Социально-коммуникативное развитие дошкольников с ОВЗ посредством интерактивных игр-сказок

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика, Дополнительное образование, Мастер-класс

Классы: д/с, 1

Ключевые слова: ОВЗ, интерактивные игры-сказки


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (31 МБ)


В последнее время всё большую значимость приобретает развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии ФГОС ДО, из приоритетных направлений является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, которое направленно на развитие общения детей с взрослыми, сверстниками. Коммуникативные умения развиваются в процессе освоения детьми всех образовательных областей, которые предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей в рамках речевой работы, создания речевой развивающей среды [5].

Анализ психолого-педагогической литературы по теме показал, что коммуникативные навыки - это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.

Исследованием проблемы развития коммуникативных навыков занимались такие исследователи, как С.Д.Поляков, Л.С.Выготский, В.А.Сухомлинский, О.А.Веселкова, И.А.Зимняя, И.А.Королев, М.И.Лисина, И.П.Подласый, К.П.Зайцева, Э.И.Аюпова, Г.А.Цукерман, Ж.Пиаже.

У детей с ОВЗ отмечаются стойкие трудности с обеспечением понимания коммуникативных действий и с реализацией их последовательности. Дети не умеют излагать свои мысли, передавать их содержание, имеют ограниченный словарный запас и агграмматизмы. Недостатки фонетического строя, слоговой структуры делают высказывания детей непонятными для окружающих. Кроме недостаточной сформированности речевой функции имеется и ряд психологических проблем: дети не владеют навыками сотрудничества и взаимодействия с другими детьми, не знают правил общения и не умеют соотнести их с конкретной ситуацией, преобладают неустойчивое внимание, низкая способность к переключению, низкий объем памяти, наблюдается сниженная мотивация к обучению. Все это в комплексе создает барьер в межличностном взаимодействии. Поэтому существует необходимость в организации специальных занятий по обучению и воспитанию коммуникативных навыков у дошкольников.

Подход к обучению и воспитанию к детям с овз должен быть адаптированным под индивидуальные особенности каждого ребенка. Сказка является универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. О влиянии сказки на развитие личности ребенка говорили такие великие ученые как Б.Бетелльхейм Р.Гарднер, К.Юнг, В.Пропп, М.Л. фон Франц, Э.Фромм.

Посредством сказки мы расширяем словарный запас ребёнка, естественным образом знакомим с грамматическими основами родной речи, развиваем воображение. О.В.Гордеева отмечает, что дети лучше распознают те эмоции, которых чаще всего употребляются в устной речи.

Для повышения эффективности коррекционной работы, а также повышению мотивации детей к обучению, в своей работе мы используем такой вид занятия, как интерактивная игра-сказка, целью которой и является развитие коммуникативных навыков.

Интерактивная игра - это активная обучающая игра, основным методом проведения которой является интервенция т.е вмешательство, а также процесс социального взаимодействия участников игры с компьютером, планшетом, интерактивной доской.

Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка (interactive: inter - между, меж; active от act - действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с педагогом, но и друг с другом и на доминирование активности дошкольников в процессе обучения. Роль педагога в интерактивной игре - направление деятельности детей на достижение поставленных целей.

Интерактивные игры служат дополнением к дидактическим, настольным, печатным пособиям для занятий.

Задачами таких интерактивных игр-сказок являются: развитие всех компонентов речи: расширение словарного запаса, формирование грамматического строя, развитие фонетико-фонематической строны речи, развитие просодической и интонационной стороны речи, развитие связной речи: диалогической и монологической форм; формирование у детей потребности в эмоциональном общении, развитие познавательной активности, а также психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. Проведение интерактивной сказки - игры проходит в несколько этапов:

Подготовительный этап. Педагог подготавливает все необходимые материалы к занятию, и устанавливает правилами взаимодействия. А затем знакомит ребёнка с главным героем.

Занятие. Педагог читает текст, интонируя и подражая героям сказки. Помогает ребёнку по ходу игры выполнять различные задания. Задания создаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, направлены на совместное взаимодействие ребенка и педагога, или детей в группе (например, в сказке про Ёжика Пыха (авторская сказка) дети помогают главному герою пройти испытания: отгадать звуки животных в лесу, найти спрятавшихся животных, повторить артикуляционную гимнастику, также слепить из пластилина главного героя - Ёжика Пыха). Педагог совместно с ребёнком проигрывает диалог главного героя с другими героями сказки.

Завершение игры. Заканчивать игру необходимо на положительной ноте, похвалить ребёнка за прекрасное участие в сказке, выполнение всех заданий. Поговорить о героях, спросить, кто больше всех понравился? Почему? Попросить нарисовать героя.

Такая форма работы может осуществляться как в очном, так и в дистанционном режиме. Интерактивные игры-сказки можно проигрывать по разным сюжетам. Наример «Колобок», «Терепок», «Репка», «Три поросенка». Так же создавая свои авторские сказки.

Для создания собственной интерактивной сказки-игры можно использовать различные средства. Например, известный всем пакет для создания мультимедийных презентаций MS Power Point. Придумав сюжет игры, подобрав задания, можно оформить интерактивную игру на основе таких инструментов и функций, как анимационные эффекты, вставка видео и звука (например, озвучивание заданий игры), элементов управлениями объектами - триггеров.

Положительными результатами такого занятия являются: изменение не только негативного отношения ребёнка к своему речевому дефекту, но и улучшение мотивационной и эмоциональной сферы. Ребенок чувствует себя более уверенно и комфортнее при общении. Повышается его инициативность и коммуникабельность.

Ребенок заинтересован в принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, ищет ответы на интересующие вопросы, проявляет элементы творчества, усваивает способ познания и применяет его на другом материале.

Интеграция познавательных процессов с речевыми возможностями обеспечивает полноценное интеллектуальное развитие и формирует произвольность умственной деятельности дошкольника.

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья позволяет обеспечить положительную динамику в обучении и воспитании. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.

Коррекционный процесс дошкольного образования становится разнообразным, живым и ненавязчивым для детей. Применяя интерактивные игры, повышается мотивация детей к обучению дети учатся новым формам сотрудничества.

Список использованной литературы

  1. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой. - СПб.:Детство-пресс, 2016.
  2. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника / А.Г.Арушанова. - Москва: ТЦ Сфера, 2011. - 80 с.
  3. Князева Н.Н. Речевое и социально-коммуникативное развитие старших дошкольников в игре в рамках реализации ФГОС // Вестн. Омского гос. пед. ун-та. Сер. Гуманит. исслед. - 2018. - № 3 (20). - С. 139-143.
  4. Прокопьева Т.И. Использование игры для развития навыков диалогового общения у старших дошкольников / Т.И. Прокопьева, В.Г.Евтюшкина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2016. - № 3. - С. 210-213.
  5. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии:сборник статей ФГОС ДО. А/сост. Волосовец Т.В., Зыкова О.А.
  6. Левшина Н. И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников / Н.И.Левшина, Л.В.Градусова // Фундаментальные исследования. - 2015. - №2(9). - С. 1988-1992.
  7. Чудакова Е. Использование разных видов наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста // Пралеска. - 2020. - №9(349). - С. 67-69.