Сообщение для педагогического совета на тему "Использование игровых упражнений при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: обучение грамоте, грамота, старшие дошкольники


Грамота - это очень непростой для понимания дошкольников предмет. Ребёнку старшего дошкольного возраста сложно усвоить абстрактные, не имеющие аналогов в окружающей воспитанника действительности, понятия. Выйти из такого затруднительного положения возможно посредством организации с детьми совместной игровой деятельности. Только в игре все непонятное и необъяснимое становится понятным и доступным.

Обучение грамоте включает в себя несколько направлений.

1. Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка

Задачи.

  • Дать представление о звуках русского языка.
  • Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематическим изображением: синий круг - согласный звук, красный круг - гласный звук.
  • Показать детям связь звука с буквой.
  • Формирование навыка чтения открытых и закрытых слогов.

Примерная последовательность ознакомления со звуками и буквами: А, О, У, Ы, Э, Р, Л. М, Н, С-3, Ш-Ж, Д-Т, К-Г, Б-П. В-Ф, X, Ч, Щ, Ц, Й, И, Я, Ю, Е, Ё, Ь, Ъ.

Упражнения на подробное знакомство с буквой:

Рассматривание каждой буквы, на что похожа, из каких элементов состоит буква, осязание буквы (ощупывание руками объемной буквы), выкладывание буквы из различного материала, лепка буквы, запоминание стихов про каждую букву, отгадывание загадок, придумывание слов на заданную букву, "письмо" буквы по опорным точкам, дорисовывание недостающих элементов буквы, поиск заданной буквы среди других букв, сравнение буквы с другими буквами, печатание буквы с ориентировкой на образец.

Упражнения на интонационное выделение любого согласного звука:

"Скажи так, как я", "Скажи, как кукла", "Скажи так, чтобы песенку услышала куколка", "Договори слово" (до... (м), со... (м));_"Спой песенку ветра (жука)";_"Произнеси громко звук молотка", «Кто сможет сказать так, чтобы мы услышали звук барабана».

Упражнения на определение первого звука в слове:

"Назови слово так, чтобы мы хорошо услышали первый звук"; "Назови первый звук слова"; "В зоопарк попадет тот, кто правильно назовет первый звук"; "Найди себе пару" (с таким же звуком картинку); "Соберем букет для наших мам" (ребенок должен назвать цветок, назвать первый звук слова и поставить картинку на фланелеграф).

Упражнения на различение твердого и мягкого согласных звуков:

"Найди братца";_"Угадай, чей это мячик";_"Найди друзей "старшему" и "младшему" братцам";_"Угадай, к кому мы пойдем в гости";_"Произнеси, как звенит большой (маленький) колокольчик"; "Спой песенку большого (маленького) насоса";_"Разложи картинки к синему и зеленому кружочку".

Упражнения на различение понятий "звук" и "слово":

"Собери в корзинку "вкусные слова";_"Назови, словом игрушки в магазине";_"Скажи, какие звуки услышал в лесу";_"Скажи, на чью песенку похож этот звук".

Упражнения на развитие фонематического слуха, речевого внимания:

"Какой звук (чья песенка) часто встречается в этих словах, стихотворении"; "Скажите, какие слова похожи в стихотворении"; "Подбери подходящее слово"; "Подскажи словечко"; "Будь внимательным"; "Скажи правильно"; " Покатай в машине только тех животных, в названии которых есть "песенка колокольчика" (звук "з") и другие.

Необходима работа с индивидуальными разрезными азбуками, так как процесс обучения идёт более эффективно, если ребёнок " пропускает" буквы и слоги через пальцы.

При изучении букв необходимо соблюдать последовательность и постепенность, вдумчиво подбирал ь слова и составлять слоговые таблицы разных видов к каждому занятию. Показывать слогообразующую роль гласного и значение ударения.

2. Развитие звукобуквенного анализа слов у дошкольников

Задачи.

  • Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный.
  • Учить детей определять позицию звука в слове.
  • Научить детей определять порядок звуков в слове и отдельные звуки
  • Учить правильно, соотносить звуки и буквы.

Порядок звукобуквенного анализа слова:

  • произнесение слова с интонационным выделением каждого звука (первого, второго и т.д.);
  • называние изолированного звука;
  • дается характеристика звук\ (гласный, твердый (мягкий) согласный);
  • обозначение звука соответствующей фишкой;
  • "чтение" по "записи" (по фишкам);
  • обозначение звука буквой;
  • определение количества слогов.

При обучении детей звукобуквенному анализу слов используется картинка-схема звукового состава слова, показывающая, сколько звуков в слове.

Затем картинка-схема заменяется схемой-полоской.

Далее строя т схему по ходу разбора слова без наглядности за столами с помощью фишек.

Проведение звукобуквенного анализа слова для дошкольников - сложный процесс, поэтому формировать его нужно постепенно:

1. Сначала дети учатся определять, какой гласный (согласный) звук слышится в слове.

Например : какой гласный слышится в этих словах: дом, дым, мох, сад, жук, лук и т.д. Какой согласный слышится в словах: ура, она, усы. ум, му и т.д.

2. Затем учатся определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

Начинать звукобуквенный анализ следует в старшей группе со слов, состоящих из 3-х звуков (сыр, усы. нос, шар. лук, жук, дом, дым. рак); затем переходить к словам состоящих из 4-х звуков (луна, рама, шары, рыба, роза, мыло, зонт, дома, гора, утка, паук, шарф и др.).

После переходим к анализу слов из 5-ти и более звуков (сумка, кошка, парта, ведро, собака, корова и др.).

Упражнения, использованные в данном разделе:

  • "Узнай звук и напиши букву в окошко";
  • "11айди домик буквам";
  • 'Какой гласный (согласный) звук слышится в слове";
  • "Напиши первую и последнюю буквы слова";
  • "Где спрягался гласный звук?";
  • "Какой звук спрягался в конце слова?";
  • "Хлопни столько раз, сколько звуков услышал";
  • "Назови звуки слова";
  • "Кто ошибся?";
  • "Помоги Мишке правильно разложить по порядку звуки (буквы)";
  • "Сложи из букв свое имя" и др.

Выполняя данные упражнения, дети развивают в себе умение последовательно вычленять звуки, буквы в словах, а также проводить звукобуквенный анализ слов, состоящих из 3-х и более звуков.

Также можно использовать следующие игры:

1. "Живые звуки"

1 вариант:

Воспитатель предлагает поиграть со звуками: "Наташа будет звуком "А", а ты, Саша, звуком "У". Вы будете петь "песенки" у звуков друг за другом. Кому я положу руку на плечо, тог начинает петь песню, когда уберу, он должен перестать петь (воспитатель сначала одному кладет руку на плечо, а потом одновременно убирает руку с плеча первого ребенка и кладет другую руку на плечо другому ребенку).

2 вариант:

После того, как слово будет разобрано у доски и выложено схематично фишками, воспитатель предлагает поиграть со звуками, вызывает детей и называет каждому из них звук: "Надя будет первым звуком в слове "дом" - звуком "д". Иди, Надя, возьми свою фишку. В какой клеточке она стоит? Правильно, в первой. Витя - второй звук в слове "дом" - звук "о". Последним звуком будет Оля. Возьмите, Оля и Витя, свои фишки. А теперь встаньте у доски так, чтобы получилось эго слово".

2. "Какой звук?" (с карточками - фишками).

Воспитатель показывает синюю фишку - ребенок называет любой со­гласный звук, если воспитатель показывает красный кружок, дети называют гласный звук. И наоборот.

3. "Найди братца".

Воспитатель раздает картинки, которые начинаются с твердого со­гласного звука. Па доске они должны найти картинку, начинающуюся такой же, но мягкий согласный звук.

4. "Назови слова".

1 вариант:

Воспитатель предлагает найти слова с каким-нибудь звуком, напри­мер, "р", и произнести их так, чтобы этот звук был хорошо слышен. За каждое правильно названное слово ребенок получает в награду фишку - игрушку, чтобы потом можно было подсчитать и определить победителя.

2 вариант:

Можно предложить детям называть слова, в которых заданный звук обязательно был бы первый, в середине, последний.

5. "Угадай-ка".

На доске - картинки, на столе - схемы слов. Дети должны соотнести название картинки со схемой слова.

6. "Отгадай мое слово".

Воспитатель говорит: "Я задумала слово, которое начинается на слог "ма". Попробуйте отгадать мое слово. А отгадка нарисована на картинке. Она лежи! у меня на столе. Я вам покажу ее в конце игры". Дети называют разные слова, начинающиеся на слог "ма" (10-12 слов). Заканчивая игру, воспитатель показывает свою картинку.

3. Формирование первоначальных навыков письма

Задачи.

  • Развивать умение ориентироваться на листе, на широкой строке.
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.

Оптимальным средством развития первоначальных навыков письма являются альбомы с практическими заданиями, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать (штриховать, закрашивать, соединять, дорисовывать и т.д.).

Упражнения:

  • Штриховка - до и после знакомства с буквами. Вначале используются для штриховки трафареты с геометрическими фигурами, далее используются трафареты, изображающие предметы и фигуры животных, а также набор разных лекал.
  • Раскрашивание букв в соответствии с образцом.
  • Упражнение на развитие мелкой моторики рук: "обведи пальчиком букву", ощупывание руками объемной буквы с закрытыми глазами, "пальчиковый алфавит" (изобрази букву пальцем в воздухе, напиши на столе), "вылепи букву...", "выложи букву из...", запускание пальцами мелких "волчков", задания на соединение буквы и картинки и др.

Таким образом, использование в учебном процессе игровых упражнений, создание на занятии игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.