«Если вы обладаете знаниями, дайте другим зажечь от них
свои светильники».
Т.Фуллер
Введение
В последнее время среди учеников младших классов возрастает число детей с трудностями в обучении, обусловленными, в первую очередь, недостаточным уровнем их когнитивно-личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и задержкой психического развития (ОВЗ/ЗПР) на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.
Одним из наиболее продуктивных подходов к решению задач преодоления возникающих трудностей в обучении, профилактики отставаний в психическом развитии детей младшего школьного возраста является нейропсихологический подход. Базируется он на теории развития высших психических функций Выготского Л.С., теории системной динамической локализации высших психических функций Лурии А.Р. [6,7] и теории нейропсихологической реабилитации Цветковой Л.С. [9]
Нейропсихологическая коррекция детей признана эффективным видом психологической помощи. Она позволяет детям справиться с проблемами в учебе и улучшить общение с окружающими, позитивно влияет на общее развитие личности ребенка: стабилизирует эмоциональный фон, помогает раскрыть потенциальные возможности ребенка, нормализует самооценку.
Нейропсихологическая коррекция - один из методов эффективной помощи детям для преодоления: снижения работоспособности, быстрой утомляемости, несформированности пространственных представлений, рассеянного внимания, ухудшения памяти, трудностей мышления, проблем самоконтроля в учебе.
Цель работы представить систему работы и создания условий для формирования познавательной и личностной сферы на коррекционно- развивающих занятиях с детьми ОВЗ/ЗПР.
Задачи:
- провести теоретический анализ литературы по проблеме познавательной и личностной сферы на коррекционно- развивающих занятиях с детьми ОВЗ/ЗПР;
- показать систему коррекционно-развивающей работы с нейропсихологическим подходом;
- провести сравнительный анализ коррекционно-развивающей работы за 2020-2021 учебный год.
Основная часть
Занятия с детьми ОВЗ/ЗПР в МБОУ «СОШ№1» проходят на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П.Локалова [5]. Данная программа входит в число рекомендуемых, в рамках введения новых ФГОС.
Деятельность в рамках данной программы психологического развития приводят к улучшению познавательной сферы (восприятия, сформированности мыслительных операций сравнения, установления закономерностей, внутреннего плана действия, вербально- смыслового анализа, рассуждающего мышления) и когнитивно- личностной сферы обучающихся (формирование положительного отношения к школе и учению, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление отстаивать свое мнение, формирование положительной самооценки, повышение школьной мотивации, снижение уровня тревожности при ответах на уроках).
Введение нейропсихологического подхода значительно улучшило результаты коррекционно-развивающей работы, так как по результатам нейропсихологической диагностики нам становятся понятны причины школьных трудностей, скрытых в особенностях работы мозга конкретного ребенка.
Коррекционно-развивающая работа с ребенком включает в себя четыре основных этапа:
- Диагностический этап
- Установочный этап
- Коррекционный этап
- Этап оценки эффективности коррекционного воздействия.
Диагностический этап. Программа нейропсихологических занятий строится исходя из индивидуальных особенностей каждого ребёнка, опираясь на результаты нейропсихологического тестирования.
При помощи данного обследования выявляется актуальный уровень развития, определяются истинные причины трудностей ребёнка, связанные с особенностями работы его мозга, определяется какой участок «дал сбой». К примеру, причиной многочисленных ошибок на письме могут быть не только незнание правил правописания, но и дефекты зрительно- пространственного восприятия, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, несформированность фонематического восприятия, нарушения зрительного праксиса и пр. Пример второй: ребенок не всегда понимает обращенную к нему речь. Причиной может быть нарушение слухового, слухоречевого факторов, концентрации или переключения внимания и скорости мыслительных операций. Зная истинную причину проблемы, можно целенаправленно и эффективно ее устранить, не тратя время на "механическое" заучивание орфограмм.
Диагностические данные используются не только для выбора коррекционных приемов, но и для оценки эффективности воздействия. В адаптированных программах (1-4 класс) специально выделено время (по два урока) для диагностики в начале обучения и конце.
Результаты углубленной нейропсихологической диагностики с детьми ОВЗ фиксируются на специально разработанном бланке, в котором прописаны упражнения и методики, отмечается результат усвоения программы и общие выводы. Данный продукт разработан нами на основе пособия «Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников» под редакцией Т.В.Ахутиной, О.Б.Иншаковой.
Установочный этап. На данном этапе с ребенком устанавливается эмоциональный контакт, который помогает в коррекционной работе. Цель установочного этапа - снятие тревожности, повышение уверенности в возможности достижения позитивных изменений, создание у ребенка установки на коррекционную работу.
Коррекционный этап. На данном этапе осуществляется коррекционное воздействие в соответствии с проблемным полем, выявленным по результатам нейропсихологической диагностики и диагностики психических процессов Векслера.
Нейропсихологическая коррекция носит пролонгированный характер, максимальный эффект достигается спустя 6-7 месяцев после окончания психокоррекционного воздействия.
Этап оценки эффективности коррекционного воздействия. Осуществляется в конце учебного года. Изменения фиксируются в документе «Коррекционная работа», делается вывод. (Приложение 2)
Практическая часть
Занятия с детьми ОВЗ проводятся в соответствии с расписанием. В первых, вторых и третьих классах проводятся индивидуальные занятия. Коррекция четвероклассников проводится малыми подгруппами.
Большую часть времени дети отрабатывают через нейропсихологические упражнения реципрокную координацию движений, динамический, кинестетический, оральный, зрительный, слуховой, слухоречевой, пространственный праксис, межполушарный фактор и блок приема, хранения и переработки материала. Для развития психических процессов приобретено много игр «Пазлы», «Танграм», «Домино», «Тетрис» «Лото», «Мозайка», конструкторов. Приобретены и используются учебно-тематические комплекты «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» Е.В.Языканова [10].
В структуру нейропсихологического занятия входит:
- Проработка первого блока- блока активации, тонуса и энергетики.
- Упражнения, направленные на активизацию межполушарных взаимодействий, синхронизацию работы полушарий.
- Упражнения, направленные на развитие произвольности, самоконтроля, снятие импульсивности, развитие навыка удержания программы.
- Упражнения, направленные на развитие пространственных функций, формирование пространственных представлений.
- Развитие мелкой моторики
- Развитие психических процессов: памяти (образной, слуховой, долговременной), внимания, мышления, речи, воображения. Дополнительно в первых и вторых классах формирую навык чтения.
- Рефлексия.
Ниже представлена таблица структуры нейропсихологического занятия (табл 1).
Таблица 1. Структура нейропсихологического занятия
Проработка первого блока - блока активации, тонуса и энергетики. |
Самомассаж по точкам, релаксация, «Восточное дыхание», дыхательная гимнастика Стрельниковой. Упражнение-игра парой «Дьютиболл», Хлопки в ладоши под ритмическую музыку, двигательные упражнения по методу замещающего онтогенеза (Семенович, 2002). |
Упражнения, направленные на активизацию межполушарных взаимодействий, синхронизацию работы полушарий |
Упражнения с перекрестными движениями. Рисование восьмерки в воздухе и на листе бумаги правой, левой рукой и двумя руками одновременно. Рисование симметричных каракуль двумя руками. Игра «Зеркало», «Ухо-нос», «Нос-локоть», «Лезгинка», и др. |
Упражнения, направленные на развитие произвольности,
самоконтроля, снятие
|
«Парад» - маршировать на определенный счет с заданиями. Игра «Считаем до 100» (с условиями). Игра «Болгария». «Запретная буква». «Азбука Морзе», «Разведчик», «Кодировщик», «Графический диктант», «Корректурная проба» с переключением, «Мяу-карты» |
Упражнения, направленные на развитие пространственных функций, формирование пространственных представлений |
Тесты Тейлора и Рея-Остеррица (правой и левой рукой), «Составь словечко», «Методика Мюнстерберга», «Кодировщик», «Кубики Кооса», «Перевернутые рисунки», «Объект Х» |
Развитие мелкой моторики |
Рисование по образцу и воображению. Мозайка, работа с мелкими деталями. |
Развитие психических процессов: памяти (образной, слуховой, долговременной), внимания, мышления, речи |
«Шесть фигур», «Восстанови текст с пропущенными словами», «Фразы для запоминания», «Серии слов», подборка тренировочных упражнений для развития внимания, «Дидактический материал по отработке навыков чтения и развития логического мышления» «Подбери общее понятие», «Найди рядоположенные слова», «Пятый лишний» и т.п. |
Для проведения нейропсихологических занятий разработан сборник игр и упражнений, направленный на развитие разных параметров. (Приложение 3)
По результатам первичной нейропсихологической диагностики (перед началом занятий в начале учебного года) выявлено 5 компонентов, с самыми высокими показателями не сформированности: 50% детей с несформированной серийной организацией движений, 62% с проблемами слухоречевого фактора, 58% с нарушениями слухового фактора, 58% с неразвитым межполушарным фактором. Самое большое количество детей с нарушениями пространственного фактора- 87%. Таким образом, упражнения для развития данных факторов я использую на каждом занятии.
График трудностей усвоения компонентов входящих в структуру нейропсихологической диагностики представлен ниже. (рис. 1)
Рис. 1. График трудностей усвоения компонентов, входящих в структуру нейропсихологической диагностики.
Вывод по результатам коррекционно-развивающей работы за текущий период (2019-2020 учебный год).
По результатам вторичной нейропсихологической диагностики (после проведения занятий в конце учебного года) можно сделать вывод, что улучшились параметры:
- На 35% серийной организацией движений;
- На 19% реципрокной координации движений;
- На 35% графической пробы;
- На 20% блока приема, переработки и хранения;
- На 5% орального праксиса;
- На 11% зрительного фактора;
- На 10% слухоречевого;
- На 13% слухового фактора;
- На 47% пространственного фактора;
- На 24% межполушарного фактора;
- На 16% фактора программирования, регуляции и контроля произвольных действий.
Таким образом, по пяти параметрам произошли значительные улучшения показателей.
Заключение
Изложенные выше результаты были достигнуты благодаря использованию комплексного подхода к построению программы коррекции. Занятия сочетают в себе двигательные (телесно- ориентированные) и когнитивные приемы. Так же на эффективность работы влияет широкое использование игровых нейропсихологических методов, которые обеспечивают не только развивающее воздействие, но и снимают эмоциональное напряжение, снижают уровень неуверенности и негативное отношение к учебной деятельности.
Литература
- Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: Трудности обучения и коррекция / Под ред. О.Б. Иншаковой. - Москва; Воронеж: Изд-во МПСИ, 2001. С. 7-20.
- Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму / Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001. - С. 195-213.
- 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.
- Гин С.Л. Мир логики: методическое пособие для учителя начальной школы. М.: «Вита-Пресс», 2003.
- Локалова Н.Л. 120 уроков психологического развития школьников. Книга для учителя начальных классов. М.: «Ось», 2011
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 384 с.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. - М.: Изд-во МГУ, 1962 - 1-е изд.; 1969 - 2-е изд.; М.: Академ. проект, 2000 - 3-е изд.; СПб.: Питер, 2008 - 4-е изд.
- Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении. Под редакцией Ж.М.Глозман/
- Цветкова Любовь Семеновна. Нейропсихологическая реабилитация больных. - М.: издательство МГУ, 1985
- Языканова. Е.В. «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения». - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен». 2011.-126 с. (Серия «Учебно- методический комплект»).