Как понять прочитанный текст

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: смысловое чтение


На сегодняшний день существует такое понятие, как «смысловое чтение». В рамках настоящей работы целесообразно проанализировать данный термин более детально.

Итак, основная цель смыслового чтения состоит в полном понятии содержания текста. То есть, человек используя данную методику, должен в полной мере осмыслить и понять полученную информацию из текста. На самом деле сделать это удается не всегда. Дело в том, что не каждый способен понять проанализированный текст. А что же вообще кроется под фразой «понять текст»?

Для ответа на вопрос целесообразно рассмотреть два известных высказывания.

Лев Выготский говорил: «Мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом».

Аркадий Горнфельд высказал схожую мысль: «Понимать - значит вкладывать свой смысл».

Для более полного понимания изучаемой темы, необходимо проанализировать процесс чтения через призму психологии и ее основных положений. С точки зрения психологии, чтение - это сложный процесс, затрагивающий различные функции мозга человека. Дело в том, что во время чтения мозг занимается кодированием символов. Он переводит символы в буквы, буквы в слова, слова во фразы и так далее. Параллельно с этим происходит познавательный и аналитический процессы. Участвует в процессе чтения и память человека.

Фазы, активирующиеся в процессе прочтения текста:

Фаза первая.

Восприятие текста. В данном случае человек воспринимает текст, как нечто целостное. Читая предложение за предложением, человек все больше понимает и осмысливает текст. Он начинает воспринимать общий посыл прочитанного. На первой фазе чтение текста можно условно разделить на несколько этапов:

  1. Визуальное восприятие текста.
  2. Понятие смысла слов, фраз, предложений.
  3. Сопоставление всех предложений между собой.
  4. Анализ основной сюжетной линии.
  5. Воспроизведение текста.
  6. Вспоминание и пересказ текста.

Фаза вторая.

На данном этапе происходит процесс понятия текста, его общей идеи. Благодаря накопленным ранее знаниям, человек воспринимает текс, через призму собственного образования, мировоззрения и так далее. Результат второй фазы - размышление над текстом, выделение его наиболее важных моментов, формирование соответствующих выводов.

Фаза третья.

Разработка собственной смысловой нагрузки текста. Человек вкладывает свой собственный смысл в прочитанное, который не всегда коррелируется со смыслом, вложенным автором.

Исходя из всего изученного выше в настоящей работе, можно сделать обоснованный вывод о том, что понимание текста представляет собой сложный процесс перевода смысла текста в любую другую форму его усвоения. На основании данного понимания была создана и развита трехуровневая модель, в которой было выделено три наиболее важных уровней понимания текста:

  • Фактический уровень. Уровень понимания предполагает, что обучающийся может распознать утверждение, которое эксплицитно или явно выражено в тексте. Этот уровень связан с пониманием фактов того, о чем говорится.
  • Интерпретационный уровень. Его суть состоит в том, что человек понимает в полной мере контекстной информации, которую можно додумать, реконструировать из текста. Иными словами, происходит процесс понимания подтекста.
  • Уровень осознания. В данном случае речь идет о том, что читатель осознает общее настроение произведения, отношение автора к описанным событиям, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано.

В заключении целесообразно отметить, что именно эти три уровня понимания текста лежат в основе многих диагностических материалов для оценки уровня читательской грамотности.

Подводя итог, важно отметить основные выводы проделанной аналитической работы:

  1. Понимание текста представляет собой многогранный процесс перевода смысла текста в любую другую форму его запоминания.
  2. Человек понимает не столько сам текст, сколько мир, стоящий за текстом. То есть уровень понимания текста зависит от нашего восприятия окружающей действительности.
  3. Восприятие текста зависит от цели прочтения, от внешних и внутренних факторов самого читателя.