Цель урока: сопоставить образ Александра Невского в музыке и изобразительном искусстве через триптих П.Корина и кантату С.Прокофьева. способствовать эмоциональному проживанию исторических событий и судеб защитников Отечества.
Задачи урока:
Образовательные:
- Знакомство с кантатой, как музыкальным произведением торжественного или лирико-эпического характера, состоящим из нескольких законченных номеров и исполняемым певцами-солистами, хором в сопровождении оркестра;
- Укрепление понимания взаимосвязи и взаимопроникновения различных видов искусств (музыки, литературы, живописи и киноискусства)
Воспитательные:
- Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики, воспевающей силу и мощь русского народа;
- Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
Развивающие:
- Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать фрагменты кантаты;
- Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым произведением.
Методы:
- Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);
- Анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;
Оборудование: Компьютер, фонохрестоматия музыкального материала для 5 класса, музыкальные словари эмоций.
Ожидаемый результат:
- Знать и понимать термины "кантата","триптих».
- Понимать важность музыки в жизни человека.
- Оценивать эмоциональный характер музыки, определять средства музыкальной выразительности.
- Уметь применять знания в жизни.
Тип урока: комбинированый.
Музыкальный материал:
- Кантата "Александр Невский" С.С.Прокофьева
- Песнь А.Невского
- "Ледовое побоище"
- "Вставайте, люди русские»
Оборудование:
- Аудио- и видеозаписи сцен из кантаты "Александр Невский"
- Иллюстрации к кантате "Александр Невский"
- Музыкальный инструмент
Ход урока
1. Организационный момент
- Приветствие детей. Этический заряд учащихся.
Учитель: Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на очередном уроке музыки. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем гостей аплодисментами.
2. Этап мотивации и актуализации знаний
- Ролик видео с кадрами нашествия фашистов на русскую землю.
Музыка С.С. Прокофьева из кантаты "Александр Невский", "Скок свиньи".
У. - Ребята, какие чувства вызвали у вас эти кадры?
Почему?
- Музыка какого характера сопровождала эти кадры?
- Действительно, это кадры, рассказывающие о нападении на нашу страну иноземных захватчиков.
В 1939 году началась Вторая мировая война, по всей Европе шагали гитлеровские фашисты, которые без особых усилий захватывали новые и новые города и страны, и вот без объявления войны они вторглись и на нашу Родину.
Пикрепить на доску 1941-1945
- В каком году началась Великая отечественная война? (1941)
- А в каком году закончилась? (1945)
Верно! Русские люди переломили хребет фашистской армии, огромной ценой и благодаря народу-герою и вере в Победу!
3. Постановка учебной задачи урока
- Русским людям не раз приходилось защищать Родину с оружием в руках. Много героев прославилось в этих сражениях. Сегодня мы поговорим об одном из таких героев. По моему описанию попробуйте догадаться, кто это?
Как говорят летописи: "... Сей великий князь побеждал всюду, а непобедим был никем же...".
Человек этот известен нам как великий полководец, защитник Родины.
Он был очень молод, когда возглавил русское войско, оборонявшее Русь сначала против шведских завоевателей, а потом против немецких воинов - крестоносцев.
Церковью был канонизирован (причислен к лику святых).
Кто догадался, о каком князе идет речь? (Ответы детей)
Много военных подвигов совершил новгородский князь Александр Ярославич. Его войско героически сражалось со шведами на Неве-реке. За победу над врагом прозвал народ великого князя Невским.
Вскоре после Невской битвы на Русь двинулись отряды немецких рыцарей-крестоносцев. Весной 1242 года на Чудском озере разыгралось кровавое побоище.
Прикрепить на доску дату 1242
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Ледовая битва» до сл. 33.
У: Ребята, как вы думаете. Почему в начале нашего урока мы говорили о событиях , которые произошли в 20 веке, мы вспомнили о событиях века 13-го?
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (о
связи времен)
Слайд 1
Сообщение темы урока "Звать через прошлое к настоящему".
Ничто так не показывает наглядно связь прошлого и настоящего, неразрывную связь времен, как искусство.
Слайд 2. Триптих П.Корина «Александр Невский»
Павел Корин написал этот триптих в годы ВОВ, когда во всей стране шли кровавые сражения с фашистами (1942-1943 год)!!!
У: Что необычного в этой картине? (ответы детей)
У: Из скольких частей она состоит? (3 части)
У: Давайте попробуем с вами объяснить значение термина ТРИПТИХ…
У: Что вы слышите? (цифру три)
Слайд 3. Триптих - (от греч. triptychos - сложенный втрое), Произведение искусства из трех картин, рисунков, рельефов, объединенных общей идеей или темой.
Общее название триптиха - «Александр Невский». Левая часть - «Северная баллада», правая часть - «Старинный сказ». центр - «Александр Невский».
Слайд 4
- Почему фигура Александра Невского занимает центральную часть?
- Что у него в руках?
- Где он стоит?
- Куда устремлен взгляд князя? (ответы детей)
А.Невский, сжимая рукоять меча, в латах, будто весь выкованный из стали, стоит на берегу Волхова, возвышаясь над старинным собором. За его спиной - верная дружина, а за плечами - чёрный стяг с изображением Спаса «Ярое Око». Взгляд князя, суровый, сосредоточенный, устремлён в сторону врага. Кольчугу, латы и шлем художник писал с натуры в историческом музее. Описание великокняжеского стяга он нашёл в летописях. Хотя Александру Невскому в момент битвы с тевтонцами было всего 23 года, художник изобразил воина далеко не юным.
Слайд 5
В «Северной балладе» - русский крестьянин, вытянув вперед руку, словно преграждает дорогу врагу; рядом - русская женщина с выражением непреклонной воли на прекрасном лице. Вокруг - суровая северная природа.
Слайд 6
В «Старинном сказе» - сказительница, сказитель, готовые запечатлеть в своих песнях-сказах величие и трагизм событий той поры, и «ушкуйник» - не то разбойник, не то богатырь. А кругом - та же суровая русская природа.
Слайд 7
Но как бы детально ни описывали мы полотна, составляющие триптих Корина, все это будет лишь описанием их внешней стороны, поверхности. А попробуем заглянуть в их сердцевину, во внутреннюю их сущность.
Слайд 8
И поможет нам в этом ДВА не менее выдающихся произведения советского искусства, посвященных той же теме и носящих то же название: «Александр Невский» - кинофильм Сергея Эйзенштейна и «Александр Невский» - кантата для солистов, хора и большого симфонического оркестра Сергея Прокофьева.
Слово "кантата" вам уже знакомо. Давайте вспомним, какое произведение называют кантатой?
Слайд 9
(ответы детей )
Кантата - произведение для солистов, хора и оркестра обычно героического и торжественного характера.
Данная кантата была написана на основе музыки к к/ф режиссера Сергея Эйзенштейна "Александр Невский".
Два гениальных советских мастера создали свои произведения в ту пору, когда гитлеровский фашизм уже начал свое варварское вторжение в страны Европы и угроза фашистского нашествия нависла над всем миром. Фильм был создан в 1938 году, кантата - в 1939. Они прозвучали как решительное предостережение, как грозное напоминание о том, что ждет врага, который решится напасть на нашу Родину.
Слайд 10
В кантате 7 частей, каждая из которых рассказывает слушателям о каком - то определенном событии.,
Слайд 11
Одна из них называется Песнь об Александре Невском. Сейчас вы услышите ее фрагмент.
Слайд 12
А и было дело на Неве-реке,
На Неве-реке, на большой воде.
Там рубили мы злое воинство,
Злое воинство, войско шведское...
Подумайте, каким перед вами предстает А.Невский в этой музыке?
Определите его музыкальный портрет.
Слайд 13
Песнь об Александре Невском - Слушание.
- Каков характер прозвучавшей музыки?
повествовательная, величавая, размеренная, похожа на древнерусскую былину, распев разносится далеко над просторами русской земли.
- Каким предстал А. Невский перед вами, каким вы его видите в музыке? мужественным, сильным, надежным, уверенным защитником - богатырем.
Созвучный ли этот образ с образом, созданным художником Павлом Кориным в своем триптихе «Александр Невский»?
Учитель: В образе Александра Невского представлен весь народ, все герои, которые защищали и защищают нашу Родину.
Давайте прослушаем еще один отрывок из кантаты.
А после прослушивания вы ответите на вопросы.
Отрывок из фильма «Вставайте, люди русские»
- Какая песня по характеру? Ребята, а вы услышали музыку русского призыва?
- На что оно похоже? (звон колоколов - набат)
- Что такое набат? (Набат - сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием. Слыша его, люди понимали, что нужно отложить все дела и объединиться для принятия решения или срочной помощи, будь то пожар или замеченные поблизости враги)
Слайд 14
Учитель: Это мелодия хора «Вставайте, люди русские».
Этот хор - знаменитая патриотическая русская песня, призыв к защите родной земли. Александр бросил клич, и словно из-под земли вырастают новые русские воины. Простые, мирные люди брали в руки оружие и вставали в ряды защитников. В лихие времена - каждый воин. Это правило действует всегда, в любую эпоху. Если Родина в опасности, люди объединяются и выступают на ее защиту.
Учитель: Еще раз вслушаемся в музыку
вступления к хору и попробуем передать (изобразить) движением
руки характер звучания набатного колокола.
Дети выполняют упражнение (маршируют, физминутка)
4. Обратимся к другой части кантаты
Она называется «Ледовое побоище». В ней Прокофьев представляет два войска, каждому из них он написал свою музыку, свою тему.
Я предлагаю вам послушать фрагменты кантаты и определить музыкальную характеристику войска немецких рыцарей и войска русских воинов.
/на партах- словарь эстетических эмоций - для характеристики музыки/
Ваша задача - узнать, чья это музыка.
Слушание темы крестоносцев, часть 5, не называя.
Как вы считаете, какой лагерь характеризует эта музыка? Какое войско?
- Близка ли нам эта мелодия? Родная она нам? Почему?
(ответы детей)
- Холодная, злая, как будто неживая.
- Механический шаг, монотонное пение.
- Это не родная нам музыка, за ней скрываются злые лица завоевателей.
Прикрепить эмоции
Для того, чтобы подчеркнуть чужеродность этой музыки, композитор за основу взял церковное песнопение - хорал. Это католическое песнопение. Крестоносцы были католиками.
А Русь - страна православная. Одной из причин нападения на нашу страну немецких рыцарей было желание сделать - Русь католической страной. Поэтому С.Прокофьев и написал для темы нападения католический хорал и специально искал такой тембр, который был бы неприятен для русского уха.
- В кантате в противовес теме крестоносцев, как бы в ответ ей, звучит другая тема, тема русской конницы.
Слушание темы русского призыва, русской конницы
- Похожа она на тему завоевателей? Какая она?
(ответы детей)
- Тема русской конницы - полетная, она живая, быстрая, можно сказать лихая или залихватская, удалая, веселая, похожа немного на русскую плясовую.
Прикрепить эмоции
- А как вы думаете, как музыка может нарисовать нам картину битвы?
- Как же С.Прокофьев описал борьбу немецких рыцарей и русского войска?
Давайте послушаем. «Ледовое побоище»
Вызывается 2-4 человека - предводителей крестоносцев и русских воинов, снаряжение- шлемы и флаги.
На столах лежат изображения рыцарей-крестоносцев и русских воинов. Сейчас мы послушаем этот фрагмент еще раз. Когда вы услышите вступление темы немецких рыцарей, вы поднимите их картинку, когда тему русской конницы, - нашу.
Тема битвы
- Что произошло с темами в музыке? Они перемешались. Мы слышим столкновение этих тем, их борьбу .Одна тема одолевает другую. Прокофьев сталкивает две непримиримые силы, в споре которых решается судьба не только Руси, но и судьбы православия.
- Кто победил в этой битве?
- Перед битвой он пошел в церковь и молился Богу о защите родной земли, а затем, ободряя свою дружину, он сказал: "Не в силе Бог, а в правде!" И войско пошло за ним.
Фрагмент фильма С.Эйзенштейна «Кто с мечом….»
Какие слова Александра Невского знает каждый человек? (Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет).
Кантата и фильм были созданы как раз перед ВОВ. Эти произведения служили предупреждением нашим врагам: «Кто на Русь придет, будет насмерть бит». И, в тоже время, они воодушевляли наш народ. Фильм часто показывали на фронте, чтобы поддерживать боевой дух солдат.
- А смог ли Александр победить один? Один в поле не воин!
ПЕСНЯ, которую мы сегодня продолжим изучать «Баллада о солдате» посвящена не одному конкретному солдату, а всем солдатам, которые защищали свою Родину.
Вот теперь ответьте на вопрос:, события какой эпохи вдохновили художника П.Корина на написание триптиха? А кантата и фильм? Ну, конечно! События сороковых годов 20, а не 13 века.
Видите, как в искусстве сложно и интересно получается: сюжет, произведения заимствованы из событий 13 века, а само произведение всем своим существом, всем духом своим связано с 20 веком.
Как вы думаете, можно ли считать А.Невского символом вдохновения для защитников Донецкого края? Можем ли мы назвать Александра Невского символом Победы? Почему?
- Потому, что он соединил в себе такие качества:
- Он защитник, он любит свою Родину.
- Он талантливый полководец, у него надежное войско.
- Его любил народ, верил ему, шел за ним.
- Он - Святой земли русской, а, значит, образец для подражания
- Он - победитель и для нашего донецкого народа. Я думаю он является символом Победы!
Ребята, как вы понимаете эти слова М.Мусоргского?
Ничто так не показывает наглядно связь прошлого и настоящего, неразрывную связь времен, как искусство.
Проверка, как усвоен новый материал.
/можно провести тест слайлы 16-22
5. Рефлексия
Закончите предложение:
- Я узнал(а)...
- Новые знания мне пригодятся...
- Какие качества героя сегодняшнего урока вы хотели бы воспитать у себя?
- Что ярче всего запомнилось вам из кантаты "Александр Невский"?
Прикрепляют звездочки к красному и черному щиту, в зависимости от эмоций. Которые они получили на уроке.