Реализация системно-деятельностного подхода посредством технологии развития критического мышления

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: технология развития критического мышления


1. Теоретическая часть

Технологии системно-деятельностного метода

При системно-деятельностном методе предпочтение отдается следующим технологиям (по классификации доктора педагогических наук, Андрея Викторовича Хуторского):

  1. Проблемно-диалогическая технология.
  2. Технология сотрудничества.
  3. Проектно-исследовательская деятельность
  4. Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация - общение)
  5. Творческие мастерские в рамках разновозрастного сотрудничества.
  6. Технологии развивающего обучения.
  7. Технология критического мышления.

Мы провели опрос среди коллег и выявили несколько технологий, которые они повсеместно используют на своих уроках. Одна из таких технологий - Технология развития критического мышления.

Выступление хочу начать со слов академика Льва Дмитриевича Кудрявцева «Обучения оценивается не количеством сообщённой информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».

Нам часто в своей практике приходится искать ответы на вопросы:

  • Почему одни дети учатся с желанием, а другие - приходят в школу по обязанности?
  • Почему одни слушают внимательно, а другие - думают на уроке о чём-то постороннем?
  • Почему одни выполняют задание быстро, а другие с трудом находят ответ на вопрос?
  • Почему одни могут обсудить проблему с одноклассниками, работая в группе, а другие - сидят в стороне и не принимают участия в обсуждении.

А тем более, как научить учащихся самостоятельно находить знания?

  • Как научить отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом?
  • Как развить такие базовые качества личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность?

Мы смогли найти ответы на эти вопросы, познакомившись с технологией «Развитие Критического мышления». Ведь критически мыслящий человек сам задаёт себе вопросы и пытается найти ответы на них: Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать?
Так что собой представляет эта технология?

Американская технология, в России начала развиваться с 1997 года. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (основу составляют идеи Л.С.Выгодского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Д. Б.Эльконина, Л.В.Занкова).

Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться. Это интерактивная технология, то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом.

Роль учителя - в основном координирующая. Данную технологию можно использовать на уроках русского языка, литературного чтения, математике, окружающем мире, изо, ОРКСЭ

ТРКМ состоит из трёх этапов:

  • Первый этап работы в технологии называется стадия вызова - «создание мотива к обучению». Задача этого этапа и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. Таким образом: информация, полученная на первом этапе, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально - в парах - группах.
  • Второй этап - «осмысление» - содержательная работа, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Здесь идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным. На этом этапе происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.
  • Третий этап - «рефлексия» - размышления. Необходимо, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей. На этом этапе информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Преимущества технологии Развития критического мышления в том, что:

  • Повышается ответственность за качество собственного образования.
  • Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладение умением интегрировать информацию.
  • Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).
  • Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

2. Практическая часть

Давайте поиграем. Сейчас мы выступим в роли следователя. Следователи выдвигают и проверяют множество версий, пока не раскроют преступление? Но перед нашим основным расследованием давайте ответим на вопрос:

- Почему плачет ребёнок?

Используя прием «Карусель» предлагаем версии. (Приложение 1)

Защита версий - используем прием стратегия «Галерея» (Приложение 1)

В наш следственный отдел поступило новое и очень запутанное дело. В роще была обнаружена девочка, которая плакала. Около нее, по словам очевидцев, находился разорванный пакет из под завтрака и книги. Нам необходимо исследовать материалы по данному делу, провести необходимые следственные действия, выяснить все обстоятельства происшествия. Материалы дела были предоставлены А.П.Гайдаром.

Прошу ознакомится с материалами. (Приложение 2)

(Группы получают текст произведения А.П. Гайдара «Совесть»)

Работать мы будем тремя группами, у каждой группы будет свое задание. (Приложение 3)

  • 1 группа - подготовьтесь к опросу потерпевшей, используя прием «Тонкого и толстого вопроса» или ромашки «Блума».
  • 2 группа - ваша задача исследовать события, выявить причинно-следственные связи, используя прием «Фишбоун-рыба».
  • 3 группа - исследует место происшествия методом «Кластер».
  • Защита расследований.

Возвращаемся к вашим версиям, почему плачет ребенок? Была ли у вас версия, что ребенок может плакать из-за стыда, или совести? (Прием «Галерея»)

Какой совет или наставление вы могли бы дать Нине? (пословица или поговорка)

  • Есть слезы - есть и совесть.
  • Когда совесть спокойна, тогда и человек счастлив.
  • Кто чистую совесть имеет, тот спокойно спать ложится.
  • От стыда человек хоть и не умрет, да совесть долго его грызет.
  • Пусть бранят, была бы совесть чиста.

Спасибо за хорошую работу!