Использование технологии проектной деятельности во внеурочных занятиях (на примере проекта «В поисках мельницы»)

Разделы: Классное руководство, Краеведение, Патриотическое воспитание

Класс: 6

Ключевые слова: проектная деятельность


Основная идея проекта сосредоточена вокруг мельницы-топчанки - неотъемлемой части истории села Улахан-Кюель и нашей республики в целом.

Любой педагог при организации внеклассной деятельности должен исходить из желаний, способностей обучающихся. В основе истории создания данного проекта лежит классный час, посвященный ко Дню Государственности Российской Федерации (12 декабря 2015 года). Когда вопрос зашел о символике государства, республики, улуса и села, дети констатировали тот факт, что герб, флаг села Улахан-Кюель содержат изображение мельницы. Развивая свою мысль, добавили, что одна единственная улица носит название «Мельницкая», в гимне села есть слова «миэлинсэлээх кырдалым». Само собой, у них возник вопрос «А где мельница?». Ведь ни самого сооружения, ни ее останков тут нет. Работая второй год, я к своему стыду, тоже не была осведомлена в этом вопросе. Так возникла идея возникновения проекта «В поисках мельницы».

Я, как классный руководитель, стремлюсь к тому, чтобы у каждого ребенка была развита совокупность его способностей в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, чтобы ребенок был творцом развитых форм общения. Исследовательская и творческая работа учащихся позволяет им быть заинтересованными участниками процесса воспитания. Создание электронной книги «В поисках мельницы», краткометражного художественного фильма о мельнице и научно-исследовательской работы «История мельницы-топчанки села Улахан-Кюель» в полной мере реализует принцип: «История для детей и руками детей», - перенеся основной центр тяжести с процесса восприятия на процесс создания. В результате постоянной работы над созданием продукта своей деятельности идет социализация детей на основе педагогического сотрудничества учащихся, учителей и родителей в системе ученического самоуправления, расширение межведомственных связей с внешкольными учреждениями. Продукты нашего проекта должны стать подарком от нашего класса школе, в честь возведения ее нового здания.

«Улахан-Күөл баай историялаах, номоххо киирбит дьоннордоох, кэрэ айыл5алаах, саха хааннаах былыр-былыргыттан сөбүлээн олохсуйбут түөлбэтэ» (Е.А.Борисов)

Село Улахан-Кюель имеет богатую историю. В годы ВОВ на фронт были призваны 54 человек, из них вернулись 28. Здесь проживали и воспитывали своих детей 7 матерей-героинь. Это колыбель детства для многих видных деятелей нашей республики: 7 ученых в различных областях науки, известные педагоги, заслуженные работники народного хозяйства и т.д. Во времена укрупнения многие семьи переехали в другие населенные пункты, поэтому в воспоминаниях жителей сохранились только малые отрывки истории села. В основном с 1970-х годов. Восстанавливать и сохранять историю это долг нынешнего поколения, который учится и работает сейчас. И этот проект мы разрабатывали как дань месту, который оказался вторым домом для меня и моих учеников.

Цели данного проекта:

  • Исследование и увековечение истории родного села;
  • Создание электронной книги и краткометражного художественного фильма об историческом объекте села Улахан-Кюель;
  • формирование творческой и поисково-исследовательской активности учащихся через проектную деятельность.

Реализация проекта позволяет решить ряд задач:

  • формирование общеучебных, регулятивных, коммуникативных компетенций обучающихся через проектную деятельность.
  • воспитание у школьников чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордость за свой народ;
  • изучение роли мельницы-топчанки, ее значения и влияния на формирование самосознания жителей;
  • развитие способности к творчеству;
  • приобщение к истории и культуре своего народа;
  • исследовательская историко-краеведческая, творческая работа.

Реализация данного проекта рассчитана на срок с декабря 2016 г. по декабрь 2017 года.

Каждому ученику в начале работы над проектом выдается его проектный дневник. В дневнике ученик фиксирует всю деятельность в течение всей работы над проектом, включая все этапы работы над проектом. Это способствует формированию регулятивных компетенций: планирование, сравнение, анализ своей деятельности.

В течение основных этапов проекта на каждого ученика заполняется оценочный бланк по методике Н.А.Силичевой указанной в работе «Оценивание уровня сформированности компетентностей учащихся при применении метода учебных проектов». Это позволяет проводить мониторинг развития учащихся в ходе работы над проектом, следовательно, успешности самого проекта.

Сотрудничество при реализации проекта

Предполагаемые результаты:

  • формирование образовательных, регулятивных, коммуникативных компетенций обучающихся через проектную деятельность.
  • изучение роли мельницы-топчанки, ее значения и влияния на формирование исторического самосознания жителей;
  • развитие способности к творчеству;
  • приобщение к истории и культуре своей малой родины;
  • исследовательская историко-краеведческая работа;

Конечные продукты:

  • макет мельницы;
  • электронная книга "В поисках мельницы";
  • научно-исследовательская работа "История мельницы-топчанки села Улахан-Кюель", «Дойдум Улахан-Куелум историческай пааматынньыгын уйэтитии»;
  • краткометражный фильм о мельнице.

Степень реализации проекта на данный момент

На данном этапе достигнуты следующие результаты:

  1. Разработан план мероприятий по реализации проекта.
  2. Собраны архивные материалы и сведения от очевидцев.
  3. Электронная книга «В поисках мельницы».
  4. Доклад «Дойдум Улахан-Куелум историческай пааматынньыгын уйэтитии».
  5. Семейный проект «Дойдум Улахан-Куелум историческай пааматынньыгын уйэтитии».

Оценивание уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся при оценке проектной деятельности

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, а методы и приемы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.

Компетентности представляют такие характеристики качества подготовки обучающихся, которые тяжело поддаются измерениям. Трудность здесь видится в том, что компетентность нельзя трактовать как сумму предметных знаний и умений.

Для успешной самореализации выпускник современной школы должен обладать рядом ключевых компетентностей. Проектная деятельность предоставляет прекрасные возможности для формирования 3 ключевых компетентностей - решение проблем (самостоятельность), информационная компетентность, коммуникативная компетентность.

Требования и критерии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся для оценки проектной деятельности

Требования сгруппированы в соответствии с перечнем ключевых компетентностей в три раздела: «Решение проблем», «Работа с информацией», «Коммуникация». Внутри них на основании вида деятельности, в котором они должны проявляться в первую очередь, заданы элементы компетентностей.

Уровни сформированности ключевых компетентностей выделены сообразно возрасту учащихся. Для каждого уровня приведены показатели освоения той или иной компетентности на входе (качественное изменение по сравнению с предыдущим уровнем) и на выходе (увеличение доли самостоятельности учащегося, или усложнение того способа деятельности, владение которым он должен продемонстрировать). Предполагается, что первый уровень осваивается учащимся в начальной школе, второй - в 5-7 классах, третий - в 8-9 классах, четвертый - на старшей ступени.

Требования к уровню сформированности ключевых компетентностей учащихся конкретизированы в критериях для оценки и задаются к отдельным элементам компетентности - группе сложных интегрированных умений. Критерии предназначены для бинарной оценки (да \ нет).

Требования, предъявляемые к уровню сформированности ключевых компетентностей при оценке проектной деятельности учащихся и критерии оценки, представленные в форме таблиц, позволят дать качественную оценку продвижения учащегося.

Оценочные бланки позволяют фиксировать уровень учащегося по каждому критерию. При этом учитывается, что по некоторым составляющим той или иной компетентности ученик может оказаться на более высоком или низком уровне, чем тот, который он демонстрирует в целом. Таким образом, оценочные бланки позволяют отмечать продвижение ученика, основные пробелы и успехи в освоении того или иного способа деятельности, включая показатели предыдущего и последующего уровней по отношению к тому, на котором, как предполагается, находится учащийся той или иной ступени обучения.

В оценочном бланке отведено место для того, чтобы учитель фиксировал помощь, оказанную ученику в ходе работы над проектом. Это имеет принципиальное значение, так как переход учащегося на новый уровень освоения компетентности, или его продвижение внутри уровня нередко связаны с увеличением его самостоятельности в рамках проектной деятельности.

Объектами оценки являются портфолио проектной деятельности учащегося, а также наблюдение за презентацией продукта, работой в группе и консультацией. При оценивании учитель использует только один бланк.

При необходимости предложенная система подсчета баллов может быть соотнесена с пятибалльной отметкой, при этом рекомендуется ориентироваться на общий балл и принимать за основу выставления отметки персональное продвижение учащегося по сравнению с предыдущим этапом проекта.

Заключение

Данный проект основан на принципе: «Изучаем. Исследуем. Творим» и направлен на усвоение учащимися ценностных ориентаций, связанных с историческим и культурным наследием села Улахан-Кюель; реализация проекта включает в себя жизненные ситуации с выбором и принятием решений, высказыванием собственного мнения, способствуют развитию коммуникативных навыков, грамотности учащихся.

В заключение хотелось бы привести цитату, публициста и журналиста, теоретика педагогики Симона Львовича Соловейчика: «Учитель не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель - не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми. Цель воспитания - не в воспитании, не в «целенаправленном воздействии», а, в общем, вместе с детьми улучшении общей жизни…»

Мы, педагоги, должны строить наш мир не ради детей, а вместе с ними.

Приложение