Урок "Городецкая роспись"

Разделы: МХК и ИЗО

Ключевые слова: городецкая роспись


Технологическая карта урока

Предмет: ИЗО.

Класс, четверть, номер урока: 5а, 5б,5в классы; 2 четверть; урок № 11.

Тип урока:

  • урок «открытия» нового знания;
  • урок отработки умений и рефлексии;
  • урок общеметодологической направленности;
  • урок развивающего контроля.

Цель:

  • познакомить с народным промыслом России - городецкой росписью;
  • познакомить с историей развития городецкой росписи;
  • формировать навыки кистевой росписи;

Задачи:

личностные:

  • формирование уважительного отношения к культуре и искусству своей страны, чувство гордости за культуру и искусство своего народа, воспитание художественно-эстетического вкуса;
  • дать учащимся представление о художественных народных традициях искусства Городца;
  • познакомить с основными элементами росписи, развивать способность понимать роль цвета для создания эмоциональной яркости рисунка росписи.

регулятивные:

  • формулирование проблемы и цели своей работы;
  • рефлексия способов действия;
  • умение применять знание основных знаний для работы над росписью.

коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • участие в диалоге с учителем и одноклассниками;
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

познавательные:

  • умение осознанно высказывать свои суждения о промысле;
  • анализ, сравнение, обобщение;

Планируемый результат: дать учащимся представление о художественных народных традициях искусства Городца; познакомить с основными элементами росписи, развивать способность понимать роль цвета для создания эмоциональной яркости рисунка росписи.

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, в группах.

Техническое оборудование: персональный компьютер, экран, проектор, презентация, репродукции картин, учебник, альбом, карандаши.

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Этап самоопределения к учебной деятельности

Оргмомент. Приветствие.
Проверка готовности к уроку. Позитивный настрой.
-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Приготовьте к уроку все необходимое: альбомы, карандаши.

Приветствие.
Проверка подготовки рабочего места.

Выполнять единые правила для обучающихся.

Актуализация пробного учебного действия

- Посмотрите на доску. Перед вами несколько табличек. Что их объединяет?
- Соотнесите названия промысла и картинку.

- Посмотрите, на доске осталась одна табличка с неизвестным нам промыслом.

Ребята внимательно смотрят на доску.
- Это народные промыслы.
Дети выполняют задание.

Владеть художественными терминами в пределах изученного раздела.

Выявление места и причины затруднения - Что ж давайте по порядку
Загадаю я загадку
Кто быстрей ответ найдёт,
Тот первым и тему урока назовёт.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца -
Чудо-роспись…

Ответы обучающихся:
- Городца!

Умеють
добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
- Верно, ребята.
А как вы думаете, как называется эта роспись?
- Городецкая

- Сегодня мы поговорим о городецкой росписи.
- Какая тема урока отсюда следует?
- Как будет звучать цель нашего урока?
- Какие задачи мы перед собой поставим?
- Вы когда-нибудь выполняли городецкую роспись?
- Можем ли мы сразу начать?
- Почему?

Ответы детей

Ученики размышляют, анализируют, ставят перед
собой цель и задачи урока.

Реализация построенного проекта - Итак, название росписи мы уже знаем.
- А где же родилась городецкая роспись? Послушаем сообщение, которое подготовила 1 группа.

- На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.
Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. На нее привозили все, что умели делать. Жители Городца славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.
В 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.

Есть на Волге город древний,
По названью Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!

Эмоционально воспринимать произведения городецкого промысла.уважительно относятся к творчеству, как к своему, так и других людей;
уметь работать по предложенному учителем плану;
уметь слушать учителя и сверстников, задавать вопросы для получения нужной информации.

- Какой материал использовался для росписи? - Дерево
- На какие предметы наносилась роспись? Отвечает третья группа. - Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.
Со временем мастера стали расписывали игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота.
- А что рисовали на всех этих предметах? Об этом нам расскажет 3 группа. - Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. Значительное место занимают цветочные мотивы - пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями.
Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца -
Чудо-роспись Городца!

- Какие краски использовали городецкие мастера? Посмотрите на изображения и скажите, какие основные цвета используются в городецкой росписи? Ответ 4 группы.

- Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи.
В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила.
Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Этот этап называют «подмалевка».
Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка
Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

- Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны - ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.
Цвета, присущие городецкой росписи (голубой и все оттенки синего, розовый и оттенки красного - для цветков, зеленый - листики, черный - кони, черный, синий - птицы, белый - оживка. Несмотря на цветовое многообразие, мастера придерживаются определенных правил; если фон цветка розовый, красный то серединку выполняют темно-красным, бордовым, а если фон голубой, то лепестки прописывают темно-синим или фиолетовым.

Первичное закрепление Учитель организует деятельность по проверке новых знаний.
- Ребята, мы с вами познакомились с городецкой росписью.
Слушают учителя. Определение характерных особенностей городецкого промысла.

- Давайте разделимся на группы и проверим, насколько правильно вы запомнили историю развития городецкой росписи.
Объяснение. - У вас на столах лежит лист с вопросами. Вам нужно написать правильный ответ, провести взаимопроверку. (Приложение 1)
Групповая работа учеников.

Выполняют работу в группах, осуществляют взаимопроверку.

Физкультурная минутка.

А теперь пришло время немного отдохнуть.
Потрудились - отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

Учащиеся повторяют движения.

Самостоятельная работа по образцу или эталону

- А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера. Сегодня мы будет готовить товары для городецкой ярмарки. Это - разделочные доски
Постарайтесь расписать их, используя городецкие мотивы (розаны, купавки, листья).
Звучит негромкая народная музыка.

Ребята самостоятельно выбирают композиционное и цветовое решение работы, в этом им помогают карточки «Последовательность выполнения розана и купавки, листочка, кустика. Схемы узоров».

Выполняют творческую работу, используя свою фантазию и воображение. Осваивают основные приемы кистевой росписи Городца, овладевают декоративными навыками.

Включение в систему знаний и повторения

Организация работы закрепления знаний:
- С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
- Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?
- На каких изделиях выполняется роспись?
- Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?

Ответы обучающихся по материалу урока.

Владеть художественными терминами в пределах изучаемой темы.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Работа закончена.
- А теперь оформим выставку. Прикрепите свои работы на доску.
(Оформление выставки «Городецкая роспись»)

Наши доски расписные,
Посмотрите, вот какие:
Всё хотим вам показать
И подробно описать.

Ученики вывешивают свои работы на магнитной доске для обсуждения. Высказывают свое мнение о том, что удачно и не удачно.

Анализируют, оценивают работу друг друга. Предлагают пути исправления ошибок.
Определять уровень своей обученности.

Задание для самоподготовки

Завершить роспись кухонной доски.

Работа с дневником.

Понимать основную суть домашнего задания.

Оценки за урок

Выставление оценок за урок.

Работа с дневником в сотрудничестве с учителем.

Приложение 1

- Как называется село, в котором зародилась Городецкая роспись?

- Как называется первый этап городецкой росписи?

- Как называется второй этап городецкой росписи?

- Как называется третий этап городецкой росписи?

- Этот цветок - один и основных элементов цветочной композиции.