Методические рекомендации как основа для построения методологии дистанционного образования в учреждениях СПО

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: дистанционное обучение


В настоящее время использование ИКТ в обучении приобретает все большую актуальность, благодаря не только активному развитию цифровых сервисов и технологий, но и пандемии COVID-19. Все учебные заведения перешли в режим полного или частичного дистанционного обучения. И столкнулись с проблемами методологического характера по организации учебно-воспитательного процесса в условиях дистанционного образования. В этой статье даны методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса во время пандемии в образовательных учреждения среднего профессионального образования для педагогов и обучающихся.

Для обеспечения процесса дистанционного обучения студентов педагогами могут использоваться следующие средства дистанционного обучения: специализированные электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным и иным каналам связи посредством комплектов компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения.

Рабочие место должно быть подключено к сети Интернет без ограничения трафика по организованным каналам связи.

Рабочее место должно быть хорошо освещено. Перед началом занятия педагог должен проверить, как его будет видно студенту, открыв своё видео окно. Если при проведении занятия в прямом эфире плохо слышно студента из-за того, что его камера издаёт щелчки, то надо попросить студента поменять расположение камеры.

Нужно тщательно выбирать перед занятием положение веб камеры. Фон сзади вас должен быть спокойным, не должен отвлекать внимание обучающихся. Не должно быть посторонних и громких звуков.

Лучше надеть наушники, либо подключить колонки, чтобы меньше уставать во время дистанционного занятия.

Если рабочее место оборудовано дома, то оно должно быть выделено в отдельную рабочую зону.

Для того, чтобы студенты чувствовали себя комфортно на on-line занятии, а само оно было продуктивным, каждая его минута должна быть оправдана и потрачена со смыслом. Преплдаватель во время урока должен быть спокоен и сосредоточен на содержании занятия, а не на его технической стороне. Для этого к занятиям нужно готовиться, предусматривая специфику подобного взаимодействия, тренируя собственные навыки обращения с компьютером, периферийным оборудованием, коммуникационными программам.

Что касается обустройства рабочего места для обучающегося у него дома. То нельзя рабочий стол размещать в комнате, где находятся остальные члены семьи. Рабочее место не должно располагаться рядом с телевизором. В обзор камеры не должно попадать то, что не имеет отношения к занятию, фон должен быть нейтральным.

Монитор должен находиться на уровне глаз студента. Расстояние от глаз обучающегося до экрана монитора должно быть не менее 50 см.

При работе с ноутбуком рекомендуется использовать выносную клавиатуру. Это позволит увеличить расстояние между клавиатурой и экраном и поддерживать нормальную рабочую позу во время занятия.

Педагог должен обсудить то, как устроено рабочее место обучающегося с ним самим или его родителями, законными представителями.

Использование смартфонов для онлайн-обучения должно быть полностью исключено!

Использование смартфона для олайн-обучения связано с большими рисками для здоровья студентов. Использование смартфона сопровождается воздействием на обучающегося целого комплекса неблагоприятных факторов (электромагнитное излучение, маленький экран, малый размер символов и изображений, невозможность соблюдения рациональной рабочей позы, сильное напряжение мышц шеи и плечевого пояса и др). Работа на смартфоне приведет к выраженному утомлению обучающегося и, в конечном итоге, отразится на состоянии его здоровья.

Педагогу при применении дистанционных образовательных технологий необходимо определить:

  • набор электронных ресурсов;
  • средства коммуникации (социальные сети, почта, чат, электронный журнал);
  • формат проведения видео уроков (скайп, Facebook / Вконтакте, трансляции в Яндекс.Учебнике, zoom, информационно-технологической платформы "Цифровой колледж "Подмосковье" и т.д.);
  • периодичность, график проведения оценочных мероприятий и домашнего задания;
  • перечень учебной литературы, дополнительных источников;
  • способы организации обратной связи, рефлексии;
  • допустимый объём домашних заданий при дистанционной форме обучения;
  • формат выполнения домашних заданий с подробным описанием технологии;
  • формат и регулярность информирования родителей (законных представителей) о результатах обучения студентов с применением дистанционных образовательных технологий.

Помимо этого педагог:

  • осуществляет текущий контроль успеваемости обучающихся и фиксирует результаты в электронном журнале;
  • формирует темы занятий в электронном журнале;
  • прописывает к каждой теме урока задания для самостоятельной работы обучающегося;
  • предоставляет обучающимся время для выполнения заданий в соответствии с расписанием учебных занятий;
  • проверяет выполненные задания, дает оценку и выставляет отметку.

Дистанционные образовательные технологии не возможны без использования электронных устройств, а поэтому необходимо соблюдать гигиенические требования и профилактические мероприятий к организации занятия. Поэтому при их организации необходимо учитывать все потенциально влияющие негативные факторы: зрительную нагрузку, статическое утомление, умственное утомление.

Важнейшим профилактическим мероприятием по предупреждению негативного влияния работы с компьютером на организм студента является регламентация длительности данного вида деятельности. В связи с этим организация занятий должна осуществляться с учетом существующих гигиенических требований.

Согласно п. 10.18 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях": «Непрерывная работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера должна составлять: для обучающихся 8-11 классов - 25 минут».

Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 7-11 классов - 35 минут.

Особое внимание следует обратить на то, что регламентировать необходимо не только непрерывную длительность работы с экраном монитора, но и суммарную ее продолжительность в течение дня и недели.

Согласно П.4.2. СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» «Оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ в течение учебного дня для обучающихся в IX - XI классах - 3 урока».

Согласно Приложению 7. п.4.7 СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» «Внеучебные занятия с использованием ПЭВМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью для обучающихся в VI классах и старше - не более 90 мин».

Таким образом, при составлении расписания дистанционного обучения необходима согласованная работа административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала. Недопустимо все уроки проводить в форме онлайн-занятий. Занятия с использованием электронных устройств должно строго регламентироваться как по длительности, так и по их количеству в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.

Дистанционное обучение не должно рассматриваться только как многочасовое включение студента в онлайн-работу. Необходимо помимо онлайн-обучения активно использовать другие формы дистанционной работы и чередовать разные виды деятельности.

Важно обратить особое внимание на то, что необходимо минимизировать или полностью исключить работу, при которой обучающиеся при выполнении заданий должны переписывать их с экрана в тетрадь. Такая деятельность связана с постоянной сменой условий зрительной работы, а значит будет вызывать выраженное зрительное утомление. Кроме того, при выполнении таких заданий сложно поддерживать рациональную рабочую позу, а значит, такая работа будет приводить к выраженному и быстрому утомлению обучающихся.

При организации дистанционного обучения после использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления.

Для снятия зрительного напряжения, возникающего в результате работы на компьютере, в течение 1-2 минут должна проводиться гимнастика для глаз. Проводить гимнастику следует через 15 - 20 минут от начала занятий либо сразу после появления признаков зрительного утомления.

При проведении занятия обязательно нужно предусматривать физкультминутки. Своевременное их проведение способствует, помимо предупреждения локального утомления, также и повышению общей и умственной работоспособности. По содержанию они различны и предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма. Проводить 2-3 минутные физические упражнения необходимо при появлении первых признаков утомления у обучающихся (примерно через 15-20 минут урока).

В данной статье была предпринята попытка показать важность создания условий (методических рекомендаций) в рамках дистанционного образования для реализации качественного образовательного процесса. Деятельность техникумов, их устойчивость проверяется на прочность новыми требованиями, вызванными распространением пандемии. Задача учреждений среднего профессионального образования - это удержать достигнутый уровень качества образования. А для этого требуется разработать научно обоснованную методологию дистанционного образования. И мы только вначале этого пути.