Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и, соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру. Перед семьёй и общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
Духовно-нравственное воспитание - это целенаправленно организованный педагогический процесс усвоения и принятия учащимися культурных, духовных и нравственных ценностей.
Сущность духовно-нравственного воспитания заключается в последовательном расширении и укреплении ценностной сферы личности ребенка, формирования у него способности находить, видеть, воспринимать и оценивать прекрасное на основании культурных и моральных норм и традиций.
Одним из основных направлений духовно-нравственного воспитания является формирование и развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни, своему здоровью, любви и уважения к семье, воспитание семейных ценностей.
Основной целью духовно-нравственного воспитания является осуществление педагогической поддержки становления высоконравственной личности.
Одной из задач достижения поставленной цели духовно-нравственного воспитания является формирование ценностного отношения к своему здоровью и ЗОЖ и включает в себя:
- воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей;
- развитие элементарных представлений о взаимосвязи нравственного и физического здоровья человека;
- формирование понимания значимости физической культуры и спорта в жизни каждого человека, сохранении и укреплении его здоровья;
- развитие знаний о гигиене, развитие привычки соблюдения личной гигиены;
- формирование представлений о значении природы в жизни человека и ее положительного влияния на здоровье;
- формирование представления о возможном отрицательном влиянии на физическое и психического здоровье человека избытка компьютерных игр, телевидения и т.п. [5]
Факт ухудшения состояния здоровья у детей в современный период является общеизвестным. Среди учащихся практически нет абсолютно здоровых детей. Такое положение вещей возникло, на наш взгляд, под влиянием следующих факторов: плохой экологической ситуации в регионе, из-за употребления некачественных продуктов питания и неправильного режима питания, по причине развития цифровой культуры, когда дети большую часть свободного времени проводят за гаджетами, а не на свежем воздухе и т.д. В связи с этим актуальным является формирование у детей (начиная с дошкольного возраста) навыков здорового образа жизни.
В последнее время в школах, в дошкольных образовательных учреждениях, в средствах массовой информации активно ведется пропаганда навыков здорового образа жизни [6].
Л.В.Доброрадова определяет здоровый образ жизни следующим образом: «Здоровый образ жизни целесообразно рассматривать как совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человеческого организма, при которых все его системы работают достаточно долговечно, а также совокупность рациональных методов сохранения здоровья и гармонического развития личности» [2, с. 34]. Основными аспектами здорового образа жизни являются двигательная активность, личная гигиена, режим труда и отдыха, рациональное питание [2].
Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, которые укрепляют здоровье и развивают физические способности человека. При этом физическая культура и спорт выступают и как важнейшее средство воспитания.
Для выявления представлений о здоровом образе жизни мы провели анкетирование учащихся 4-х классов школ № 10 и № 24 г. Череповца. Нашей целью было определение отношения учащихся и их семей к своему здоровью. Всего было опрошено 52 четвероклассника.
На вопрос анкеты: «Как ты обычно проводишь свободное время?» вариант ответа «занимаюсь физкультурой и спортом» был на втором месте; большинство опрошенных своё свободное время тратят на занятия личным хобби, занятия спортом и прогулки на свежем воздухе (хобби - 56%, физкультура и спорт - 46%, прогулки на свежем воздухе - 35%), но тем не менее следует обратить внимание на то, что 28% ребят в свободное время сидят в сети Интернет, 22% играют в компьютерные игры, 17% - смотрят телевизор.
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Как ты проводишь своё свободное время?», в %.
На следующий вопрос: «Проводишь ли ты свободное время с родителями в активном отдыхе на природе?» ответ «Регулярно» был у 33% опрошенных, 59% ответили «Иногда», и 7% «Крайне редко».
Мы можем заключить, что большинство родителей и организуют свободное время своих детей, и проводят его с пользой для здоровья.
Следующий вопрос анкеты: «Присутствуют ли регулярные занятия спортом в вашей семье?» - 34% опрошенных ответили «Да, регулярно», 61% дали ответ «Да, время от времени», 5% ответили «Очень редко». Состояние семейного физического воспитания во многом зависит от желания родителей активно заниматься физкультурой.
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Присутствуют ли регулярные занятия спортом в вашей семье?», в %.
Следующий вопрос анкеты: «Ты с удовольствием посещаешь уроки физкультуры?» - ответы - «Да» - 88%, «Скорее, да» - 12%. Многообразие форм физического воспитания подрастающего поколения делает уроки физкультуры интересными и увлекательными и очень нравятся детям начальной школы. Физкультура закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно разностороннее развитие личности.
Учителя прививают любовь к спорту через уроки физкультуры. Одна из главных задач учителей физической культуры - формирование у учащихся положительного отношения к физической культуре. Создание положительного эмоционального фона формируется у школьников еще до начала урока и сохраняется на всем его протяжении.
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос: «Ты с удовольствием посещаешь уроки физкультуры?», в %.
Следующий вопрос анкеты: «Помогает ли тебе школа заботиться о здоровье?» - «Да» - 71%, «Нет» - 6%, «Затрудняюсь ответить» - 23%. Практическая работа с учащимися осуществляется в рамках проведения внеурочной деятельности и мероприятий по здоровьесберегающей тематике. На классных часах, внеклассных мероприятиях и других уроках пропагандируются нормы здорового образа жизни.
Рис. 5. Распределение ответов на вопрос: «Помогает ли тебе школа заботиться о здоровье?», в %.
Таким образом, можно сделать вывод, что школьники с помощью взрослых (родителей и учителей) осознают важность ведения здорового образа жизни; на них позитивно сказывается пропаганда и мероприятия, ориентированные на его формирование. В начальной школе ученики активно занимаются спортом и физкультурой, но к старшим классам их образ жизни становится малоподвижным, они начинают активно увлекаться виртуальной жизнью, соцсетями. Следовательно, на наш взгляд, пропаганду необходимости ведения здорового образа жизни стоит вести не только на этапе формирования его навыков в дошкольном и младшем школьном возрасте, но и в среднем и старшем звене, когда в силу общих учебных нагрузок и выхода из-под контроля учителей и родителей школьники, осознавая важность ЗОЖ, далеко не всегда закрепляют его в своем поведении.
Список литературы
- Воробьева И.Н.Здоровый образ жизни как индикатор для определения базового стиля жизни // Проблемы фундаментальной подготовки в школе и вузе в контексте современности. Вып. 7: Межвуз. сб. науч. работ. - Череповец: ЧГУ, 2017. С.301-303.
- Доброрадова Л.В. Здоровый образ жизни как объект исследования в различных отраслях науки // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - № 5. - С. 29-35.
- Мартыненко А.В. Здоровый образ жизни молодежи // Знание. Понимание. Умение. - 2004. - №1. - С. 136-139.
- Уварова В.И., Мясина Е.П., Фролова Н.А. О здоровом образе жизни в представлениях школьников // Автономия личности. - 2010. - №1. - С 112-116.
- Понятие и содержание духовно-нравственного воспитания https://spravochnick.ru/pedagogika/celi_i_zadachi_vospitaniya/zadachi_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya/
- Проблемы фундаментальной подготовки в школе и вузе в контексте современности. Вып.11: Межвузовский сборник научных работ. / Редактор-составитель А.Е.Новиков. - Череповец: ЧГУ, 2020. - 200 с. (Воробьева И.Н., Трошина Л.П. Здоровый образ жизни в представлении школьников. с. 189-195)