Виртуальная экскурсия как средство развития познавательной активности ребенка дошкольника. Модуль «Регионоведение»

Разделы: Работа с дошкольниками, Краеведение

Класс: д/с

Ключевые слова: виртуальная экскурсия


Федеральный государственный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования.

Информатизация образования открывает перед педагогом новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей. Создается единое информационное образовательное пространство ДОУ, активно используется интернет ресурсы, информационные технологии, проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе.

Информационные технологии в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста совершенствуют способы и средства организации детской деятельности, обеспечивают всестороннее развитие личности ребёнка-дошкольника, а также готовят его к жизни в информационном обществе.

Поэтому использование интерактивных технологий является эффективным средством развития познавательных интересов современных дошкольников.

В работе по краеведению активно используются экскурсии. Однако зачастую проведение экскурсии затруднено в связи с погодными условиями или труднодоступностью местонахождения объектов наблюдения.

Безграничный познавательный интерес современного дошкольника успешно реализуется через организацию виртуальных экскурсий.

Виртуальные экскурсии, конечно, не заменят реального посещения желаемых объектов, но это отличный способ познакомиться с желанными и такими далекими для некоторых местами. Другой положительный момент виртуальных экскурсий - расширение кругозора детей, приобщение их к прекрасному через искусство. Возможность использования данных программ сделает образовательную деятельность более живой и интересной.

Что такое «виртуальная экскурсия»?

Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.

Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.

Выбор был сделан не случайно, так как экскурсия является наиболее значимым инструментом для ознакомления детей с окружающим миром. Именно она позволяет ребенку наглядно увидеть, то, о чем он уже слышал от педагога, посетить памятные места города, музеи, центры культуры и т.д. Благодаря виртуальным экскурсиям образовательный процесс становится более разнообразным, интересным, эффективным. Эта технология позволяет реализовывать принципы научности и наглядности в процессе обучения дошкольников.

Социальная значимость виртуальных экскурсий заключается в доступности информации для всех воспитанников, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Далеко не каждый ребенок может посетить тот или иной объект в реальной жизни, а благодаря виртуальным экскурсиям это становится возможным.

Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Дети не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий. Использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.

Во время виртуальных экскурсий меняется взаимодействие педагога с воспитанниками: его активность уступает место активности воспитанника, задача взрослого - создать условия для их инициативы. Воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт взрослого, побуждает воспитанников к самостоятельному поиску, исследованию.

По форме и содержанию виртуальные экскурсии могут быть нескольких видов:

Фото-путешествие (знакомство с объектами и явлениями природы вместе с каким-либо героем). Оформляются в виде электронных презентаций и слайд-шоу; видео-экскурсия, комментариями к которой, служат рассказы детей или экскурсовода. Это могут быть видеозаписи семейного путешествия или видеоролики, размещенные на сайтах реальных музеев и в глобальной сети.

При подготовке к проведению виртуальной экскурсии важно обратить внимание на некоторые моменты

1. Маршрут любой экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы, это положение действует и при создании виртуальной экскурсии. Последовательность материала видеоряда надо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему.

2. Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с детьми. Во вступительной беседы педагог определяет цели и задачи экскурсии. Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсии играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии.

3. Составляя текст виртуальной экскурсии необходимо помнить, что текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Текст составляется в той последовательности, в которой показываются объекты. Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый для «использования» рассказ.

4. Заканчиваем виртуальную экскурсию традиционно - итоговой беседой, в ходе которой вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.

Педагогами разработано - Портфолио проектов курса «Регионоведение»

Реализуя требования стандарта, при организации педагогического процесса в ДОУ применен модульный принцип. Именно модульный принцип построения педагогического процесса при реализации курса «Регионоведение» позволяет давать детям достаточный объем знаний, познакомить дошкольников с историей, культурой, природным окружением родного края.

Цель курса: Развивать первоначальные представления об истории и самобытности русского народа на примере Ставропольского края.

Задачи курса:

    Развивать познавательный интерес к своей Родине, любознательность, эмоциональную отзывчивость к культурно-историческому наследию Ставрополья, Северного Кавказа;
  • Дать знания детям о родном городе, крае: символике, достопримечательностях, промышленных объектах, их пользе и вреде, познакомить с историей происхождения города;
  • Воспитывать патриотические чувства: любовь к родным городу, краю, Родине, уважение к своему прошлому и настоящему.
  • Актуализировать и закреплять знания дошкольников о многонациональном населении нашего края, воспитывать толерантное отношение к различным культурам, развивать навыки общения
  • Дать элементарные знания о флоре и фауне Ставрополья, Северного Кавказа;
  • Познакомить детей с художниками, поэтами, композиторами Ставрополья, Северного Кавказа воспитывать любовь к прекрасному, уважение к людям искусства, своим землякам, воспитывать чувства гордости за своих земляков.
  • Способствовать воспитанию гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

Результатом работы стала разработка модуля «Регионоведение». В основу образовательного модуля были включены формы организации детской деятельности, как традиционные, так и выбранные в результате творческого педагогического поиска:

  • демонстрация видеороликов и презентаций,
  • виртуальные экскурсии через слайд-презентации, путешествия,
  • уроки мышления.

Модуль

Система работы

Модуль 1
«Мой город»

  • Поэтический Ставрополь (путешествие)
  • Ставрополь в солдатской шинели.
  • Ставропольские парки и их история.
  • Родники Ставрополья (вирт. экскурсия)
  • Природа Ставрополья (вирт. экскурсия)
  • «Музеи по открытым небом» (вирт.экскурсия)
  • Музей Терского Казачества (вирт.экскурсия)
  • Экскурсия в ботанический сад (вирт.экскурсия)
  • Осень в парке Победы (вирт.экскурсия)
  • Таманская лесная дача (вирт.экскурсия)

Модуль 2
«Природа Кавказа»

  • Природа Кавказа (вирт.экскурсия)
  • Дикая природа Кавказа. (вирт.экскурсия)
  • Природа предгорья Северного Кавказа (вирт экскурсия)
  • «Дорога в поднебесья» (гора Стрижамент) (вирт.экскурсия)

Модуль 3
«Северный Кавказ-многонациональная семья»

  • Национальные одежды Северного Кавказа
  • Народы Северного Кавказа
  • Поэтический Кавказ
  • Культура и быт Северного Кавказа

Модуль 4
«Поедем - поедим»

  • «Национальная кухня Кавказа» (вирт.экскурсия)
  • Легенды о плове
  • Праздник Айрана (вирт.экскурсия)

Модуль 5
«Путешествие по ожерелью Северного Кавказа»

  • Легенды Кавказа
  • Народные промыслы Северного Кавказа
  • Самые красивые места Адыгеи (вирт.экскурсия)
  • Жемчужина Северного Кавказа (вирт.экскурсия)
  • Народные игры Северного Кавказа
  • «Магия Кавказских гор» (вирт.экскурсия)
  • Северный Кавказ-Ингушетия (вирт.экскурсия)

Модуль 6
«Ах, Ставрополье - синий край»

  • Природа Ставропольского края (вирт.экскурсия)
  • Заказники Ставропольского края (вирт.экскурсия)
  • Рассвет над полями Ставрополья (вирт.экскурсия)
  • Животный мир Ставропольского края (вирт.экскурсия)
  • Растения Ставрополья (вирт.экскурсия)
  • Кавказские Минеральные воды - жемчужина Ставрополья
  • Лесные витамины (вирт.экскурсия)
  • «Сосновый бор - Мамайского леса» (вирт.экскурсия)

Модуль «Путешествие по ожерелью Северного Кавказа»

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Богатые культурные традиции, зародившиеся в крае в XIX к началу XXI в. сделали Северный Кавказ центром культуры и образования, огромным музеем под открытым небом, где только на КМВ сосредоточено свыше 1200 памятников природы, истории, архитектуры. Особенностями реализации познавательного материала в данном модуле является формирование у детей представлений, понятий, суждений о традициях жителях Северного Кавказа; воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе, истории и культуре народов, нселяющих Северный Кавказ; развитие действенно-практической направленности поведения.

Модуль 5
«Путешествие по ожерелью Северного Кавказа»
  • Легенды Кавказа
  • Народные промыслы Северного Кавказа.
  • Самые красивые места Адыгеи ( вирт.экскурсия)
  • Жемчужина Северного Кавказа. ( вирт.экскурсия)
  • Народные игры Северного Кавказа
  • «Магия Кавказских гор» ( вирт.экскурсия)

С помощью виртуальных экскурсий дети могут посетить любой уголок нашего города, края Северного Кавказа: музеи, парки, площади, памятники архитектуры в любое время года.

Младший д/в - видео-экскурсии: «Осень в Парке Победы», «Родники Ставрополя», «Все о городе и первоцветах», «Изучаем голоса птиц».

Длительность виртуальной экскурсии от 7-10 минут.

Старший д/в - видео-экскурсии: «Природа Ставрополья», «Заказники СК», «Сосновый бор - Мамайского леса», «Животные из красной книги», «Музе и под открытым небом».

Длительность виртуальной экскурсии от 15-20 минут.

Заключение

Виртуальная экскурсия позволит познакомить детей с различными животными, которые встречаются в нашей природной зоне. В ходе обычной экскурсии это недоступно для детей, а простое рассматривание картинок полноценного представления о животном не дают. Такое знакомство повышает интерес к познанию окружающего мира, развивает интеллект, Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение виртуальных экскурсий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста, преодолевает интеллектуальную пассивность детей, обогащает социальный опыт, дает возможность использовать полученный опыт в практической деятельности, что способствует росту достижения детей и их ключевых компетентностей.

Список источников

  1. Глушанок Т.М, Хуусконен Н.М. Практика Экскурсионной деятельности. - СПб.; «Издательский дом Герда», 2006. - 208 с.
  2. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы / Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова. - М.: ВАКО, 2008. - 240с.
  3. Жестова Н.С. Проведение экскурсии в лес /Н.С.Жестова //Начальная школа. - 2009, №7, с.30-34.
  4. 4.Заикина Л. Мойлюбимый, край родной. // Дошкольное воспитание. - 2012. - №7. - с. 29-33
  5. Запорожец А.В., Лисиной М.И. Развитие общения у дошкольников - СПб.: ПИТЕР. - 2009 г. - 320с.
  6. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. - М.: Педагогическое общество России, 2011. - 64с.
  7. Лукьянова О.Л. Виртуальные экскурсии при ознакомлении дошкольников с родным городом // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 4.