Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования определяют цели и задачи, стоящие перед образованием. Одним из акцентов модернизации российского образования является организация проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы. Но не всегда сами педагоги понимают, в чем разница между проектной и исследовательской работой школьников. Как педагогу реализовать данное направление своей работе в урочной или внеурочной. В данной статье будут представлены рекомендации из опыта работы по ведению проектной деятельности с учащимися в рамках предметной области «Естественно-научные предметы», предмет «Биология» в основной школе.
Проектная деятельность обучающихся - это совместная учебно-познавательная, творческая(игровая) деятельность обучающихся, имеющая общую цель, методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Исследовательская деятельность - это деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие этапов исследования.
Надо понимать, что между проектной и исследовательской деятельностью, есть как общие черты, так и различия. Общими чертами в проектной и исследовательской деятельности школьников являются: цель, структура и результат как интеллектуальное, личностное развитие, рост компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать. Отличием проектной деятельности является, то, что она ориентирована на получение конкретного результата - продукта с определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования. Проект содержит описание, детализацию конечного продукта. Результат должен быть точно соотнесен со всеми сформулированными в замысле проекта характеристиками. Исследовательская работа на начальном этапе лишь обозначает направление исследования, формулируются отдельные характеристики итогов работы. Строго соблюдается логика исследования: формулировка проблемы - выдвижение гипотезы - последующая экспериментальная проверка выдвинутых предположений.
В основной школе в отличие от старшей, включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность - один из путей формирования УУД. Получение продукта, как материализованный результат. Подготовка проектной работы, как работа по выполнению проекта. Защита, как иллюстрация образовательных достижений школьника.
Формы организации проектных и исследовательских работ разнообразны, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В урочной деятельности - урок-исследование, урок-лаборатория, урок - творческий отчет, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ, урок - защита проектов, домашнее задание исследовательского характера. Во внеурочной деятельности - исследовательские практики, экспедиции, экскурсии, факультативные занятия, ученическое научное общество, олимпиады, конференции.
Важно отметить, что при согласовании темы проектной или исследовательской работы с учеником, необходимо придерживаться критериев выбора темы:
- Тема должна представлять интерес для учащегося.
- Тема интересна не только ученику, но и педагогу.
- Тема должна быть реализуема с использованием ресурсов, которыми располагает исследователь. Это значит, что по выбранной теме материал должен быть доступен.
Далее представлена подборка тем проектных и исследовательских работ для учащихся основной школы с 5-й по 9-й классы (Приложение 1).
Памятка для ученика по ведению и составлению индивидуального проекта. (Приложение 2).
Примеры готовых продуктов проектных работ учащихся (Приложение 3).