Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: дети с синдромом Дауна


Коммуникация, или общение, - это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, характеризующийся взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Но коммуникация - это не только слова и речь. Многоканальная коммуникация - процесс общения, когда вербальная речь дополняется или заменяется невербальной речью - знаками, жестами, мимикой, символами и другими средствами.

У детей с синдромом Дауна отмечаются множественные нарушения в индивидуальном развитии: проблемы со слухом, зрением, сердцем, сенсорные нарушения, отсутствие или недоразвитие речевой сферы. Одной из основных трудностей у детей с синдромом Дауна является развитие вербальной речи. Отмечается выраженная задержка в развитии у детей с синдромом Дауна активной речи, низкий объем активного словарного запаса по сравнению с пассивным словарным запасом. Также отмечаются сложности с восприятием речи. Дети с синдромом Дауна лучше справляются с задачами, решение которых требует использования зрительных образов, чем слуховых. Стимулирование речевой активности детей с синдромом Дауна - сложный многообразный процесс. Метод глобального чтения - один из способов формирования коммуникативных навыков детей с синдромом Дауна.

При затруднении процесса коммуникации люди прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, рисункам, значкам, фотографиям, пиктограммам, системам символов). Все эти разнообразные средства помогают выражать желания, просьбы, потребности, чувства на всех уровнях жизнедеятельности ребёнка - в домашней обстановке, в школьных условиях обучения и воспитания, при общении со сверстниками, социумом. Все неголосовые системы коммуникации называются альтернативными, но альтернативная форма коммуникации используется как полная альтернатива речи, либо как дополнение к ней. Дополнительная коммуникация означает коммуникацию, дополняющую речь, т.е. идёт поддержка развития речи и обеспечение альтернативной формы коммуникации в том случае, если у человека так и не разовьётся способность говорить.

Кроме этого, системы альтернативной коммуникации помогают в перспективе «неговорящим» детям перейти на речевое общение. Использование знаков, дополняющих или заменяющих речь, помогает развивать абстрактное мышление и символическую деятельность, таким образом, способствуя развитию понимания вербальной речи. Обеспечение детей с ограниченными возможностями общения средствами альтернативной коммуникации повышает уровень их социализации, улучшает качество жизни, даёт возможность почувствовать себя полноценной личностью.

При оценивании уровня коммуникации ребёнка и выборе средств альтернативной коммуникации необходимо наблюдать за ребёнком в различных ситуациях; обсудить, какие коммуникативные действия ребёнок совершает в повседневной жизни, во время игр, общения; проанализировать, какие повторяющиеся действия можно трактовать как сигналы о желании и потребности ребёнка.

Возможности иллюстративно-методического пособия Н.Ю.Штепа «Начинаем говорить» для речевого развития детей с синдромом Дауна

В специальной дошкольной педагогике указывается, что нарушение речи у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) носит системный характер.

Инертность нервных процессов, плохая переключаемость процессов возбуждения и торможения проявляются у детей при постановке и, особенно, при автоматизации звуков. Большинство из этих детей нуждаются в индивидуальных логопедических занятиях.

Условия, необходимые для эффективной логопедической работы:

  1. Успешное преодоление нарушений возможно только при тесном взаимодействии и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива (логопеда, психиатра, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, преподавателя физкультуры, медицинской сестры).
  2. Тесная связь логопеда с родителями, обеспечивающая единство требований к развитию речи ребенка и закрепление изученного материала.
  3. Сочетание вербальных средств с использованием разнообразного наглядного и дидактического материала.
  4. Многократное закрепление содержания программного материала и его соответствие возможностям ребенка.
  5. Разработка индивидуальных программ работы с каждым ребенком и их уточнение в процессе продвижения ребенка с учетом его динамики.
  6. Создание благоприятных условий: эмоциональный контакт логопеда с ребенком, доброжелательность, адаптация к обстановке логопедического кабинета, положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка со стороны логопеда и сотрудников детского сада, работа с родителями.

Принципы построения индивидуальных программ:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка,
  • учет особенностей развития познавательных возможностей ребенка,
  • учет структуры речевых нарушений и уровня речевого развития каждого ребенка,
  • прогнозирование динамики овладения программным материалом.

Алгоритм построения индивидуальных программ.

  1. Работа над пониманием обращенной речи.
  2. Развитие мелкой ручной моторики.
  3. Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
  4. Развитие ритмических возможностей.
  5. Развитие дыхания, голоса и артикуляционной моторики (см. Приложение 3. Артикуляционная гимнастика).
  6. Формирование активной речи: звукоподражания, лепетные слова, отдельные слова, фраза, диалогическая речь.

Задачи обучения:

1. Создание предпосылок развития речи.

  • Расширение понимания речи.
  • Совершенствование произносительной стороны речи.
  • Совершенствование тонкой ручной моторики.
  • Развитие ритма.
  • Развитие дыхания.
  • Развитие речевого дыхания и голоса.
  • Развитие артикуляторной моторики.
  • Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти.

2. Задачи I этапа.

  • Расширение понимания обращенной к ребенку речи.
  • Стимуляция у детей звукоподражания и общения с помощью аморфных слов-корней (машина - «би-би»; паровоз: «ту-ту» и др.).
  • Стимуляция подражания: «Сделай как я»: звуковое подражания: «Как собачка лает», «Как кошка мяукает», «Как мышка пищит?», «Как ворона каркает?» и др.
  • Соотносить предметы и действия с их словесными обозначениями.
  • Стимулировать формирование первых форм слов.
  • Сначала проговаривать ударный слог, а затем воспроизводить два и более слогов слитно.
  • Учить ребенка объединять усвоенные слова в двухсловные предложения. Выражать свои потребности и желания словами: «Привет!», «Пока!», «Дай пить», «Хочу спать», «Хочу сок», «Спасибо!»

3. Задачи II этапа.

  • Расширение понимания обращенной к ребенку речи (учить выделять игрушку среди других по описанию педагога, объяснять свой выбор).
  • Накопление и расширение словаря (использовать настольно-печатные игры).
  • Формирование двухсловных предложений (использовать предметно-игровые действия).
  • Работа над пониманием предлогов (использовать игровые задания).
  • Постановка гласных звуков.

Логопедическая работа начинается с комплекса артикуляторных упражнений, от легких упражнений до сложных.

Артикуляторная гимнастика проводится по подражанию, перед зеркалом. Используется и механическая помощь (резиновые щетки, зонды и т.д.).

Способы постановки звуков:

  • по подражанию (у умственно отсталых детей постановка звуков по подражанию получается крайне редко);
  • механический способ;
  • постановка от других звуков, правильно произносимых;
  • постановка звука от артикуляторного уклада;
  • смешанный (когда используются различные способы).

4. Задачи III этапа.

  • Уточнение и расширение словарного запаса (использовать дидактические игры, настольно-печатные).
  • Расширение объема фразовой речи.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие понимания грамматических форм существительных и глаголов.
  • Работа по словоизменению и словообразованию.
  • Проведение работы по коррекции звукопроизношения (постановка согласных звуков, автоматизация и дифференциация звуков).
  • Активизация диалогической речи (использовать элементы театрализованной игры).
  • Подготовка к грамоте. Овладение элементами грамоты.

Для речевого развития детей с синдромом Дауна использую возможности иллюстративно-методического пособия Н.Ю.Штепа «Начинаем говорить». Пособие содержит методические рекомендации, с помощью которых можно организовать занятия с ребенком, комплект дидактического материала, состоящий из картинок (предметных и сюжетных), табличек с написанными на них словами, карт (для игры в лото, для формирования фраз из нескольких слов и формирования слоговой структуры слова). С помощью данного пособия в лексика детей обогащается по темам: игрушки, животные, продукты, люди, одежда, вещи. Среди карточек со словами есть имена существительные (40 слов), глаголы (15 слов), имена прилагательные (4 слова). Кроме карточек с изображением предметов, есть сюжетные картинки (30 штук) для освоения лексических значений слов, называющих действия. Для формирования слоговой структуры слова есть карточки-помощницы для слов с 1, 2, 3 слогами. Для развития фразовой речи и формирования грамматического строя речи используются карточки-помощницы, отображающие схему предложений их 2 или 3 слов. Работа с пособием делится на три этапа:

  • I этап - подготовительный.
  • II этап - основной - обучение чтению слов.
  • III этап - этап фразовой речи.

Упражнения, предлагаемые авторами пособия, для обогащения лексически детей:

  • Знакомство с предметными картинками. «Посмотри и убери»
  • Различие предметных картинок. «Узнай и покажи».
  • Сличение предметных картинок «Подбери пару».
  • Называние предметных картинок «Посмотри и назови»
  • Упражнения с простыми сюжетными картинками: «Посмотри и убери», «Узнай и покажи», «Что делает?».

Итоги I этапа:

  1. Знакомство с предметными картинками. «Посмотри и убери».
  2. Различие предметных картинок. «Узнай и покажи».
  3. Сличение предметных картинок «Подбери пару».
  4. Называние предметных картинок «Посмотри и назови»
  5. Упражнения с простыми сюжетными картинками: «Посмотри и убери», «Узнай и покажи», «Что делает?»
  6. Создания собственного «Говорильного альбома».

Упражнения, предлагаемые авторами пособия, для освоения навыка глобального чтения:

  • Подбор парных табличек со словами.
  • Лото со словами (изготовить самим).
  • Выбор таблички со словом из нескольких (узнавание слова)
  • Название (чтение) слова

Итоги II этапа:

  1. Ребенок понимает 50 и более слов.
  2. В активном словаре 30 слов, которые он произносит доступным ему способом.
  3. В активном словаре присутствуют слова-названия, слова-действия.
  4. Ребенок владеет предметной деятельностью, которая лежит в основе фразы.

Упражнения, предлагаемые авторами пособия, для построении фразовой речи::

  • Составление фразы из 2-ух слов («Мишка ест»).
  • Составление фразы из 2-ух слов («Мишка ест»).
  • Связная речь (Рассказы по сюжетным картинкам с опорными карточками и карточками-помощницами).

Поддерживающая (дополнительная и альтернативная коммуникация) - это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным удовлетворительно объясняться с помощью речи. Основное правило альтернативной коммуникации: «Человек должен иметь возможность сказать, что хочет, тем способом и с той скоростью, с которой может». Поддерживающая коммуникация может:

  • использоваться постоянно;
  • временно замещать речь;
  • использоваться как вспомогательное средство для улучшения овладения речью.

Обучение детей, у которых отсутствует или затруднена речь, альтернативным и дополнительным способам коммуникации может улучшить качество их жизни, повысить их самоуважение и контроль над собственной жизнью, дать возможность чувствовать себя равными в обществе.

Обучение глобальному чтению детей с синдромом Дауна позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребёнка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память. С точки зрения психологии чтение представляет собой воспринимаемую форму общения и складывается из двух взаимосвязанных процессов: техники чтения и понимания читаемого текста. При этом следует подчеркнуть, что восприятие написанного само по себе не является чтением. Ребёнок должен понимать смысл написанного слова или текста. Поэтому чтение с точки зрения психологии является ещё и своеобразным мыслительным процессом.

Для успешного формирования глобального чтения необходимо провести подготовительную работу: разнообразные игры и упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания, зрительной памяти, понимания обращённой речи, выполнения простых инструкций, умения подбирать парные предметы и картинки, умения соотносить предмет и его изображение.

К выбору системы альтернативной коммуникации надо подходить с учётом многих аспектов. Система должна облегчать повседневную жизнь, не раздражать, позволять человеку в меньшей степени чувствовать себя инвалидом, способствовать более самостоятельному управлению собственной жизнью.

Введение новой системы коммуникации должно быть скоординировано взрослые, окружающие детей, осваивающих поддерживающую коммуникацию должны помнить о том, что детям нужно как можно больше поводов для общения. Необходимо поощрять детей за малейшие проявления намеренной коммуникации. Обучение поддерживающей коммуникации не должно быть изолировано от других видов повседневной деятельности.