Возрастная категория для воспитанников: 5-7 лет.
Срок реализации: 2021-2023 учебный год.
Направленность: развития интеллектуальных способностей детей.
Уровень: базовый.
Срок реализации: 2 года.
Пояснительная записка
Направленность программы. Данная развивающая программа развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста по содержанию является культурологической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - групповой; по времени реализации - годичной.
Развитие интеллекта - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём.
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Уже с младшего возраста главной задачей я ставлю интеллектуальное развитие и сохранение индивидуального в ребёнке. Специфика содержания образования позволяет детям в образной форме воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире: качество - количество, пространство - время, целое - часть, последовательность. Решающее значение в этом процессе я отвожу моделированию скрытых связей и отношений в форме наглядных образов, отражающих общее в единичном. Образное отражение позволяет малышам воспринимать мир в целостности и осваивать жизненное пространство. Обучение детей организую в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаю условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей. Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью.
Актуальность программы обусловлена тем, что за последнее десятилетие система образования в России очень резко изменилась. Мы ушли от авторитарной педагогики, от однообразия, но при этом в большей степени утратили стабильность. Большинство родителей стремятся к тому, чтобы их дети начинали учиться как можно раньше. Они хотели бы, чтобы в образовательной организации их ребенок серьезно и много занимался. Поэтому в последние годы стало меняться учебное содержание, предлагаемое детям-дошкольникам. В программах появились задачи, ранее не стоявшие перед детьми и педагогами.
Актуальность программы состоит в интегрированном обучении, что помогает избежать однотипности целей и функций обучения. Такое обучение одновременно является и целью, и средством обучения. Как цель обучения интеграция помогает детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии. Как средство обучения, интеграция способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний.
Задачи программы
Развивающие:
- развитие восприятия (сенсорное) логического мышления, произвольного внимания, памяти
- развитие речи, умение делать выводы, анализировать, аргументировать ев высказывания
- развитие наблюдательности, воображения, творческого начала, направленной фантазии
- развитие графических навыков, мелкой моторики рук.
- развитие математических представлении детей на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации и смыслового соотнесения.
Воспитателъные:
- выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями
- взаимодействие с семьей, направленное на гармоничное развитие личности путем индивидуального подхода к каждому ребенку.
Обучающие:
- расширение общего кругозора детей, пополнение словарного запаса
- формирование приемов умственной деятельности: сравнение, обобщение, классификация, анализ, аналогия, синтез.
Принципы реализации программы
- принципы интеграции образовательных областей - формирование у детей целостного представления о мире, активного познания действительности, развитие логики, мышления, коммуникативных способностей, творческой активности, самостоятельности, веры в свои силы, расширение и активизация словаря
- принципы гуманистичности - ребенок рассматривается, как активный субъект совместной с педагогом деятельности
- принципы индивидуального подхода - максимально учитываются индивидуальные особенности ребенка
- принципы проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности
- связь теории и практики - те знания, которые дети получают в НОД, воплощаются в практической деятельности
- принцип доступности - занимательный материал по содержанию доступен, подобран с учетом реальных возможностей детей
- принцип наглядности - обеспечивает применением разнообразного наглядного материала
- принцип психологической комфортности - рядом с родителями дети чувствуют себя спокойно, обстановка доброжелательная, взрослые верят в силы ребенка.
Показатели результативности образовательной программы
Показатель
|
Формы и методы диагностики |
Уровень культуры обучающихся |
Беседа, наблюдение |
Уровень развития творческого мышления |
Выставки, конкурсы, оценка уровня выполнения творческих заданий |
Уровень развития познавательной активности |
Наблюдение, беседа, игра-импровизация |
Уровень развития мышления |
Диагностические задания, беседа, опрос |
Уровень развития коммуникативных способностей |
Игра-беседа, наблюдение |
Уровень развития символических способностей (воображения и игры) |
Наблюдение, беседа |
Отличительной особенностью программы дополнительного образования детей «Эрудит» является комплексное взаимодействие разделов программы, где присутствует единый игровой сюжет.
Методика проведения занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приёмами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования- принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.
Методы и приемы обучении:
- Наглядный;
- Словесный;
- Практический
- Игровой
Возраст детей участвующих в реализации данной программы: 5-7 лет.
Срок реализации программы - 2 года.
Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии - групповая;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей -
- по дидактической цели - вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.
Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач. На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления, усвоенных ранее знаний, поэтому его организация должна быть строго продумана педагогом и четко выполнена. Конспекты составлены таким образом, что новый материал излагается довольно подробно, составлен в игровой форме.
Все занятия проводятся в быстром темпе, эмоционально, с максимальной активизацией детей.
Во время обучения широко используются игры, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей.
Дети в силу своих возрастных особенностей допускают ошибки. Используем ошибки детей для повторного объяснения, закрепления пройденного материала. Уделяется особое внимание подбору материала для занятий, игровых приемов и дидактических игр, которые и составляют специфику обучения детей от пяти до семи лет.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному академическому часу. Продолжительность одного занятия - 30 минут.
Учебно-тематический план интеллектуального развития детей 5-6 лет
|
Содержание программы
Раздел I. Практический курс математики
Сформировать у детей представление о величинах: длина предмета, высота предмета, ширина предмета, объем (вместимость) жидких и сыпучих веществ. Научить сравнивать по длине, ширине, высоте, объему (вместимости).
Закрепить умение ориентироваться в пространстве: вперед-назад, вверх-вниз, направо- налево. Познакомить с временными отношениями: раньше - позже, вчера-сегодня--завтра. Научить замечать последовательности событий.
Закреплять умение выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Закрепить название и свойства плоскостных геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг. Познакомить со свойствами объемных фигур круг, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма. Учить прямому и обратному счету в пределах до десяти.
Раздел II. Развитие речи и мышления
Речь и её значение. Предложение. Составление предложений по картинке. Выстраивание последовательности картинок и составление рассказа по ней. Описание предмета. Определение предмета по его описанию. Заучивание скороговорок, небольших стихотворений. Обогащение словарного запаса.
Учить ребенка строить простейшие умозаключения, находить недостающие части целого, находить предметы объединенные каким-либо общим признаком (обобщение и классификация). Учить выполнять упражнения на нахождение закономерностей, на установления логических связей, находить отличия по картинкам (развитие наглядно-образного мышления).
Раздел III. Графические навыки и развитие моторики
Крупная и мелкая моторика. Упражнения на координацию движений. Пальчиковая гимнастика. Игры с мячом. Развитие умения владеть карандашом, шариковой ручкой. Штриховка, раскрашивание. Формирование умения « видеть строку» и рисовать или писать в ней; «видеть клеточки» и чётко и точно вести по ним рисунок.
Раздел IV. Развитие памяти, внимания
Учить детей запоминать несколько картинок; рассказывать наизусть стихотворения; пересказывать близко к тексту (прочитанное педагогом) произведение; сравнивать два изображения по памяти; определять последовательность событий.
Учить выполнять задание не отвлекаясь, находить отличия между предметами; выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу; находить пары одинаковых предметов; копировать узор или движение.
Раздел V. Развитие творческого мышления
Цикл творческих занятий «Дорисуй-ка»: Обучить ребенка правилам поведения в творческой среде, методам коллективного интуитивного решения творческой задачи.
Развить у дошкольника мотивацию самовыражения как важного условия реализации его творческого потенциала. На заключительных занятиях походит выставка работ детей, просмотр работ родителями, выражение ими одобрения идей детей. Вместе с родителями дети создают альбом своих работ.
Цикл творческих занятий «Фабрика игрушек»:
Альбом включает незавершенные объекты для создания различных игрушек.
Задания цикла «Фабрика игрушек» направлены на развитие у детей способности создавать имеющие смысл рисунки с помощью разработки деталей на представленных объектах и способности к продуцированию идей.
Научить детей словесному описанию игрушки, которую намеривается создать.
Предполагается, что при условии успешного усвоения программы, обучающиеся будут знать и уметь:
Внимание
- Выполнять задания, не отвлекаясь.
- Находить отличия между предметами или рисунками.
- Копировать узор или движение.
- Играть в игры на внимательность и быстроту реакции, по правилам.
Математика
- Цифры от 1 до 10; знаки «+», «-», «=», «>», «<».
- Решать задачи в одно действие.
- Делить целое части.
- Прямой и обратный счет в пределах первого десятка.
- Уметь получать число (первого десятка), прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
- Знать название и характеристики геометрических фигур (плоскостных и объемных).
- Выделять из множества предметов один или несколько предметов,
- обладающих заданным свойством;
- Показывать и называть предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета; предмет, расположенный между данными предметами;
- Сравнивать предметы по размерам, по длине, по массе, используя [и практические способы;
- Пересчитывать элементы данного конечного множества; читать любое число от 1 до 10;
- Называть и различать геометрические фигуры: шар, куб, круг, квадрат, треугольник.
- Определять, в каком из двух множеств больше или меньше предметов, или во множествах элементов поровну;
- Называть числа в прямом и в обратном порядке от 1 до 10;
- Сравнивать числа, характеризуя результат сравнения словами «больше», «меньше»;
Память
- Уметь запоминать несколько картинок.
- Запоминать считалочки.
- Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.
- Уметь воспроизводить по памяти рассказанное событие или рассказ.
- Определять последовательность событий.
- Запоминать и удерживать в памяти действие, на определенном промежутке времени.
Мышление
- Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
- Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
- Складывать из конструктора, по образцу, любую фигуру.
- Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.
- Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.
- Складывать пазлы без посторонней помощи.
- Находить объяснения и устанавливать причинные связи.
Моторика, графические навыки.
- Регулировать силу нажима на карандаш или кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета. Располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе.
- Штриховать фигуры, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.
Развитие речи.
- владеть понятием: «слово», «звук», «буквы», «предложение»;
- уметь различать звуки речи на слух;
- уметь составлять простые предложения;
- пересказывать по серии картин или по наводящим вопросам;
- штриховать по образцу.
Список используемой литературы
1. Агаева Е.Л., Брофман В.В., Булычева А.И., и др. Чего на свете не бывает. Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет.
2. Алябьева Е.А. Игры для детей 4-7 лет. Развитие речи и воображения.
3. Андреева И.С. Уроки развития творческих способностей. Развивающее пособия.
4. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
5. Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей.
6. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
7. Еолубина Т.С. Чему научит клеточка метод, пособие для подготовки дошкольников письму.
8. Елкина Н.В., Маряиичева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Серия «Вместе учимся, играем».
9. Жукова О. Большая книга для подготовки детей к школе. Вся программа дошкольного образования.
10. Касабуцкий Н.И., Скобелев Г.Н., Столяр А.А., Чеботаревская. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет: Кн. для воспитателей детского сада и родителей.
11. Колесникова Е.В. Математические ступеньки. Программа развитие математических представлений у дошкольников 2-е изд. переработанное дополненное.
12. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи. Тетрадь для детей 5-7 лет.
13. Колесникова Е.В. Математические ступеньки. Программа развитие математических представлений у дошкольников.2-е изд переработанное дополненное.
14. Михайлова З.А. Математика-это интересно.
15. Новикова В.П. Математика в детском саду.
16. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей.
17. Носова Е. А. Логика и математика для дошкольников.
18. Панова Е.Н. Дидактические игры - занятия в ДОУ: /старший возраст Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.
19. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.
20. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей.
21. Смоленцева А.А. Математика до школы.
22. Тюменцева С.Н. Готовим пальчики к письму. Методическое пособие.
23. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет.
24. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи.
25. Фомина Л.В. Развиваэщие занятия в детском саду. Память, внимание, восприятие, речь, мышление, моторика руки.
26. Хамидулина Р.М. математика. Подготовка к школе.
27. Харько Т.Г., Воскобович в.В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет.
28. Черемошкина Л.В.Развитие детей: пособие для родителей и педагогов.
29. Шевелев К. Развитие математических способностей у дошкольников. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.