Класс: 2.
Цель:
коррекционно-обучающий аспект:
- закреплять навык звукобуквенного анализа и синтеза;
- формировать навык слогового анализа и синтеза;
- расширять и уточнять словарный запас;
- формировать навык словоизменения;
- совершенствовать умение построения грамматических конструкций с использованием предлогов;
- формировать навык работы со стихотворным текстом.
развивающий аспект:
- развивать слуховое и зрительное внимание, зрительно-пространственное восприятие;
- развивать коммуникативные навыки.
воспитывающий аспект:
- воспитывать умение работать в группе;
- объективное самостоятельное оценивание результатов своей деятельности.
Играют 4 команды. Оценивается правильность и скорость выполнения задания в баллах.
Ход проведения викторины
Обучающиеся уточняют, что такое викторина, необходимые условия её проведения (команды, ведущий, тема, вопросы). На доске тема: «От звука до стихотворения».
Разминка
Прочитать утверждение, определить верно оно или нет, обозначив свой ответ кружком зелёного или красного цвета соответственно.
1. Мягкий и твёрдый знак не обозначают звука.
2. Если сегодня вторник, то послезавтра будет пятница.
3. Букву мы произносим и слышим.
4. Слово, противоположное по значению слову быстрый - медленный.
5. Согласный звук Ч всегда твёрдый.
6. Словосочетание сильный дождь можно обозначить словом снегопад.
7. Между месяцами январь и март идёт февраль.
8. Детёныш овцы - ягнёнок.
Результат правильного выполнения задания.
Проверка.
На доске названия команд с соответствующими табличками на партах: «мыслители», «сочинители», «выдумщики», «фантазёры».
Выполняя задания, учащиеся заполняют таблицу слов.
Задание 1. Составить слова. Записать в таблицу слово, в котором согласных букв больше, чем гласных.
У каждой команды свой вариант задания.
1 вариант
Слова: луна, лось, оса - лось.
2 вариант
Слова: куст, гиря, уши - куст.
3 вариант
Слова: рамы, мышь, эхо - мышь.
4 вариант
Слова: сено, уха, гусь - гусь.
Задание 2. Определить в первом слове первый слог, во втором слове второй слог, составить (если это возможно) из них слова. Записать в таблицу получившееся слово.
1 вариант |
2 вариант |
паром, колесо - пале; |
батон, коридор - бари; |
рынок, кабачок - рыба; |
веер, пешеход - веше; |
убор, самолёт - умо |
лимон, засада - лиса |
3 вариант |
4 вариант |
ковёр, борода - коро; |
кабан, полено - кале; |
парус, нападение - папа; |
урок, собака - уба; |
носорог, ракета - ноке |
малина, комары - мама |
Задание 3. Определить предлог, который наиболее часто встречается при описании картинки.
Задание 4. Составить слова, выполнив действия с буквами. Записать в таблицу слово, соответствующее предложенному определению.
1 вариант
(коридор - идор) + (абажур - ажур) + (ель - е) = корабль
(сапоги - поги) + (молоток - оток) + (бьёт - бь) = самолёт
Водный вид транспорта - корабль.
2 вариант
(кровать - вать) + (лидер - дер) + (век - ве) = кролик
(завтрак - втрак) + (ясень - сень) + (чтец - чте) = заяц
Дикое животное - заяц.
3 вариант
(мебель - бель) + (дверь - рь) + (жёлудь - жёлу) = медведь
(бегемот - гемот) + (лист - ист) + (утка - ут) = белка
Слово мужского рода - медведь.
4 вариант
(силуэт - луэт) + (нить - ить) + (лица - л) = синица
(птенец - тенец) + (человек - овек) + (оса - ос) = пчела
Название насекомого - пчела.
Задание 5. Подобрать слова из таблицы и вписать их в стихотворение. У каждой команды одно четверостишие.
1 вариант
Слова: лось, рыба, по, корабль.
Иногда молчу, как ________ (рыба),
Быстро бегаю, как ________ (лось),
Плыть однажды, как ________ (корабль),
Мне ____ (по) речке довелось.
2 вариант
Слова: куст, лиса, под, заяц.
Я бываю очень хитрым,
Как _______ (лиса) в лесу густом.
Иногда труслив, как ______ (заяц),
Что укрылся ____ (под) _______ (кустом).
3 вариант
Слова: мышь, папа, в, медведь.
Громко я могу реветь,
Как ______ (медведь) ___ (в) своей берлоге.
Тихим быть могу, как ________ (мышь),
Когда ________ (папа) очень строгий.
4 вариант
Важным быть могу, как _______ (гусь),
Как _______ (пчела) трудолюбивым.
Тогда ________ (мама) говорит:
«Ты ____ (на) свете самый милый!»
Каждая команда читает составленное четверостишие. В результате на доске появляется текст всего стихотворения.