Коммуникация, или общение, - это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, характеризующийся взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Но коммуникация - это не только слова и речь. Многоканальная коммуникация - процесс общения, когда вербальная речь дополняется или заменяется невербальной речью - знаками, жестами, мимикой, символами и другими средствами.
У детей с синдромом Дауна отмечаются множественные нарушения в индивидуальном развитии: проблемы со слухом, зрением, сердцем, сенсорные нарушения, отсутствие или недоразвитие речевой сферы. Одной из основных трудностей у детей с синдромом Дауна является развитие вербальной речи. Отмечается выраженная задержка в развитии у детей с синдромом Дауна активной речи, низкий объем активного словарного запаса по сравнению с пассивным словарным запасом. Также отмечаются сложности с восприятием речи. Дети с синдромом Дауна лучше справляются с задачами, решение которых требует использования зрительных образов, чем слуховых. Стимулирование речевой активности детей с синдромом Дауна - сложный многообразный процесс. Метод глобального чтения - один из способов формирования коммуникативных навыков детей с синдромом Дауна.
При затруднении процесса коммуникации люди прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, рисункам, значкам, фотографиям, пиктограммам, системам символов). Все эти разнообразные средства помогают выражать желания, просьбы, потребности, чувства на всех уровнях жизнедеятельности ребёнка - в домашней обстановке, в школьных условиях обучения и воспитания, при общении со сверстниками, социумом. Все неголосовые системы коммуникации называются альтернативными, но альтернативная форма коммуникации используется как полная альтернатива речи, либо как дополнение к ней. Дополнительная коммуникация означает коммуникацию, дополняющую речь, т.е. идёт поддержка развития речи и обеспечение альтернативной формы коммуникации в том случае, если у человека так и не разовьётся способность говорить.
Кроме этого, системы альтернативной коммуникации помогают в перспективе «неговорящим» детям перейти на речевое общение. Использование знаков, дополняющих или заменяющих речь, помогает развивать абстрактное мышление и символическую деятельность, таким образом, способствуя развитию понимания вербальной речи. Обеспечение детей с ограниченными возможностями общения средствами альтернативной коммуникации повышает уровень их социализации, улучшает качество жизни, даёт возможность почувствовать себя полноценной личностью.
При оценивании уровня коммуникации ребёнка и выборе средств альтернативной коммуникации необходимо наблюдать за ребёнком в различных ситуациях; обсудить, какие коммуникативные действия ребёнок совершает в повседневной жизни, во время игр, общения; проанализировать, какие повторяющиеся действия можно трактовать как сигналы о желании и потребности ребёнка.
Возможности иллюстративно-методического пособия Н.Ю.Штепа «Начинаем говорить» для речевого развития детей с синдромом Дауна
В специальной дошкольной педагогике указывается, что нарушение речи у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) носит системный характер.
Инертность нервных процессов, плохая переключаемость процессов возбуждения и торможения проявляются у детей при постановке и, особенно, при автоматизации звуков. Большинство из этих детей нуждаются в индивидуальных логопедических занятиях.
Условия, необходимые для эффективной логопедической работы:
- Успешное преодоление нарушений возможно только при тесном взаимодействии и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива (логопеда, психиатра, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, преподавателя физкультуры, медицинской сестры).
- Тесная связь логопеда с родителями, обеспечивающая единство требований к развитию речи ребенка и закрепление изученного материала.
- Сочетание вербальных средств с использованием разнообразного наглядного и дидактического материала.
- Многократное закрепление содержания программного материала и его соответствие возможностям ребенка.
- Разработка индивидуальных программ работы с каждым ребенком и их уточнение в процессе продвижения ребенка с учетом его динамики.
- Создание благоприятных условий: эмоциональный контакт логопеда с ребенком, доброжелательность, адаптация к обстановке логопедического кабинета, положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка со стороны логопеда и сотрудников детского сада, работа с родителями.
Принципы построения индивидуальных программ:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка,
- учет особенностей развития познавательных возможностей ребенка,
- учет структуры речевых нарушений и уровня речевого развития каждого ребенка,
- прогнозирование динамики овладения программным материалом.
Алгоритм построения индивидуальных программ.
- Работа над пониманием обращенной речи.
- Развитие мелкой ручной моторики.
- Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
- Развитие ритмических возможностей.
- Развитие дыхания, голоса и артикуляционной моторики (см. Приложение 3. Артикуляционная гимнастика).
- Формирование активной речи: звукоподражания, лепетные слова, отдельные слова, фраза, диалогическая речь.
Задачи обучения:
1. Создание предпосылок развития речи.
- Расширение понимания речи.
- Совершенствование произносительной стороны речи.
- Совершенствование тонкой ручной моторики.
- Развитие ритма.
- Развитие дыхания.
- Развитие речевого дыхания и голоса.
- Развитие артикуляторной моторики.
- Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти.
2. Задачи I этапа.
- Расширение понимания обращенной к ребенку речи.
- Стимуляция у детей звукоподражания и общения с помощью аморфных слов-корней (машина - «би-би»; паровоз: «ту-ту» и др.).
- Стимуляция подражания: «Сделай как я»: звуковое подражания: «Как собачка лает», «Как кошка мяукает», «Как мышка пищит?», «Как ворона каркает?» и др.
- Соотносить предметы и действия с их словесными обозначениями.
- Стимулировать формирование первых форм слов.
- Сначала проговаривать ударный слог, а затем воспроизводить два и более слогов слитно.
- Учить ребенка объединять усвоенные слова в двухсловные предложения. Выражать свои потребности и желания словами: «Привет!», «Пока!», «Дай пить», «Хочу спать», «Хочу сок», «Спасибо!»
3. Задачи II этапа.
- Расширение понимания обращенной к ребенку речи (учить выделять игрушку среди других по описанию педагога, объяснять свой выбор).
- Накопление и расширение словаря (использовать настольно-печатные игры).
- Формирование двухсловных предложений (использовать предметно-игровые действия).
- Работа над пониманием предлогов (использовать игровые задания).
- Постановка гласных звуков.
Логопедическая работа начинается с комплекса артикуляторных упражнений, от легких упражнений до сложных.
Артикуляторная гимнастика проводится по подражанию, перед зеркалом. Используется и механическая помощь (резиновые щетки, зонды и т.д.).
Способы постановки звуков:
- по подражанию (у умственно отсталых детей постановка звуков по подражанию получается крайне редко);
- механический способ;
- постановка от других звуков, правильно произносимых;
- постановка звука от артикуляторного уклада;
- смешанный (когда используются различные способы).
4. Задачи III этапа.
- Уточнение и расширение словарного запаса (использовать дидактические игры, настольно-печатные).
- Расширение объема фразовой речи.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие понимания грамматических форм существительных и глаголов.
- Работа по словоизменению и словообразованию.
- Проведение работы по коррекции звукопроизношения (постановка согласных звуков, автоматизация и дифференциация звуков).
- Активизация диалогической речи (использовать элементы театрализованной игры).
- Подготовка к грамоте. Овладение элементами грамоты.
Для речевого развития детей с синдромом Дауна использую возможности иллюстративно-методического пособия Н.Ю.Штепа «Начинаем говорить». Пособие содержит методические рекомендации, с помощью которых можно организовать занятия с ребенком, комплект дидактического материала, состоящий из картинок (предметных и сюжетных), табличек с написанными на них словами, карт (для игры в лото, для формирования фраз из нескольких слов и формирования слоговой структуры слова). С помощью данного пособия в лексика детей обогащается по темам: игрушки, животные, продукты, люди, одежда, вещи. Среди карточек со словами есть имена существительные (40 слов), глаголы (15 слов), имена прилагательные (4 слова). Кроме карточек с изображением предметов, есть сюжетные картинки (30 штук) для освоения лексических значений слов, называющих действия. Для формирования слоговой структуры слова есть карточки-помощницы для слов с 1, 2, 3 слогами. Для развития фразовой речи и формирования грамматического строя речи используются карточки-помощницы, отображающие схему предложений их 2 или 3 слов. Работа с пособием делится на три этапа:
- I этап - подготовительный.
- II этап - основной - обучение чтению слов.
- III этап - этап фразовой речи.
Упражнения, предлагаемые авторами пособия, для обогащения лексически детей:
- Знакомство с предметными картинками. «Посмотри и убери»
- Различие предметных картинок. «Узнай и покажи».
- Сличение предметных картинок «Подбери пару».
- Называние предметных картинок «Посмотри и назови»
- Упражнения с простыми сюжетными картинками: «Посмотри и убери», «Узнай и покажи», «Что делает?».
Итоги I этапа:
- Знакомство с предметными картинками. «Посмотри и убери».
- Различие предметных картинок. «Узнай и покажи».
- Сличение предметных картинок «Подбери пару».
- Называние предметных картинок «Посмотри и назови»
- Упражнения с простыми сюжетными картинками: «Посмотри и убери», «Узнай и покажи», «Что делает?»
- Создания собственного «Говорильного альбома».
Упражнения, предлагаемые авторами пособия, для освоения навыка глобального чтения:
- Подбор парных табличек со словами.
- Лото со словами (изготовить самим).
- Выбор таблички со словом из нескольких (узнавание слова)
- Название (чтение) слова
Итоги II этапа:
- Ребенок понимает 50 и более слов.
- В активном словаре 30 слов, которые он произносит доступным ему способом.
- В активном словаре присутствуют слова-названия, слова-действия.
- Ребенок владеет предметной деятельностью, которая лежит в основе фразы.
Упражнения, предлагаемые авторами пособия, для построении фразовой речи::
- Составление фразы из 2-ух слов («Мишка ест»).
- Составление фразы из 2-ух слов («Мишка ест»).
- Связная речь (Рассказы по сюжетным картинкам с опорными карточками и карточками-помощницами).
Поддерживающая (дополнительная и альтернативная коммуникация) - это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным удовлетворительно объясняться с помощью речи. Основное правило альтернативной коммуникации: «Человек должен иметь возможность сказать, что хочет, тем способом и с той скоростью, с которой может». Поддерживающая коммуникация может:
- использоваться постоянно;
- временно замещать речь;
- использоваться как вспомогательное средство для улучшения овладения речью.
Обучение детей, у которых отсутствует или затруднена речь, альтернативным и дополнительным способам коммуникации может улучшить качество их жизни, повысить их самоуважение и контроль над собственной жизнью, дать возможность чувствовать себя равными в обществе.
Обучение глобальному чтению детей с синдромом Дауна позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребёнка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память. С точки зрения психологии чтение представляет собой воспринимаемую форму общения и складывается из двух взаимосвязанных процессов: техники чтения и понимания читаемого текста. При этом следует подчеркнуть, что восприятие написанного само по себе не является чтением. Ребёнок должен понимать смысл написанного слова или текста. Поэтому чтение с точки зрения психологии является ещё и своеобразным мыслительным процессом.
Для успешного формирования глобального чтения необходимо провести подготовительную работу: разнообразные игры и упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания, зрительной памяти, понимания обращённой речи, выполнения простых инструкций, умения подбирать парные предметы и картинки, умения соотносить предмет и его изображение.
К выбору системы альтернативной коммуникации надо подходить с учётом многих аспектов. Система должна облегчать повседневную жизнь, не раздражать, позволять человеку в меньшей степени чувствовать себя инвалидом, способствовать более самостоятельному управлению собственной жизнью.
Введение новой системы коммуникации должно быть скоординировано взрослые, окружающие детей, осваивающих поддерживающую коммуникацию должны помнить о том, что детям нужно как можно больше поводов для общения. Необходимо поощрять детей за малейшие проявления намеренной коммуникации. Обучение поддерживающей коммуникации не должно быть изолировано от других видов повседневной деятельности.