Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-нравственную тему на основе анализа текста

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: сочинение-рассуждение, анализ текста


Цель для учащихся: учиться анализировать текст и отбирать материал для написания сочинения.

Задачи:

Личностные УУД:

  • развивать эмоциональную сферу учащихся через отношение к окружающему миру,
  • воспитывать внимательное отношение, сострадание, доброту,
  • создавать внутреннюю мотивацию к учению.

Познавательные УУД:

  • способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их материально-творческих способностей,
  • формировать умение строить речевое высказывание,
  • формировать умение составить сочинение - рассуждение с указанием проблемы, позиции автора.

Метапредметные УУД:

  • искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,
  • формирование информационной компетенции работы с текстом.

Коммуникативные УУД:

  • формировать умения слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Регулятивные УУД:

  • учить постановке цели работы,
  • учить самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал, тексты для анализа.

Пока мы боль чужую
чувствуем,
Пока живёт в нас
сострадание,
Есть нашей жизни
оправдание.
Юрий Гридасов.

Ход урока

1. Организационный момент. Создание ситуации общения

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас гости, они тоже учителя русского языка и они хотят увидеть, как вы умеете работать. Сегодняшний урок я хочу начать словами французского философа Ж.Ж.Руссо» «Вы - талантливые дети! Когда- нибудь вы сами приятно удивитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если постоянно будете работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению..»

На уроке мы отправимся в пространство текста.

- Где мы можем встретить тексты? (В книгах, на витринах, рецепты)

- Если говорим о тексте, скажите, какую работу нам предстоит выполнить на уроке? (проанализировать текст, т.е. определить его стиль и тип речи, озаглавить, определить тему, выявить проблему и позицию автора).

- Молодцы! Вот вы и определили цели и задачи нашего урока. А что же явится следствием такой работы? Какое задание вас ожидает дома? (написать сочинение по проблеме данного текста).

Итак, сегодня мы будем анализировать текст.

- Что такое текст? (Тема, основная мысль, законченность, смысловая и грамматическая связность, логическая связь частей)

2. Актуализация ранее полученных знаний

Каждый текст относится к определённому типу и стили речи. Чтобы вспомнить их мы проведем небольшую разминку.

* (Работа с интерактивной доской) (11 слайдов). Соотнесите: типы речи 1слайд 1 человек, стили речи - 1 человек.

Вывод делают дети: в русском языке 3 типа речи-повествование, описание, рассуждение; 5 стилей речи-разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

Эпиграфом к нашему уроку будет выражение Юрия Гридасова.

Читает учитель

Пока мы боль чужую
чувствуем,
Пока живёт в нас
сострадание,
Есть нашей жизни
оправдание.
Юрий Гридасов

- Какие слова в нём являются ключевыми, самыми важными?

- Как вы понимаете это выражение? (Пока мы чувствуем чужую боль, чужое горе, пока умеем сострадать, сочувствовать, значит мы правильно живём, не зря живём)

Значит, о каких нравственных качествах мы будем говорить?

(о равнодушии и сострадании, смысле жизни, можно ли оправдать некоторые поступки)

3. Учитель: Работать мы будем с РАССКАЗОМ Сергея Баруздина. Что вы знаете об этом авторе?

Он родился в Москве 22 июля 1926 года. Папа писал стихи и сына тоже научил любить поэзию. Все складывалось очень удачно: жил в довоенной Москве, учился в школе. Рисовал. Сочинял стихи. Его произведения печатались в школьной стенгазете, а затем в журнале «Пионер» и газете «Пионерская правда». Жизнь была легка и прекрасна, но все изменилось, и привычный мир рухнул за несколько часов, когда началась Великая Отечественная война. Как и все мальчишки, Сергей был больше привязан к отцу, чем к матери. Он реже видел отца и до войны, и особенно - в войну, но они всегда находили друг с другом общий язык и в больших делах и в малых. Особенно Сергей гордился тем, что отец порой доверял ему такие тайны, которые не доверял даже матери. Через несколько месяцев после этого погиб отец. Горе и смерть стремительно ворвались в мир фантазий и грез молодого поэта. Сергею было всего 14 лет, и он рвался на фронт, но туда его по понятным причинам не брали. Вместо того, чтобы учиться, четырнадцатилетний подросток должен был идти на работу. Сергей размышлял: «Кем я могу быть? У меня были мечты. Но это были мечты о том, что должно быть не скоро. Когда я вырасту. Когда окончу школу, в которой мне еще трубить и трубить. Когда закончу институт. И уж конечно, в этих мечтах не было сегодняшнего - войны.»

Через год после начала войны, приписав себе пару лет, он уже воевал в артиллерийской разведке, участвовал в обороне Москвы, брал Берлин и освобождал Прагу. Был награжден орденами и медалями. Дороже всех других наград была медаль «За оборону Москвы». После войны поступил в Литературный институт имени М.Горького. Окончив его, был редактором журналов «Пионер» и «Дружба народов». Работал в правлении Союза писателей СССР. Писатель жил и работал в то время, когда литература была под пристальным наблюдением цензуры. Все выходившие произведения должны были прославлять советскую власть. Редко кому из писателей удавалось создать произведение не политизированное, а Сергей Баруздин это делал. Все его творчество озаряет теплый свет человечности и любви к людям. Он не читал морали и проповеди, он показывал и своим творчеством, и своей жизнью, как надо жить, чтобы хорошо было не только себе любимому, а всем людям вокруг. Его называли настоящим другом детей. Умер Сергей Баруздин 4 марта 1991 года.

4. Работа над анализом текста

Я приготовила вам рассказ «Почему я боюсь ящериц».

- Все видели ящериц? Что знаете о них?

(Ящерица - это животное, которое относится к классу пресмыкающиеся (рептилии) . Сегодня известно практически 6000 видов ящериц, которые живут на всей планете, кроме Антарктиды. Всего два вида являются ядовитыми. Ящерицы могут быть зеленого, серого, бурого или черного цвета. Большинство ящериц имеют способность к автотомии (отбрасыванию хвоста), которую используют в экстренных случаях. Ящерица без хвоста уже не такая юркая и быстрая, она может потерять способность к размножению, плохо бегает и лазает из-за отсутствия «руля». Но главное - у многих ящериц хвост служит для накапливания жира и питательных веществ, а значит, вся энергия у них сосредоточена в хвосте. Поэтому после его отрыва животное может умереть от истощения. Поэтому часто спасенная ящерица старается отыскивает свой хвост и съесть его, чтобы восстановить утраченные силы. Основная пища ящериц - это беспозвоночные: различные насекомые (бабочки, кузнечики, саранча, слизни, улитки), а также паукообразные, черви и моллюски. Ящерицы могут быть зеленого, серого, бурого или черного цвета. Прыткие ящерицы хорошо приживаются в неволе. Для содержания в домашнем террариуме ящериц нужно отлавливать ранней весной - именно в этот период они лучше всего переносят адаптацию на новом месте. Очень быстро они привыкают брать пищу с пинцета и переходят с живых насекомых на кусочки курицы и мясной фарш.

- Предположите по названию, о чём этот текст (Автор, рассказчик боится ящериц). Почему? (Они не очень красивы на вид, страшные, неприятные).

Я прочитаю, а вы внимательно слушайте, оправдались ли ваши предположения по поводу содержания или нет. Раздать тексты

(чтение)

Давно, когда я был мальчишкой, жила у меня ящерица. Зелёная, с синими отливами и на теле и на длинном хвосте. Симпатичная.

У ящерицы был домик - я сам построил из фанеры - с маленьким стеклянным окошком. Я кормил её мучными червями, а это было непросто. За червями надо было ходить в зоомагазин на Кузнецком мосту. Это - сразу две проблемы. Деньги нужны для червей - раз. А деньги выпросил у родителей - червей нет в магазине.

Но всё было хорошо, даже слишком хорошо. Ящерица привыкла ко мне. Не кусалась, когда я брал её в руки, бегала по рукам и по плечам, по шее и по голове и смотрела на меня в ожидании: я должен её чем-то угостить.

Длинный её язычок почти облизывал мои пальцы, она ждала. Я давал ей из рук мучного червя.

Как-то пришёл ко мне товарищ по школе. Я показал ему ящерицу.

- А ты её за хвост можешь схватить? - спросил товарищ.

- Не знаю, - сказал я, - Наверно, могу…

И, к удовольствию своего товарища, я храбро схватил ящерицу за хвост.

- Здорово! - сказал мой товарищ. И ушёл.

Когда он ушёл, я увидел страшное: хвоста у ящерицы не было. Хвост лежал… Да что там лежал?!

Хвост валялся на полу!

Я положил бесхвостую ящерицу в её фанерный домик с маленьким стеклянным окошком.

Через два дня она умерла. Она ничего не ела. Я закопал её в землю на Чистых прудах.

Много лет прошло с тех пор. Видел я всяких ящериц, и дети мои не раз просили меня: «Папа, давай купим…»

Нет! Не могу! Будто у меня вина перед той, которую я не сохранил… (Рассказ написан 1972 году)

Работа над содержанием

1. Что вы почувствовали после чтения текста? Подтвердились ваши предположения о содержании текста?

2. Как рассказчик относился к ящерице? Какие слова, выражения об этом говорят? Прочитать.

Зелёная, с синими отливами и на теле и на длинном хвосте. Симпатичная. - Я сам построил домик из фанеры, Я кормил её мучными червями, за червями надо ходил в зоомагазин, выпрашивал деньги у родителей, заботливый

3. В благодарность за это как ящерица отвечала рассказчику? (прочитайте)

Ящерица привыкла ко мне. Не кусалась, когда я брал её в руки, бегала по рукам и по плечам, по шее и по голове и смотрела на меня в ожидании: я должен её чем-то угостить.

Длинный её язычок почти облизывал мои пальцы, она ждала

4. Пришёл товарищ, подберите слову товарищ синонимы (сверстник, коллега, собеседник, сослуживец, соратник, однокашник, друг). Друг - это близкое по значению слово к слову товарищ? (Друг - это то, кто понимает, общие интересы, не предаст)

5. Что предложил, увидев ящерицу, школьный товарищ? (схватить за хвост)

6. Как к этому предложению отнёсся рассказчик? Прочитать. (Сомневался, потом согласился)

7. Почему он согласился? (показать перед товарищем, что он хозяин ящерицы, может делать с ней всё, что захочется, угодить товарищу, показать храбрость)

8. Что увидел рассказчик после ухода товарища? Прочитать. (у ящерицы оторвался хвост и валялся на полу)

9. Что можете сказать о товарище, для чего ему нужно было схватить за хвост? (товарищ суровый, жестокий, бессердечный, хотел проверить, оторвётся хвост или нет)

Жестокость - это зависть, ненависть, злоба по отношению к другим. Жестокость имеет разные формы проявления: причинение физической боли живому существу без жалости и сострадания, обидные слова. От последствий страдают люди, животные, растения, строения, памятники, транспорт и другое.

10. Виноват в случившемся товарищ? (Виноват, что дал плохой совет, не виноват, он даже не притронулся к ящерице)

11. Что сделал после случившегося рассказчик? (положил ящерицу снова в домик).

12. Что стало с ящерицей? Сожалел о случившемся автор? (Ящерица через 2 дня умерла, ничего не ела. Не сожалел, пишет закопал)

13.Что можете сказать о поступке автора? (легкомысленный человек, нет своего мнения, слушает глупые советы, жестокий)

Поступок - это сознательное действие, которое человек совершает по своей воле. Каждый поступок имеет мотив. Серёжа совершил поступок по совету, но по своей воле, хотел самоутвердиться перед товарищем

14. Почему в начале текста рассказчик называет себя мальчишкой, а не мальчиком? (мальчишка-пренебрежительное отношение, не повзрослевший, не поумневший. С самого начала рассказа видно отношение к самому себе)

О чём говорится в начале текста и в конце? (Почувствовали грусть, жалость, отвращение к товарищу героя. В начале текста говорится, что рассказчик мальчишка-легкомысленный, не думал о последствиях, в конце-взрослый, стал мудрей, переживал, жалел о произошедшем)

15. Кто виноват, что ящерица умерла? Виноват товарищ, так как дал дурной совет, виноват Серёжа-послушал его

16. Каково впечатление от текста?

17. Что в тексте Сергея Баруздина подсказывает вам, что это невыдуманный рассказ? (много личных местоимений)

18. Можно ли оправдать поступки героев рассказа? Дёрнуть за хвост - жалко ящерицу, не схватишь за хвост - засмеют

19. Как бы вы поступили на месте героя рассказа?

20. Понаблюдайте за предложениями в начале текста и в конце. Какие это предложения? Почему? (Вначале было чем гордиться, предложения длинные, в конце автору стыдно, больно, поэтому предложения короткие, ему не хочется вспоминать и говорить)

21. Что бы вы сказали рассказчику? Школьному товарищу?

22. Что хотел сказать своей историей автор? (прежде чем что-то делать - надо думать о последствиях, надо иметь своё мнение, всем живым существам больно, завёл животное-значит ты за него в ответе, беречь природу, не поддаваться на чужие уговоры)

22. Почему автор боялся ящериц? В каких строчках он объясняет это?

23. Почему будучи взрослым, рассказчик не покупал ящериц детям? (Чтобы дети не совершили таких же ошибок, чувствовал вину перед ящерицами, не сохранил то, что любил когда-то, выполнял глупые, жестокие просьбы других)

24. Случалось когда-нибудь такое с вами? Что вы чувствовали?

25. Перескажите историю от имени школьного товарища

26. В каких произведениях встречаются случаи необдуманных действий со стороны детей? («Дети подземелья», «Юшка», «Тёплый хлеб»)

27. Какие истины взяли с урока?

5. Вывод

Чтобы, не было мучительно больно за совершённое, чтобы не сожалеть о потерянном, нужно уметь любить, сострадать, чувствовать чужую боль.

Совершение поступка несёт за собой моральные последствия. Происходят личностные изменения у человека, совершившего поступок, а также межличностные изменения.

Беседа о ситуации в реальной жизни.

Учитель: - Ребята, мы говорим такие хорошие слова: доброта, милосердие, ответственность. Увидели вы эти качества у героев рассказа? Часто ли вы в жизни наблюдаете проявление милосердия и доброты? Что замечаете вокруг? (бездомные, бродяги, старики и дети с протянутой рукой, переполненные детские дома, люди, проходящие мимо лежащего на улице человека; собаки, нападающие от голода на людей; брошенные котята и т.д.)

- Да, эпидемия бездуховности охватила сегодня наше общество. А можем ли мы, пока ещё маленькие что-то изменить? Если можем, то как это сделать?

6. Рефлексия

Составить синквейн в тетрадях

  • 1 существительное, главная мысль, тема
  • 2 прилагательных, качества первого слова
  • 3 глагола, действия первого слова
  • 4 суждение из 4 слов, предложение связанное с первым словом
  • 5 вывод, заключение, синоним к первому слову

Заключительное слово учителя: Альберт Анатольевич Лиханов говорил: «Каждый человек явился на этот свет не на миг случайный, а чтобы творить добрые дела». Давайте творить только добрые дела, и тогда можем сказать, что живём не зря.

Домашнее задание: Выразите своё мнение по поводу прочитанного письменно, осуждаете поступки героев или есть смягчающие обстоятельства.

Приложение