Введение
Развитие связной речи учащихся - одна из главных задач уроков русского языка в школах.
Большую роль в развитии речи учащихся играют связные тексты, которые являются основой уроков русского языка. Связный текст выражает законченную мысль, дает материал для речевой практики, позволяет показать источник информации, словарь, все виды речевой деятельности, решает обучающие и воспитывающие цели урока.
Умение учащихся работать с текстом - это также важный компонент умения учиться. Он часто оказывается несформированным даже у учащихся старших классов. Вместе с тем при правильной организации учебной деятельности это действие успешно выполняется учащимися начальной школы. Умение работать с текстом, прежде всего, необходимо для его понимания, что в свою очередь обеспечивает осмысленное запоминание текста.
Цель: изучить методы и способы обучения учащихся работать с текстом.
Задачи:
- Определить этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста.
- Изучить содержательные и структурные характеристики текста и основанных на нём речевых образований.
- Определить структуру текста.
- Выявить способы совмещения различных видов развёртывания основной мысли.
1. Обучение чтению как самостоятельному виду речевой деятельности
Чтение как средство формирования языковых и речевых навыков и умений.
Очевидно, что чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить необходимую информацию из текста. При этом нужно уточнить, что в зависимости от ситуации полнота и точность извлечения информации могут быть различными. Таким образом, работа над текстом на уроках русского языка заключается в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объёме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определённые технологии чтения. Чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных речевых умений и языковых навыков, поскольку:
- использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала;
- коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций;
- упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых навыков и умений также строятся с опорой на текст и письменные установки к упражнениям и заданиям.
Традиционно в методике работы с текстом говорит о формировании языковых навыков и речевых умений, умение анализировать текст. Считается, что при деятельности учитель должен формировать не просто навыки, но умения, которые определены конкретной учебной программой и соответствуют реальным потребностям образования и развития личности. При этом, как уже отмечалось, далеко не каждый обучаемый может уметь анализировать текст, находить в тексте ключевые слова и выделять основное, о чем говорится в тексе, а также составлять тезисный план текста. В основе работы с текстом лежат определённые навыки, то есть те действия, которые человек совершает автоматически, не задумываясь о том, как и что он делает. Если говорить о чтении, то к речевым умениям в данном случае можно отнести владения различными технологиями извлечения информации из текста, их адекватное использование в зависимости от поставленной задачи. Однако в основе всех этих умений лежит техника чтения и умения понимать прочитанное. Если не сформировать её в достаточной мере, не добиться автоматизации данного навыка, то все эти технологии или виды чтения будут поставлены под угрозу. Поскольку навыки первичны, а умения вторичны, очевидно, что на среднем этапе обучения чтению речь идёт в первую очередь о формировании техники чтения, то есть «процессуального плана». Учащийся может и не знать, что лежит в основе того или иного навыка, но учителю понимать это абсолютно необходимо для того, чтобы выбрать оптимальный путь достижения поставленных практических задач обучения.
Сейчас не секрет, что дети мало уделяют времени чтению книг, и, придя в пятый класс, не каждый обучающийся владеет техникой чтения, а тем более работой над текстом.
Когда техника чтения недостаточно сформирована, то ученик не сможет понять о чем говорится в тексте, тем более выделить основное.
Нужно научить детей умению читать, так при чтении текста про себя плохо читающие люди, как правило, шевелят губами, проговаривая прочитанное. Без проговаривания у них не наступает стадия понимания. Прежде чем начать работу с текстом, дети должны знать, что такое текст.
Текст - объединённая смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность. Самостоятельность текста связана с его ограниченностью в пространстве и времени и принадлежностью одному (в том числе и коллективному) автору. Самостоятельность текста не абсолютна, поскольку текст реально функционирует только во взаимодействии с адресатом. Часть текста (особенно крупного) может приобрести самостоятельность и в определённых условиях стать отдельным текстом, например, глава или параграф монографии, опубликованный в виде статьи. В этом случае исходный текст главы (параграфа) может приобрести некоторые изменения в структуре. Целенаправленность текста заключается в том, что любой текст предназначен для определённой коммуникативной цели, без такой цели текст не создаётся. Связность текста состоит в смысловой и логической согласованности высказываний и частей текста. Цельность текста предполагает его внутреннюю организованность и оформленность содержания, а также оформление начала и конца произведения, соразмерность членения на части, обозначение связей и переходов между частями, стилистическую целостность, использование определённых принципов отбора языковых единиц.
Выделяют 3 типа текстов: описание; повествование; рассуждение.
Описание - это констатирующая речь, как правило, дающая статическую картину, понятие о составе и свойствах объекта путём перечисления его признаков. В описании объект, явление не развиваются. Примером может служить описание места преступления в судебной речи.
Повествование - это рассказ о событиях, развивающихся действиях или состояниях. Повествование изображает динамические ситуации.
Рассуждение - это тип текста, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые положения.
Жанрами текстов являются:
- текст-побуждение;
- текст-ретроспекция;
- оценочный текст;
- контактоустанавливающий текст.
Указанные жанры текстов встречаются в разных функциональных стилях речи. В разговорной речи текстами-побуждениями являются просьба, совет, рекомендация, пожелание; в деловой речи - приказ, постановление, решение, распоряжение, предписание; в публицистической речи - призыв, совет, рекомендация. Текстом-ретроспекцией может быть рассказ о каком-либо случае, происшествии в рамках бытового диалога, научная или публицистическая статья, газетный или официальный отчет. Оценочными текстами являются аналитические статьи, обзоры, аннотации, рецензии. Контактоустанавливающие тексты - это приглашения, поздравления, рекламные сообщения, личные резюме, информационные письма, письма - предложения о сотрудничестве.
Особенности работы с текстом в процессе общения
Текст является основной учебно-методической единицей обучения. Для наиболее полного и адекватного его использования в качестве образца функционирования изучаемого языка. Преподавателю необходимо чётко представить себе, а затем использовать в работе содержательные и структурные особенности текста как основы составления преподавателем, обучаемыми собственных речевых произведений.
Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста
При работе с любым текстом (печатным, звуковым, видео) можно выделить три основных этапы работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый этапы. Очевидно, что послетекстовый этап будет присутствовать лишь в том случае, когда текст используется не как средство формирования умений читать, а для развития продуктивных умений в устной или письменной речи, а проще говоря, умений говорить. Рассмотрим цели и задачи каждого из этапов, а также те упражнения и задания, которые могут предлагаться для решения этих задач.
Дотекстовый этап (этап Антиципации).
Цели:
- Определить \ сформировать речевую задачу для первого прочтения.
- Создать необходимый уровень мотивации у учащихся.
- По возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.
Упражнения и задания.
- Работа с заголовком. По заголовку можно попросить учащихся определить: - тематику текста; - перечень поднимаемых в нём проблем; - ключевые слова и выражения и так далее.
- Использование ассоциаций, связанных с именем автора. - к какому жанру можно предположительно отнести этот текст? - Кто, по - вашему, будет главным героем (его профессия, национальность и так далее). - Где и в какое время может происходить действие?
- Сформулировать предположения о тематики текста на основе имеющихся иллюстраций.
- Ознакомиться с новой лексикой и определить тематику, проблематику текста на основе языковой догадки. Задача учащихся - определить основную идею текста.
- Просмотреть текст, первый абзац и определить основную идею текста.
- Прочесть вопросы, утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику.
- Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.
Текстовый этап.
Цели:
- проконтролировать сформированности различных языковых навыков и речевых умений;
- продолжить формирование соответствующих навыков и умений.
Упражнения и задания
- Найти, выбрать, прочесть, соединить, вставить:
- ответы на предложенные вопросы;
- подверженные правильность, ложности утверждений;
- подходящий заголовок к каждому из абзацев;
- подходящее по смыслу предложений, пропущенное в тексте;
- предложения со следующими словами, грамматическими явлениями, идиоматическими выражениями и так далее;
- глаголы, прилагательные, эпитеты, другие тропы, используемые авторам при описании кого-либо или чего-либо;
- описание внешности, места события, отношения кого-либо к чему-либо и так далее.
- Догадаться: о значении слова или слов по контексту;
- какой из предложенных переводов, какая дефиниция слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте;
- как будут развиваться события во второй главе, следующей части текста.
Послетекстовый этап.
Цель - Использовать ситуацию текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.
Упражнения и задания
- Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.
- Доказать, что.
- Охарактеризовать.
- Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передаёт основную мысль текста. Обосновать свой ответ.
- Сказать, с каким из данных выражений был бы не согласен автор.
- Составить план текста, выделив его основные мысли.
- Рассказать текст от лица главного героя.
- Кратко изложить содержание текста, составить аннотацию к тексту, дать рецензию на текст и так далее.
- Придумать, что могло бы случиться, если бы. Придумать новый конец текста.
- Придумать новое название.
- Подобрать, отобрать пословицы, которые подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею текста.
- Взяв за основу ситуацию текста, написать собственный текст, в другом жанре и так далее.
2. Содержательные и структурные характеристики текста и основанных на нём речевых образований. Логика - структурная схема темы
Логика - структурная схема темы (ЛССТ) представляет собой отражение в данной теме отношение и взаимосвязь между явлениями, предметами, их связующими в реальной действительности. Предметное содержание в текстах может быть представлено различными авторами с той или иной степенью полноты и в различной последовательности. Тема в схеме включает обычно несколько уровней подтем, тем полнее раскрывается предметное содержания текста.
Предложение в устном сообщении.
Каждое предложение в устном высказывании должно содержать конкретную информацию, быть простым, лаконичным, содержать не более 5-7 слов. Самостоятельное предложение - это каждое простое, однородное в сложносочинённом, главное и придаточное в сложноподчинённом предложениях.
Обращенность высказывания.
Речь всегда обращена к конкретному участнику разговора. Оформить обращенность речи помогают различные обращения, устойчивые обороты, клише, которые употребляются в речи.
Структура текста.
Текст в учебнике, статья, доклад, параграф, лекция характеризуются наличием трёх частей: вступления, основной части, заключения. Это наиболее удачный способ логической организации передаваемой информации. Вступление помогает читающему или слушающему подготовиться к восприятию основного содержания, увидеть основной тезис, который будет развёрнут в тексте. В основной части излагается основное содержание. При этом соблюдается строгая логическая организация материала, последовательность в развитии мысли, доказательность положений, связанность всех высказываний в единое смысловое целое. Особое значение для главной части приобретают тезис, аргумент, демонстрация, иллюстрация. Заключение подводит итог развёртыванию главного тезиса, обобщает сказанное, написанное.
Подготовка устного сообщения по теме.
При подготовке устного сообщения намечается и формулируется тема сообщения, затем определяется цель сообщения и адресат. Сначала следует обозначить планируемое время говорения. После этого необходимо составить план сообщения и сформулировать пункты плана введения, основной части и заключения. Завершающий этап подготовки сообщения - отбор и запись напротив пунктов плана ключевых слов, словосочетаний.
План смыслового содержания.
Смысловая структура любого абзаца позволяет выделить в нём основной тезис, который может быть представлен ключевым предложением, словами или словосочетаниями. Эти единицы абзаца передают обобщению его основное содержание, примеры, аргументы, цифры и прочие данные, раскрывающие основной тезис. Ключевые предложения, словосочетания или слова могут использоваться, как пункты плана будущего устного сообщения или подачи автором информации в тексте. Наиболее часто для формулирования пунктов плана используются: 1. именные словосочетания; 2. предложения; 3. вопросы.
Составление плана сообщения.
Доклад, сообщение, выступление всегда делятся на логически завершённые отрезки, части, между которыми существуют отношения, соподчинения, подчинения. Тема, включающая обычно подтемы различных уровней, может быть представлена в виде плана, к которому подбирается необходимый языковой материал.
Доказательство.
Доказательство служит для того, чтобы обосновать, аргументировать истинность того или иного высказывания. Оно строится следующим образом:
- даётся обоснованное утверждение, тезис;
- приводятся факты, характеристики, сведения, с помощью которых подтверждается истинность данного утверждения, тезиса;
- в заключение приводится ещё раз подтверждённый, аргументированный тезис. В доказательстве может быть опущена его первая часть, тогда оно сразу начинается со второго пункта.
Опровержение.
При опровержении неправильного тезиса или положения соблюдается следующая последовательность развития мысли:
- указывается неверный тезис, его источник, где и кем он был высказан, написан;
- утверждается ошибочность, неточность или неправильность тезиса;
- приводятся контрдоводы, факты, опровергающие ошибочность тезиса;
- даётся правильный тезис, заключающий опровержение. Наиболее часто в опровержении используются следующие языковые фразы - клише: Это противоречит. Имеется противоположное мнение, и так далее.
Определение понятия.
Самым простым, наиболее устойчивым и логически строгим видом развертывания понятия является определение. Определение понятия заключается в том, что понятие (видовое понятие - меньшего объёма) соотносится с ближайшим родом (родовым понятием - большого объёма), к которому оно принадлежит, и при этом даются признаки (или признак), являющиеся особенными для данного понятия (видовые отличия). Формула определения: Видовое понятие = родовое понятие + видовые отличия. В текстах очень часто определению соответствует объяснение понятия, имеющее усложнённую структуру и более пространное описание, толкование понятия.
Средства раскрытия содержания понятий.
Кроме определения, наиболее употребительными, сходными с ним средствами раскрытия содержания понятий в научно-технической литературе являются:
- указание - разъяснение значения слова путём перечисления предметов, явлений, называемых этим словом;
- описание - выделение внешних признаков предмета, явления, события;
- характеристика - раскрытие наиболее выдающихся признаков предметов, явлений;
- пояснение - раскрытие какой-либо части понятия с определенной целью; 5. сравнение - пояснение одного понятия другим, более знакомым, ясным.
Повествование (сообщение).
В повествовании фразы объединяются в целое общей темой и следуют одна за другой в порядке временной последовательности отражаемых в речи сложных событий, их частей. Структурными связями повествования являются:
- прямая хронология;
- обратная хронология;
- прямая хронология с отступлениями.
Сообщение может содержать информацию о каком-либо событии, эксперименте, испытании машины, факте. В сообщении выделяются констатирующие части текста, содержащие уточнения, объяснения, обоснования, сравнения, оценки фактов. Для сообщения о процессах, событиях, явлениях характерно деление сообщений на отдельные фазы и периоды. В соответствии с этим употребляются глаголы, адекватные началу, ходу, общему и прогрессирующему изменению, окончанию и завершению повествования.
Описание.
Описание - развертывание основной мысли, главного тезиса. В описании фразы объединяются общей темой и следуют одна за другой в порядке структурных связей между сторонами, частями, элементами отражаемого в речи объекта, предмета, явления или повторяющегося процесса.
Рассуждение.
Рассуждение предполагает строго логическое развёртывание главного суждения в текст высказывания. В рассуждении фразы объединяются в целое общей темой, и следует одна за другой в логической последовательности движения мысли к выводу. Важно усвоить следующие структурные элементы рассуждения.
1. доказательство или опровержение:
а) от посылок, фактов к выводу;
б) от тезиса к аргументам и от них - к выбору.
2. познавательное движение:
а) от явления к сущности;
б) от фиксирования изменений к анализу;
в) от рассмотрения качественных характеристик предмета или явлений к изучению его количественных параметров;
г) от элементов к их связей;
д) от установления закона, его содержания к раскрытию форм проявления его в различных условиях.
3. движение от конкретного к абстрактному и наоборот.
Совмещение различных видов развёртывания основной мысли
В текстах часто можно встретить совмещение различных видов развёртывания основной мысли: определения, описания, повествования, рассуждения. В описательных текстах встречаются рассуждения, а в рассуждениях - описания. Очень часто в явных описаниях сами события, действия могут фиксироваться в их синхронной соотнесённости.
Ключевые слова.
Ключевые слова - это слова, наиболее существенные для раскрытия темы, обозначающие основные понятия в той или иной предметной области. Их знание позволяет быстро ориентироваться в тексте, находить необходимую информацию, воспринимать и усваивать смысл целой фразы, абзаца, текста в процессе чтения.
Система языковых средств текста.
Текст содержит систему языковых средств, функционирующую в связанных между собой предложениях данного текста. Решающее значение для установления предмета сообщения и того, что о нём рассказывается, имеют языковые средства, выражающие подлежащие и сказуемое. Все остальные члены предложения расширяют, дополняют, характеризуют информацию, сообщенную главными членами предложения.
Выписки.
Выписки - наиболее распространенный вид работы над учебной, научной литературой. Они фиксируют для дальнейшего использования нужные, важные места из учебника, книги, журнальной, статьи, брошюры, текста. Обычно выписываются отдельные положения, факты, цифровой, другой фактический и иллюстративный материал. Выписки легко объединять по одной теме, после того как прочитано несколько источников.
Тезисы.
Тезисы - вид записи при чтении, позволяющий обобщить материал, изложить его суть в кратких формулировках, раскрывающих все произведение. В отличие от конспекта они дают возможность раскрыть содержание читаемого материала независимо от последовательности его изложения в тексте. Тезисы могут быть простыми и краткими (включать только основные положения), а также сложными и полными (включать, кроме основных второстепенные положения). Они должны вытекать один из другого. Некоторые положения могут быть объединены не в порядке следования в тексте, а в их логической связи. Часть текста может записываться в виде цитат. Основной для составления текстов является логикоструктурная схема текста.