»?
Для ответа на вопрос целесообразно рассмотреть два известных высказывания.
Лев Выготский говорил: «Мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом».
Аркадий Горнфельд высказал схожую мысль: «Понимать - значит вкладывать свой смысл».
Для более полного понимания изучаемой темы, необходимо проанализировать процесс чтения через призму психологии и ее основных положений. С точки зрения психологии, чтение - это сложный процесс, затрагивающий различные функции мозга человека. Дело в том, что во время чтения мозг занимается кодированием символов. Он переводит символы в буквы, буквы в слова, слова во фразы и так далее. Параллельно с этим происходит познавательный и аналитический процессы. Участвует в процессе чтения и память человека.
Фазы, активирующиеся в процессе прочтения текста:
Фаза первая.
Восприятие текста. В данном случае человек воспринимает текст, как нечто целостное. Читая предложение за предложением, человек все больше понимает и осмысливает текст. Он начинает воспринимать общий посыл прочитанного. На первой фазе чтение текста можно условно разделить на несколько этапов:
- Визуальное восприятие текста.
- Понятие смысла слов, фраз, предложений.
- Сопоставление всех предложений между собой.
- Анализ основной сюжетной линии.
- Воспроизведение текста.
- Вспоминание и пересказ текста.
Фаза вторая.
На данном этапе происходит процесс понятия текста, его общей идеи. Благодаря накопленным ранее знаниям, человек воспринимает текс, через призму собственного образования, мировоззрения и так далее. Результат второй фазы - размышление над текстом, выделение его наиболее важных моментов, формирование соответствующих выводов.
Фаза третья.
Разработка собственной смысловой нагрузки текста. Человек вкладывает свой собственный смысл в прочитанное, который не всегда коррелируется со смыслом, вложенным автором.
Исходя из всего изученного выше в настоящей работе, можно сделать обоснованный вывод о том, что понимание текста представляет собой сложный процесс перевода смысла текста в любую другую форму его усвоения. На основании данного понимания была создана и развита трехуровневая модель, в которой было выделено три наиболее важных уровней понимания текста:
- Фактический уровень. Уровень понимания предполагает, что обучающийся может распознать утверждение, которое эксплицитно или явно выражено в тексте. Этот уровень связан с пониманием фактов того, о чем говорится.
- Интерпретационный уровень. Его суть состоит в том, что человек понимает в полной мере контекстной информации, которую можно додумать, реконструировать из текста. Иными словами, происходит процесс понимания подтекста.
- Уровень осознания. В данном случае речь идет о том, что читатель осознает общее настроение произведения, отношение автора к описанным событиям, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано.
В заключении целесообразно отметить, что именно эти три уровня понимания текста лежат в основе многих диагностических материалов для оценки уровня читательской грамотности.
Подводя итог, важно отметить основные выводы проделанной аналитической работы:
- Понимание текста представляет собой многогранный процесс перевода смысла текста в любую другую форму его запоминания.
- Человек понимает не столько сам текст, сколько мир, стоящий за текстом. То есть уровень понимания текста зависит от нашего восприятия окружающей действительности.
- Восприятие текста зависит от цели прочтения, от внешних и внутренних факторов самого читателя.