Предмет: окружающий мир.
Класс: 4.
Цели урока:
- Предметные: познакомить учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрыть значение водоемов в природе и жизни человека, показать необходимость и способы охраны водоемов.
- Метапредметные:
- Регулятивные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать степень ее достижения, уметь корректировать выполненные задания.
- Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, находить информацию, умение отвечать на вопросы учителя, самостоятельно работать по установленному алгоритму, умение наблюдать и делать простые выводы.
- Коммуникативные: развитие речи учащихся, обучение работе в паре, в команде, развитие умения слушать и учитывать мнение других ребят.
- Личностные: понимать ответственность за сохранение объектов природы, определять личностный смысл учения.
Оборудование: учебник «Окружающий мир. 4 класс. Часть 1» (авторы А.А.Плешаков), тетради, интерактивная доска, презентация, карточки для самостоятельной и индивидуальной работ.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Проверка домашнего задания
А) Устный опрос. Слайд 2
Замени предложение одним словом:
- Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров. (Гора)
- Возвышенность высотой от 200 до 500 метров. (Холм)
- Углубления с пологими, заросшими растениями склонами. (Балка)
- Углубление с крутыми осыпающимися склонами. (Овраг)
- Горы, созданные руками человека из отходов пустых пород, оставшихся после переработки добытых полезных ископаемых. (Терриконы)
Ответь на вопросы (подготовка к ВПР):
- Названия региона, в котором проживаем (ХМАО-Югра)
- Как называется населенный пункт в котором проживаете? (город Нижневартовск)
- Какие центральные улицы есть в нашем городе?
- Какая поверхность нашего края? (равнинная)
- На какой равнине расположен ХМАО? (на Западно-Сибирской равнине)
Б) Письменный опро-тест
1. Самая распространенная форма рельефа - это:
а) равнина;
б) горы.
2. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется:
а) балка;
б) холм;
в) овраг.
3. Каким цветом на карте обозначены плоскогорья?
а) желтым;
б) зеленым;
в) светло-коричневым;
г) коричневым.
4. Горы, созданные людьми, называют:
а) холмы;
б) терриконы;
в) плоскогорья.
5. Нижняя часть горы, холма - это:
а) подошва;
б) склон;
в) равнина.
6. Есть у оврага, холма и горы:
а) вершина;
б) склон;
в) подошва.
7. Углубление на земной поверхности с пологими, поросшими растениями склонами - это:
а) балка;
б) овраг;
в) озеро.
8. Каким цветом обозначены на карте низменности?
а) желтым;
б) зеленым;
в) светло-коричневым.
9. Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров, - это:
а) гора;
б) холм;
в) терриконы.
Ответы: 1(а), 2(в), 3(в), 4(б), 5(а), 6(б), 7(а), 8(б), 9(а).
- Какой вопрос вызвал затруднение?
3. Целеполагание
Работа в группах.
Задание: разгадать ребус. Слайды 3,4
- Как одним словом назвать все отгадки? (водоемы)
- Сформулируйте тему урока, учитывая, что мы начали изучать раздел «Наш край»
- На какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответ? Слайд 5
4. Актуализация опорных знаний
- Что вы знаете о водоемах? Какие они могут быть? (естественные - искусственные, пресные - соленые…)
Обобщение имеющихся знаний. Слайд 6
- Какие водоемы нашего региона вы знаете?
5. Формирование новых знаний
- Речная сеть ХМАО принадлежит бассейну Карского моря. Главными водными артериями являются реки Обь и Иртыш. В округе расположено более 300 тыс.озер различного типа. Почти все озера не превышают площадь 1 км квадратный. (общая карта, Слайд 7)
А) Реки и озера ХМАО
Работа в группах
Задание: прочитать текст, выделить ключевые слова, подготовиться к выступлению.
Группа 1 (Слайд 8)
Река Обь берет начало на Алтае и образуется слиянием рек Бия и Катунь.
Река Обь впадает на севере в Карское море, образуя залив, который носит название Обская губа.
Обь - река в Западной Сибири, самая протяженная река в России и вторая по протяженности в Азии. Длина Оби от слияния 3650 км. Площадь бассейна Оби составляет 2990 тыс. км². По этому показателю река занимает первое место в России. Обь также является третьей по водоносности рекой России (после Енисея и Лены).
(Слайд 9) В водах Оби и Обской губы обитает около 50 видов рыб. Наиболее ценные виды: осётр, стерлядь, нельма, муксун, чир, сиг, пелядь.
В Ханты-Мансийском автономном округе Обь протекает через Нижневартовск, Сургут, Нефтеюганск.
Группа 2 (Слайд 10)
Река Иртыш - самая длинная река-приток в мире. Площадь бассейна - 1643 тыс. км². Русло извилистое. Длина Иртыша - 4248 километров, Исток реки находится в месте слияния двух рек на границе Китая и Монголии, впадает Иртыш в реку Обь рядом с городом Ханты-Мансийском.
В целом, течение у Иртыша достаточно спокойное.
Самые распространенные виды рыб - язь, плотва, щука, окунь, лещ, судак, осетр, карп, налим. Есть нельма, ряпушка, осетровые и другие виды рыб.
Стоит отметить, что некоторые виды рыб были заселены искусственно, например, форель, рипус, толстолобик и карп. Их заселяли в водохранилища, которые находятся в верховьях Иртыша и впоследствии рыбы сами заселили другие участки реки.
Группа 3 (Слайд 11)
Вах - река в центральной части Западно-Сибирской равнины, правый приток Оби. Вах имеет протяженность в 4 раза меньше Оби.
Течёт по восточной части Ханты-Мансийского автономного округа. Длина - 964 км, площадь бассейна - 76 700 км².
Впадает в Обь в 10 км выше Нижневартовска.
В бассейне реки много болот и заторфованных озёр.
Вах играет роль «главной» для многих более мелких речушек, а в ее пойме нашли «приют» многочисленные болота и озера.
Группа 4 (Слайд 12)
Озеро Самотлор - это один из самых ключевых для России, да и всего мира в целом, водоемов. Его ценность заключена в том, что именно здесь на глубине более 2 км были найдены колоссальные залежи нефти.
«Самотлор» первоначально был достаточно крупным озером, площадь которого достигала 63 км². Максимальная глубина природного достояния - 3 метра. По форме озеро напоминает сердце, которое расположилось в 23 км от Нижневартовска. После многочисленных разработок и многолетней добычи нефти внешний облик «Самотлора» изменился. Теперь «сердце» разделено многочисленными дорогами на сотни геометрических фигур. А глубина озера сократилась до 1,5 м.
Название водоема - «Самотлор», согласно переводу с различных языков, обозначает «мертвая вода» или «ловушка-озеро».
Местные жители знают не понаслышке, каким трудом далась разработка этого месторождения. Именно поэтому в Нижневартовске установлен мемориальный комплекс - «Алеша» - памятник рабочему, который в своих руках держит чащу с горящим огнем.
Группа 5 (Слайд 13)
Одним из самых излюбленных мест отдыха жителей Нижневартовска является озеро Кымыл-Эмтор. Озеро Кымыл расположено в 11 км на северо-восток от Нижневартовска Таёжное озеро с глубинами 2-4м. В северной части много мелкого окуня и ерша. В небольшом количестве есть щука, плотва, ерш.
Группа 6 (Слайд 14)
Озеро Комсомольское расположено в черте города Нижневартовск, на правом берегу Оби. Ширина озера - 500 метров, площадь акватории - около 20 гектар. Озеро Комсомольское питается за счет атмосферных осадков и стока с прилегающей территории. Летом, особенно когда стоят жаркие дни, озеро часто цветет.
В конце XX века - это озеро называли "мертвым". Здесь не водилась рыба, птицы не плавали в его водах, да и люди не любили тут отдыхать. Но в 2011 году началась очистка дна и воды в озере. Были запущены мальки. На сегодняшний день благоустроена прибрежная зона, оборудованы площадки для отдыха.
ТБ на водоемах в зимний период.
Выступление групп
Задание классу: записать в тетрадь водные объекты, о которых пойдет речь.
Микроитог:
- О каких водных объектах ХМАО вы прослушали информацию? Что записали в тетрадь?
- Как вы думаете, есть ли на территории ХМАО искусственные водоемы? Почему?
Анализ работы групп
Б) Значение водных богатств и их охрана
Работа в группах (Слайд 15)
Задание: посмотрите видеоролик, обсудив его в группах, подготовьте ответы на вопросы (письменно):
Группы 1, 2, 3
- Какое значение имеют водоемы для жизни животных и человека?
Группы 4, 5, 6
- Экологические проблемы водоемов
Просмотр видеоролика. Ссылка:
Самостоятельная работа групп. Учебник с.146-147.
Представление результатов группами, учащиеся заполняют схему. (Слайд 16)
Экологические проблемы (Слайд 17)
- слив отходов предприятиями в реку
- чрезмерное применение удобрений в с/х
- мытье автомобилей
- выброс мусора в водоем
Микроитог
- Сформулируйте правила поведения в природе. (Слайд 18)
6. Домашнее задание
Подготовить описание реки Обь по плану на с.145 (Письменно)
7. Рефлексия
Работа в паре
- Тема, которую мы сегодня изучали может встретиться в ВПР. Попробуйте выполнить подобное задание (ВПР 2015г.)
Карточка
10.1. Запиши название региона: республики, или области, или края, или автономного округа, в котором ты живёшь.
10.2. Как называется главный город твоего региона?
10.3. Какие реки или озера, побережье какого моря или какие горы есть в твоём регионе? Расскажи об одном из них: значение, экологические проблемы.
8. Итог урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- Вопросы по содержанию урока
Оценивание устной работы учащихся на уроке, работы групп.