Развитие познавательной деятельности воспитанников через мероприятия в условиях школы-интерната как средство предотвращения правонарушений

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 4, 5, 6, 7

Ключевые слова: ОВЗ


Специфические особенности социализации детей с ОВЗ позволяют включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска. Поэтому, проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у подобных детей, овладения ими коммуникативными умениями и навыками приобретают особую значимость.

Учащийся с ОВЗ не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме.

Работа с детьми с ОВЗ имеет свою специфику. Данная категория детей по причине нарушения высших психических процессов (эмоционально-волевой сферы, мышления) склонна к асоциальным поступкам, в большей степени, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Индивидуальная профилактика и коррекция поведения учащихся «группы риска» включает в себя комплекс мер, направленных на выявление детей, склонных к девиациям, и оказание коррекционно-профилактического воздействия с целью устранить отрицательное влияние неблагоприятных условий для успешного формирования личности ребенка.

Общение является важнейшей социальной потребностью, оно позволяет ребёнку комфортно жить в обществе людей, через общение ребёнок познаёт самого себя и окружающий мир людей. Проблема формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью особенно актуальна в настоящее время.

Основная задача в работе с умственно отсталыми детьми максимально адаптировать их в процесс социальной интеграции, и овладение коммуникативными навыками является важнейшей составляющей в этом процессе.

По мнению Л.С.Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обуславливающие замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у умственно отсталых детей.

Трудности формирования коммуникативных навыков, испытывающие учащиеся с умственной отсталостью: ограниченный круг общения, бедный социальный опыт, недоразвитие интеллекта и эмоционально-волевой сферы, отношение к себе, ситуации, связанной с общением, недоразвитие всех компонентов речи (от фонематического до семантического уровней), отсутствие речевой инициативы, дефицитарность речемыслительных средств.

Активизация коммуникативной деятельности школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению.

При работе по развитию речевой коммуникации необходимо опираться на возможности умственно отсталых учащихся и, в первую очередь, развивать:

  • способность ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них;
  • умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;
  • восприятие речи;
  • умение подражать;
  • умение соблюдать очередность в разговоре;
  • умение применять навыки общения в повседневной жизни.

Для более успешной социализации умственно отсталых детей необходимы следующие коммуникативные умения:

  • сотрудничать;
  • слушать и слышать;
  • воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
  • говорить самому.

Процесс овладения коммуникативными навыками детьми с УО является долгим и требует влияния со стороны педагога.

Коммуникативные умения формируются двумя путями: в ходе разнообразной социальной практики, в которую личность включена и в ходе специальной подготовки к общению. Сущность опыта заключается в том, что коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи) Однако основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, со средствами информации и с самим собой.

Этапы работы

1. подготовительный этап

Цель создание условий для формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта

Направления:

  • создание доброжелательных отношений
  • формирование у учеников эмпатии по отношению друг к другу и учителю;
  • развитие познавательной деятельности;
  • развитие понимания речи.

2. начальный этап

Цель: накопление и активизация средств коммуникации

Направления:

  • развитие невербальных средств коммуникации,
  • развитие языковых средств,
  • формирование диалогической речи.

3. тренировочный этап

Цель: формирование умений и навыков использовать средства коммуникации в различных ситуациях общения.

Направления:

  • создание речевых ситуаций, которые позволяют организовать непосредственное общение детей;
  • использование адекватных средств общения.

Среди игр и упражнений предпочтение отдается сюжетно-ролевой игре; пальчиковым играм, которые имеют заметное влияние на приобретение невербального общения; театрально - игровой деятельности учащихся.
При формировании коммуникативных навыков у умственно отсталых детей, большое значение имеет игра.

Игра - это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются способности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя действие детей с кукольными персонажами, собственные действия по ролям и художественно-речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценировка и т.д.).

В результате применения средств театрально-игровой деятельности у учащихся улучшается монологическая, диалогическая речь. Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, способствует приобщению его к духовным ценностям, развивает его эмоциональную сферу, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Наиболее сложным и наименее любимым видом работы на уроке для учителя является использование элементов драматизации. Хотя именно этот вид работы является наиболее интересным и плодотворным для учащихся. При использовании приема драматизации нужно иметь в виду, что формы драматизации могут быть различной степени сложности. Их нужно вводить постепенно. Все более усложняя, но с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также цели урока. Основные формы драматизации в порядке нарастания их сложности:

  • анализ иллюстрации с точки зрения выразительности мимики и пантомимики, изображенных на ней героев;
  • постановка групповых или индивидуальных «живых картинок» (момент из произведения, запечатленный в позе, выражении лица;
  • произнесение отдельной реплики героя с использованием нужной интонации, мимики, жестов, движений;
  • чтение по ролям;
  • драматизация развернутой формы.

1. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ на развитие умения сотрудничать

Задачи

  • учить слышать, понимать и соблюдать правила игры;
  • развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции;
  • воспитывать доверительное отношение друг к другу;
  • развивать чувство ответственности за другого человека.

Замри

Оснащение: «волшебная палочка».

Описание игры

С помощью считалки выбирается водящий - «морской царь». Он будет следить за неподвижностью «морских фигур» и касанием «волшебной палочки» удалять (предлагать сесть на пол) тех, кто пошевелится.

Дети бегают по комнате, изображая руками движения волн.

Педагог или водящий произносит:

- Море волнуется - раз.
Море волнуется. - два. Море волнуется - три.
Морская фигура на месте замри!

Дети останавливаются и замирают в любой позе, которую стараются удержать до тех пор, пока педагог не скажет: «Отомри!»

«Морской царь» выбирает нового водящего, игра возобновляется.

Восстановление деформированного диалога

На уроках чтения и развития речи можно использовать и такой вид работы, как восстановление деформированного диалога. Учащимся предлагается восстановить небольшой фрагмент диалога из разрезанных и перемешанных реплик. Реплики распечатываются на отдельных листочках, без указания кто говорит. Учащиеся устанавливают последовательность реплик, объясняют, кому они принадлежат, доказывают свою точку зрения, находят этот отрывок в тексте и сравнивают со своим вариантом. Выразительно читают отрывок.

Звери на болоте

Оснащение: дощечки или листы бумаги.

Описание игры

Педагог разделяет детей на пары, к каждой из которых один участник получает три дощечки, другой -одну.

Педагог говорит:

- Представьте, что все превратились в зверей и оказались в болоте. Выбраться из него можно только парами и только с помощью дощечек. Тот, у кого дощечек больше, помогает своему партнеру выбраться ил болота.

По команде педагога пары участников поочередно выполняют задание. Затем дети меняются ролями, игра возобновляется. Оценивается готовность ребенка прийти на помощь своему другу, а также предложенные им варианты спасения.

2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ на развитие умения активно слушать

Задачи

  • развивать вербальную и невербальную коммуникацию;
  • учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью
  • выразительных движений и речи;
  • развивать слуховое восприятие и память;
  • учить задавать открытые и закрытые вопросы и отвечать на них;
  • учить перефразировать сказанное, уловив его главный смысл;
  • учить понимать смысл сообщений, выделять основную идею
  • высказывания, подводить итог мысли собеседника;
  • учить использовать прием активного слушания: дальнейшее развитие мыслей собеседника.

Что случилось?

Оснащение: магнитная доска, магниты; картинки: веселый крокодил, грустный львенок, злой (сердитый) мышонок, испуганный слоненок, обиженный пингвин, удивленный филин .

Описание упражнения

Один из детей - водящий, остальные - «наблюдатели» и «советчики».

Педагог предлагает водящему выбрать любую картинку, прикрепить ее к магнитной доске и ответить на вопросы:

- Кто это?

- Какое у него настроение?

- Какие чувства (эмоции) он испытывает?

- Почему? Что с ним случилось?

- Что ты ему посоветуешь?

«Наблюдатели» и «советчики» слушают ответы на вопросы и высказывают свое мнение.

Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.

Кто ты?

Описание игры.

Каждый участник придумывает себе какое-нибудь смешное прозвище (например, метла, пузырек, расческа, ручка, игрушка и др.) Затем с помощью считалки выбирается водящий. Он начинает задавать вопросы игрокам. Отвечая на них , игрок должен употреблять только придуманное им слово, при этом сохраняя серьезное выражение лица.

Например, водящий подходит к тому, кто назвал себя «метлой» и строго предупреждает:

- Кто ошибается,

Тот попадается!

Кто засмеётся, тому плохо придется!

Далее следует диалог, например:

- Кто ты?

- Метла.

- А что ты ел сегодня утром?

- Метлу.

- А на чем ты приехал в школу?

- На метле. И так далее.

Когда вопросы закончатся или же игрок ошибается (рассмеётся ), водящий меняется.

Что в сундучке?

Оснащение: сундучок, различные предметы.

Описание игры.

Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой - либо предмет. С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет».

Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке, становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.

3. Игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию

Задачи.

  • развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;
  • ·развивать умение работать с информацией через установление логических и причинно- следственных связей, а также умозаключений;
  • ·развивать способность аргументировать свою точку зрения, свои высказывания.

Через стекло

Описание упражнения.

Участники разбиваются на пары. Педагог говорит:

- Представьте себе, что один из вас находится в поезде, а другой стоит на перроне, то есть вы отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Но вы можете видеть друг друга.

Участникам предлагается с помощью жестов передать друг другу содержание какого - либо сообщения.

Пример сообщений:

- Я тебе позвоню, когда приеду;

- Напиши мне письмо. И др.

Затем все обсуждают, насколько точно участники смогли передать содержание сообщений и легко ли им было понять друг друга.

Магазин игрушек

Описание игры.

Педагог разделяет детей на две команды. Первая команда - «покупатели», вторая - «игрушки» Каждый участник второй команды загадывает, какой игрушкой он будет, а затем принимает «застывшую» позу, изображая расставленный в магазине товар. «Покупатель» подходит к какой - либо «игрушке» и спрашивает: «Кто ты?» После этого вопроса участник второй команды начинает имитировать действия, характерные для загаданной им игрушки. «Покупателю» нужно отгадать и назвать игрушку, которую ему показывают.

Пойми меня

Описание упражнения.

Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

Воспитатель шепотом сообщает задание (например: подойти к двери) сидящему рядом ребенку. Тот, при помощи жестов должен передать это сообщение следующему участнику так, чтобы он смог понять и выполнить задание.

Ребенок, выполнивший задание, дает инструкцию следующему участнику, игра возобновляется.

Примеры заданий:

- открыть дверь;

- подойти и посмотреть в окно;

- поставить два стульчика рядом. И др.

Я бросаю тебе мяч

Оснащение: мяч.

Описание игры.

Дети стоят в кругу и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того участника, кому хотят его бросить. При этом ребенок, бросающий мяч, говорит: «Я бросаю тебе конфетку (цветок, яблоко и т.д.)

Ребенок, получивший мяч, должен ответить, сделав какой-либо вывод, например: «Спасибо, ты знаешь, я люблю сладкое».

4. Игры и упражнения на развитие умения «конструировать» текст для другого (умение говорить самому)

Задачи:

  • Учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажений смысла;
  • Развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, учитывая
  • личностные особенности слушателя;
  • Научить детей устанавливать «обратную» связь при взаимодействии друг с другом, а также с другими людьми.

Магазин

Оснащение: различные предметы, игрушки, продукты.

Описание игры.

С помощью считалки выбирается водящий- «продавец», остальные дети - «покупатели». На «прилавке магазина» раскладываются различные «товары». Один из «покупателей» не называя предмет, описывает его и рассказывает ,для чего он ему нужен, что из него можно приготовить и т.д. «Продавец» должен догадаться, какой именно «товар» нужен «покупателю»

Затем водящий меняется, игра повторяется.

Угадай, кто это

Описание игры.

Все встают в круг. С помощью считалки выбирается водящий- «рассказчик» Он проходит в центр круга и начинает описывать кого -либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.д. Остальные участники должны угадать, о ком идет речь. Ребенок, который первым дал правильный ответ, выводит в круг загаданного участника, и они вместе с «рассказчиком» взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую остальными детьми:

- Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Станьте в круг.
Я твой друг и ты мой друг,
Добрый, добрый друг!

Затем угадавший становится «рассказчиком», игра возобновляется.

Таким образом, формирование коммуникативных умений школьников с ОВЗ - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.