Технологическая карта урока
Предмет: ИЗО.
Класс, четверть, номер урока: 5а, 5б,5в классы; 2 четверть; урок № 11.
Тип урока:
- урок «открытия» нового знания;
- урок отработки умений и рефлексии;
- урок общеметодологической направленности;
- урок развивающего контроля.
Цель:
- познакомить с народным промыслом России - городецкой росписью;
- познакомить с историей развития городецкой росписи;
- формировать навыки кистевой росписи;
Задачи:
личностные:
- формирование уважительного отношения к культуре и искусству своей страны, чувство гордости за культуру и искусство своего народа, воспитание художественно-эстетического вкуса;
- дать учащимся представление о художественных народных традициях искусства Городца;
- познакомить с основными элементами росписи, развивать способность понимать роль цвета для создания эмоциональной яркости рисунка росписи.
регулятивные:
- формулирование проблемы и цели своей работы;
- рефлексия способов действия;
- умение применять знание основных знаний для работы над росписью.
коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- участие в диалоге с учителем и одноклассниками;
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
познавательные:
- умение осознанно высказывать свои суждения о промысле;
- анализ, сравнение, обобщение;
Планируемый результат: дать учащимся представление о художественных народных традициях искусства Городца; познакомить с основными элементами росписи, развивать способность понимать роль цвета для создания эмоциональной яркости рисунка росписи.
Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, в группах.
Техническое оборудование: персональный компьютер, экран, проектор, презентация, репродукции картин, учебник, альбом, карандаши.
Структура и ход урока
Этап урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Этап самоопределения к учебной деятельности |
Оргмомент. Приветствие.
|
Приветствие.
|
Выполнять единые правила для обучающихся. |
Актуализация пробного учебного действия |
- Посмотрите на доску. Перед вами несколько табличек. Что их объединяет?
- Посмотрите, на доске осталась одна табличка с неизвестным нам промыслом. |
Ребята внимательно смотрят на доску.
|
Владеть художественными терминами в пределах изученного раздела. |
Выявление места и причины затруднения |
- Что ж давайте по порядку
Загадаю я загадку Кто быстрей ответ найдёт, Тот первым и тему урока назовёт. Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать. Желтый вечер, черный конь, И купавки, как огонь, Птицы смотрят из ларца - Чудо-роспись… |
Ответы обучающихся:
|
Умеють
добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке |
- Верно, ребята.
А как вы думаете, как называется эта роспись? |
- Городецкая | ||
|
- Сегодня мы поговорим о городецкой росписи.
|
Ответы детей
Ученики размышляют, анализируют, ставят перед
|
|
Реализация построенного проекта |
- Итак, название росписи мы уже знаем.
- А где же родилась городецкая роспись? Послушаем сообщение, которое подготовила 1 группа. |
- На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.
Есть на Волге город древний,
|
Эмоционально воспринимать произведения городецкого промысла.уважительно относятся к творчеству, как к своему, так и других людей;
|
- Какой материал использовался для росписи? | - Дерево | ||
- На какие предметы наносилась роспись? Отвечает третья группа. |
- Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.
Со временем мастера стали расписывали игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота. |
||
- А что рисовали на всех этих предметах? Об этом нам расскажет 3 группа. |
- Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. Значительное место занимают цветочные мотивы - пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями.
Городецкая роспись - как ее нам не знать. Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать. Желтый вечер, черный конь, И купавки, как огонь, Птицы смотрят из ларца - Чудо-роспись Городца! |
||
- Какие краски использовали городецкие мастера? Посмотрите на изображения и скажите, какие основные цвета используются в городецкой росписи? Ответ 4 группы.
- Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи.
|
- Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны - ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.
|
||
Первичное закрепление |
Учитель организует деятельность по проверке новых знаний.
- Ребята, мы с вами познакомились с городецкой росписью. |
Слушают учителя. | Определение характерных особенностей городецкого промысла. |
|
- Давайте разделимся на группы и проверим, насколько правильно вы запомнили историю развития городецкой росписи.
|
Выполняют работу в группах, осуществляют взаимопроверку. |
|
Физкультурная минутка. |
А теперь пришло время немного отдохнуть.
|
Учащиеся повторяют движения. |
|
Самостоятельная работа по образцу или эталону |
- А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера. Сегодня мы будет готовить товары для городецкой ярмарки. Это - разделочные доски
|
Ребята самостоятельно выбирают композиционное и цветовое решение работы, в этом им помогают карточки «Последовательность выполнения розана и купавки, листочка, кустика. Схемы узоров». |
Выполняют творческую работу, используя свою фантазию и воображение. Осваивают основные приемы кистевой росписи Городца, овладевают декоративными навыками. |
Включение в систему знаний и повторения |
Организация работы закрепления знаний:
|
Ответы обучающихся по материалу урока. |
Владеть художественными терминами в пределах изучаемой темы. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
- Работа закончена.
Наши доски расписные,
|
Ученики вывешивают свои работы на магнитной доске для обсуждения. Высказывают свое мнение о том, что удачно и не удачно. |
Анализируют, оценивают работу друг друга. Предлагают пути исправления ошибок.
|
Задание для самоподготовки |
Завершить роспись кухонной доски. |
Работа с дневником. |
Понимать основную суть домашнего задания. |
Оценки за урок |
Выставление оценок за урок. |
Работа с дневником в сотрудничестве с учителем. |
Приложение 1
- Как называется село, в котором зародилась Городецкая роспись?
- Как называется первый этап городецкой росписи?
- Как называется второй этап городецкой росписи?
- Как называется третий этап городецкой росписи?
- Этот цветок - один и основных элементов цветочной композиции.