Введение
Изменения, которые происходят сейчас в нашей стране, оказывают активное влияние на организацию обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Увеличение общей заболеваемости, рост детской инвалидности, неблагоприятная экологическая ситуация, тяжелое положение семей, спад общего уровня культуры побуждают педагогов применять в работе наиболее эффективные формы и методы педагогического воздействия.
Коррекционное работа, как показали исследования, - это не просто добавка к общеразвивающей работе с детьми. Она выступает как условие преодоления или сглаживания некоторых трудностей, возникающих вследствие биологического нарушения, но, что особенно ценно, она лежит в основе формирования личности ребенка, имеющего то или иное отклонение в развитии.
Важным фактором в формировании личности ребенка с ОВЗ является не просто комплексное воспитание, а организация педагогического воздействия по принципу целостной системы специального обучения. При этом результат выражается не в определенных умениях, способностях, чертах характера, а в виде личностного новообразования, перестраивающего всю совокупность связей и отношений ребенка с окружающей действительностью.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация. Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа учащихся с ОВЗ в нашей школе чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, тяжелыми нарушениями речи, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, я считаю, что самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Общие принципы и правила моей коррекционной работы:
- Индивидуальный подход к каждому ученику.
- Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
- Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
- Гимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица, артикуляционного аппарата и кистей рук.
- Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
- игровые ситуации;
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Я ставлю перед собой задачу - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Одним из основных принципов обучения является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения». Как указывал Ю.К.Бабанский, активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс эмоциональный. Только через эмоции дети активно погружаются в увлекательный, огромный мир музыки, приобщаются к музыкальной культуре.
Что является самым важным для наших сегодняшних детей?
Пожалуй, сохранить данное Богом: суметь не растратить дарованный каждому талант в пустой трате времени перед компьютером или телевизором. Мы забываем о времени и собственном предназначении, попадая в чары интернета или сериала. И свирель способна оторвать детей от компьютерных игр, и предложить свою - новую и неповторимую, а главное - оздоравливающую их игру.
При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ я учитываю, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то моей задачей является выбор музыкального материала в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.
Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их собственной познавательной активности.
Активные методы обучения, игровые методы - очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.
Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы, что важно не только для школьников с нарушениями речи, но и особенно важно для школьников с ОВЗ. При игре на свирели я работаю над звукоизвлечением, использую различные упражнения на дыхание, использую пальчиковую гимнастику, упражнения на артикуляцию, упражнения для уверенного держания инструмента в руках.
Упражнения очень нравятся детям, но самое главное - способствуют улучшению координации пальцев рук и доводят до автоматизма движения. В детстве человек способен ощущать мир звуков, красок, движений всеми органами чувств. В связи с данной проблемой в нашей школе функционируют класс игры на свирели Э.Селовой для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках коррекционно - развивающей работы с такими учащимися с сентября 2019 года мы начали проводить занятия по обучению игре на свирели по авторской методике Э.Я.Смеловой. Специально для этой цели был организована внеурочная деятельность ансамбль «Рязанские свирельки», на котором дети осваивают навыки владения этим музыкальным инструментом.
Новизна обучения игры на свирели Э.Смеловой заключается в том, что ребёнок получает навык игры на свирели даже без знания нотной грамоты и за короткий период времени. Не секрет, что современных детей стало тяжелее заинтересовать любым видом деятельности, у них быстро пропадает интерес. Сталкиваясь с небольшими трудностями, ребёнку легче отказаться от занятий, чем их преодолевать. Данный опыт направлен на воспитание трудолюбия, любви к музыке посредством обучения игре на свирели.
В процессе работы я заметила, что у ребят стал приходить в норму психоэмоциональный настрой.
По результатам диагностики тревожности все участники группы (15 чел.) имеют нормальный уровень тревожности.
Анализируя свой педагогический опыт, хочу констатировать тот факт, что система обучения построена таким образом, учитывает свойства, присущие любой личности: стремление к свободе, потребность в самоутверждении, саморазвитии, что несомненно способствует развитию познавательной деятельности учащихся школы первой ступени.
Маленький удивительный инструмент под названием свирель приносит нашим детям радость, пользу, здоровье. Благодаря Э.Смеловой, её новаторству, появилась на свет методика класс - оркестра, появился инструмент, который объединяет индивидуальные и коллективные формы обучения, сберегает здоровье наших детей, развивает музыкальные способности:
- частоту интонирования вокального звука;
- овладение навыками вокального дыхания.
- развивает музыкальную память;
- игра на свирели - это, прежде всего, дыхательная гимнастика;
- это развитие мелкой моторики и координация пальцев.
Не секрет, что к нам с вами приходят дети в начальную школу с синдромом «краба», я так его называю. Развиты только по 2-3 пальца на каждой руке, это излишки научно-технического прогресса.
Музицирование на свирели прописано во ФГОС и наша свирель больше всего подходит под эти стандарты, чем какой-либо другой музыкальный инструмент.
Спасибо хочу сказать тем женщинам, которые развивали, практиковали, развивают и практикуют методику Э.ЯСмеловой класс оркестра - это Конч Алла Ильинична, первая кто применил данную методику на уроках музыки в школе.
Это Маргарита Игоревна Хлад (Слайд) - в данный момент наш двигатель и духовный вдохновитель по данной методике, продвигает её, даёт семинары, показывает удивительные мастер-классы, рассказывает.
Многих наших коллег и их детей во всех уголках нашей страны увлекла и сделала ближе маленькая, нежная, удивительная свирель.
Роль мотивации в успешном обучении детей с ОВЗ трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает - никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
Список литературы
- Конч А.И. Играем на свирели, рисуем и поем. Тетрадь для дошкольников и младших школьников. М.: ГНОМ и Д, 2011.
- Смелова Э. Свирель поёт. М., Инкоцентр. Журнал «Хоровод».
- Чудо свирель Эдельвены Смеловой // Молодой учёный [Электр. изд.]. URL: http://www.moluch.ru/archive/28/3212/ (дата обращения: 3.09.2015).
- Здоровьесберегающие технологии в обучении и развитии (на примере обучения игре свирели) // Арт-Мозаика [Электронный ресурс]. URL: http://artmozaika-club.ru/publ/zdorovesberegajushhie_tekhnologii_v_korrekcionno_razvivajushhem_processe/1-1-0-2 (дата обращения: 3.09.2015).