1. Теоретическая часть
Технологии системно-деятельностного метода
При системно-деятельностном методе предпочтение отдается следующим технологиям (по классификации доктора педагогических наук, Андрея Викторовича Хуторского):
- Проблемно-диалогическая технология.
- Технология сотрудничества.
- Проектно-исследовательская деятельность
- Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация - общение)
- Творческие мастерские в рамках разновозрастного сотрудничества.
- Технологии развивающего обучения.
- Технология критического мышления.
Мы провели опрос среди коллег и выявили несколько технологий, которые они повсеместно используют на своих уроках. Одна из таких технологий - Технология развития критического мышления.
Выступление хочу начать со слов академика Льва Дмитриевича Кудрявцева «Обучения оценивается не количеством сообщённой информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».
Нам часто в своей практике приходится искать ответы на вопросы:
- Почему одни дети учатся с желанием, а другие - приходят в школу по обязанности?
- Почему одни слушают внимательно, а другие - думают на уроке о чём-то постороннем?
- Почему одни выполняют задание быстро, а другие с трудом находят ответ на вопрос?
- Почему одни могут обсудить проблему с одноклассниками, работая в группе, а другие - сидят в стороне и не принимают участия в обсуждении.
А тем более, как научить учащихся самостоятельно находить знания?
- Как научить отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом?
- Как развить такие базовые качества личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность?
Мы смогли найти ответы на эти вопросы, познакомившись с технологией «Развитие Критического мышления». Ведь критически мыслящий человек сам задаёт себе вопросы и пытается найти ответы на них: Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать?
Так что собой представляет эта технология?
Американская технология, в России начала развиваться с 1997 года. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (основу составляют идеи Л.С.Выгодского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Д. Б.Эльконина, Л.В.Занкова).
Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться. Это интерактивная технология, то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом.
Роль учителя - в основном координирующая. Данную технологию можно использовать на уроках русского языка, литературного чтения, математике, окружающем мире, изо, ОРКСЭ
ТРКМ состоит из трёх этапов:
- Первый этап работы в технологии называется стадия вызова - «создание мотива к обучению». Задача этого этапа и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. Таким образом: информация, полученная на первом этапе, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально - в парах - группах.
- Второй этап - «осмысление» - содержательная работа, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Здесь идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным. На этом этапе происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.
- Третий этап - «рефлексия» - размышления. Необходимо, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей. На этом этапе информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
Преимущества технологии Развития критического мышления в том, что:
- Повышается ответственность за качество собственного образования.
- Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладение умением интегрировать информацию.
- Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).
- Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
2. Практическая часть
Давайте поиграем. Сейчас мы выступим в роли следователя. Следователи выдвигают и проверяют множество версий, пока не раскроют преступление? Но перед нашим основным расследованием давайте ответим на вопрос:
- Почему плачет ребёнок?
Используя прием «Карусель» предлагаем версии. (Приложение 1)
Защита версий - используем прием стратегия «Галерея» (Приложение 1)
В наш следственный отдел поступило новое и очень запутанное дело. В роще была обнаружена девочка, которая плакала. Около нее, по словам очевидцев, находился разорванный пакет из под завтрака и книги. Нам необходимо исследовать материалы по данному делу, провести необходимые следственные действия, выяснить все обстоятельства происшествия. Материалы дела были предоставлены А.П.Гайдаром.
Прошу ознакомится с материалами. (Приложение 2)
(Группы получают текст произведения А.П. Гайдара «Совесть»)
Работать мы будем тремя группами, у каждой группы будет свое задание. (Приложение 3)
- 1 группа - подготовьтесь к опросу потерпевшей, используя прием «Тонкого и толстого вопроса» или ромашки «Блума».
- 2 группа - ваша задача исследовать события, выявить причинно-следственные связи, используя прием «Фишбоун-рыба».
- 3 группа - исследует место происшествия методом «Кластер».
- Защита расследований.
Возвращаемся к вашим версиям, почему плачет ребенок? Была ли у вас версия, что ребенок может плакать из-за стыда, или совести? (Прием «Галерея»)
Какой совет или наставление вы могли бы дать Нине? (пословица или поговорка)
- Есть слезы - есть и совесть.
- Когда совесть спокойна, тогда и человек счастлив.
- Кто чистую совесть имеет, тот спокойно спать ложится.
- От стыда человек хоть и не умрет, да совесть долго его грызет.
- Пусть бранят, была бы совесть чиста.
Спасибо за хорошую работу!