В последнее время в начальных классах уделяется особое внимание интегрированному обучению. И это не случайно. На мой взгляд, именно на начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между предметами. Интегрированный подход к обучению все больше осознается как актуальная потребность современного образования.
Курс билингвального обучения предполагает интеграцию» по меньшей мере, двух областей знаний - родного языка и иностранного. Билингвальные программы позволяют человеку развить культуру речи, углубить знание языка, избежать коммуникативных барьеров в общении, что помогает легко адаптироваться в многоязычной среде; обучение на нескольких языках способствует развитию коммуникативных и когнитивных способностей, а поликультурная среда - приобщению к культурным ценностям, выработке навыков межкультурной компетенции и воспитанию толерантности в условиях диалога культур. Интеграцию в билингвальном обучении необходимо внедрять в учебный процесс уже в начальной школе. Она даёт возможность ребёнку воспринимать предметы и явления целостно, разносторонне, системно и эмоционально, позволяет легче понять и принять культуру разных стран.
Билингвальные уроки позволяют решить ряд задач:
- воспитательные задачи: формирование социокультурной, языковой компетенции в рамках темы урока;
- обучающие задачи: расширение кругозора учащихся через знакомство с традициями и культурой иноязычных стран; развитие умения работать с текстовым материалом в двух языковых системах одновременно; развитие умения активизации лексики и грамматики в речи. При решении обучающих задач, мы формируем следующие регулятивные универсальные учебные действия: обучение управлению своей деятельностью на уроке; развитие умения контролировать деятельность собеседника; формирование умения называть тему урока и ставить цели; развитие умения самостоятельно делать выводы;
- личностные задачи: повышение мотивации к изучению иностранных языков. Решение всех задач обуславливает формирование предметных универсальных учебных действий.
Билингвальные уроки - это не только способ разнообразить традиционные занятия, но и способ достижения оптимального результата при обучении. Последовательный перевод, визуальная поддержка, переключение кода, «Включение» в язык, «Мостик-подсказка» - все это методические приемы, позволяющих реализовать билингвальное обучение.
Методика работы на таком уроке предполагает широкое использование учебной техники, проблемных задач, работы с книгой, наглядности, групповых форм обучения; необходима также связь с внеклассной работой. При организации интегрированного обучения надо твердо следовать принципу: содержание смежных дисциплин, привлекаемых в качестве добавлений в учебном процессе по данному учебному предмету, не должно заменять и вытеснять основное содержание изучаемой темы.
Билингвальные уроки имеют ряд преимуществ: дают ученику широкое представление о мире, в котором он живет, о сосуществовании в нем разных народов и культур, и снимают перенапряжение учащихся за счет переключения с одного языка на другой, служат языковому развитию учащихся, использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне; форма проведения интегрированных уроков нестандартна, что способствует лучшему усвоению материала и практическому применению иностранного языка детьми в повседневной жизни.
В начальной школе возможно проведение таких билингвальных занятий как английский и окружающий мир, английский и музыка, английский и физическая культура, английский и математика, английский и литература, классный час на английском.
Более того, билингвальные уроки способствуют более тесному профессиональному взаимодействию между педагогами, что способствует обмену опыту и передаче наиболее продуктивных и передовых методов обучения. Таким образом, билингвальные уроки являются современным прогрессивным инструментом обучения не только иностранным языкам, но и общеобразовательным предметам в начальной школе.